Путешествие прошло по всем правилам приключенческого жанра – неспешное начало с элементами дорожных казусов и лирическими сценами на природе. Прекрасная погода с ярким солнцем и безоблачным небом. Тревожную нотку вносили масштабные пожары, заметные за десятки километров. Затем борьба с полчищами клещей, атаковавших наш лагерь, нагнетание напряжённости и элементы триллера в сцене ночной стрельбы и бегства по тёмной горной дороге. Парнишка, злобно швыряющий камни в нашу машину и беспрерывный двадцатичасовой круиз на обратном пути. Не верите? Поехали, посмотрим!
60 лет. Юбилей. И мне, старому автопутешественнику, нужно отметить его так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно пройденные тысячи километров и сожжённые сотни литров бензина. А посему, как сказал Фёдор Конюхов – что дома-то сидеть?
Пресловутый острый предмет, находящийся у путешественников в известном мягком месте, постоянно толкал меня к празднованию круглых дат в нестандартных ситуациях. Пятидесятилетие было отмечено на Северном Байкале, пятьдесят пять лет – в Монголии, на берегу Хубсугула. Теперь пришла очередь Алтайских гор Восточного Казахстана, куда мы и направились вместе с женой ранним-ранним утром 23 августа 2021 года.
Маршрут.
Маршрут был уже знакомым и понятным, проходил его в прошлом году. Промежуточные точки — города Аягуз и Зайсан, крайняя точка маршрута – посёлок неподалёку от реки Каракоба, обозначенный на Картах Гугл как Тоскаин, а на МAPS.МЕ – как Бобровка.
Транспортное средство — автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Канистру не брал, расстояние между АЗС на маршруте было ощутимо меньше, чем пробег с полным баком топлива.
Экипаж – два человека. Давненько мы с женой не отправлялись в дальние поездки, всё как-то не получалось поехать вместе. Но ради такого события другие вопросы были отложены и теперь у меня будет надёжный штурман, указания которого я уже давно привык выполнять беспрекословно. И не только за рулём. 🙂
На следующей фотографии экипаж делает селфи на берегу озера Зайсан:
23 августа 2021 года.
Но не будем сильно забегать вперёд, до озера надо было ещё добраться. Всю дорогу к месту отдыха можно разделить на четыре части. Первая: от Алма-Аты до Талды-Кургана. И, даже, дальше на сотню километров. Это очень хорошая дорога и рассказывать о ней особо нечего, лишь стоит отметить два момента.
Когда ехали из дома, то дорожную развязку (45.277424, 78.540402), где уходит дорога на Капал и водопад Бурхан-Булак, мы прошли по объездной дороге. На обратном пути, всего через несколько дней, прошли под путепроводом по готовому асфальту. Похожая картина наблюдалась там, где уходит дорога на балхашский берег Лепсы – на обратном пути проехали по уже готовому мосту через дорогу (45.377409, 78.647219). Пустячок, а приятно…
Часть вторая – это дорога дальше до Аягуза.
Здесь уже есть о чём поговорить. Вечная тема – ремонт! Вы не поверите, но он идёт. И, таки, неплохо продвигается. Не везде, конечно, но продвигается. По сравнению с серединой мая, когда ездил на Алаколь, появились новые участки готового асфальта, что стало приятной неожиданностью и ускорило наше движение. Подробно останавливаться на состоянии дороги до Учарала не буду, всё это есть в рассказе о поездке на Алаколь – Жаланашколь.
А вот о дороге от Учарала до Аягуза расскажу подробнее. Проезжал здесь ровно год назад, попал в сильную песчаную бурю, нового асфальта тогда было очень мало. Сейчас его стало гораздо больше.
Несмотря на то, что продолжительность участков нового асфальта уменьшается по мере продвижения от Учарала к Усть-Каменогорску, общее улучшение дороги позволило нам сократить время в пути от Алма-Аты до Аягуза на два с лишним часа.
Аул Шынкожа в тридцати километрах от Аягуза. Не первый раз проезжаю здесь и постоянно кажется, что батыр, грозно указывающий копьём, так и хочет воскликнуть – Дороги! В Казахстане должны быть дороги!
Аягуз.
Так или иначе, но до Аягуза мы добрались. И здесь нас поджидал первый сюрприз – знакомая АЗС известного бренда «КазМунайГаз» прекратила своё существование. Она находилась немного в стороне от нашего маршрута, на западной окраине города (47.959302, 80.396677), но желание заправится качественным бензином по справедливой цене компенсировало несколько лишних километров. Увы, приехали зря…
Заправка была наполовину демонтирована, пришлось разворачиваться и брать бензин немного дороже на более скромной АЗС. Пустяк, скажете вы. Возможно. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.
От Аягуза началась третья часть нашего пути – до Зайсана, четыре с половиной сотни километров. Ремонтов дороги на этом этапе практически нет. Точнее, не так. Надо стараться их избежать. Для этого необходимо как можно дольше оттягивать момент выезда на трассу М-38, которая капитально реконструируется. А вот дороги местного значения значительно лучше, машин там очень мало и ехать приятно.
Практический совет для тех, кто поедет от Аягуза к Зайсану: едем на Тарбагатай, дальше (не пугайтесь) шестьдесят километров по грунтовой дороге, а потом сплошной прекрасный асфальт. Проходим посёлки Аксуат, Карасу и Акжар с выходом на трассу М-38 в точке с координатами 47.760464, 83.945468. Вскоре начинается новый асфальт, идущий практически непрерывно до города Зайсан.
Однако в город этот мы приехали уже на следующий день. Пройденные за сегодня 1134 километра настойчиво требовали остановиться и поспать. Что мы и сделали. Отъехали от дороги в степь бескрайнюю (47.762155, 83.957156), слегка перекусили и приняли горизонтальное положение. Установленное в салоне спальное место оказалось достаточно просторным для двоих.
Светила полная луна, дул слабый ветерок. Прохладная ночь идеально подходила для отдыха, никаких вредных насекомых отмечено не было. Полностью отдохнувшие, мы встречали рассвет, готовясь к следующему этапу дороги. Ближайшим крупным населённым пунктом был город Зайсан.
24 августа 2021 года.
Но сначала мы решили заехать на берег озера. На предыдущем фото заметна тонкая полоска воды между тёмной степью и розовым небом. От Зайсана нас отделяло не более десяти километров по прямой или двадцать пять километров по дороге, ведущей к прибрежному посёлку. На Картах Гугл он обозначен как Приозёрный, а на МAPS.МЕ – как Тугыл.
Мне не удалось узнать, когда был основан этот посёлок, но ещё в 1930 году там было создано производство по лову рыбы и выпуску рыбной продукции, ставшее со временем крупнейшим предприятием Казахстана в этой сфере. Названия менялись — трест рыбной промышленности, Зайсанский рыбокомбинат, Зайсанское производственное объединение. Последнее название, с 1993 и поныне, АО «Жайсанбалык».
На берег озера мы, конечно, выехали. Но от посёлка впечатление осталось не самое радужное. Много, к сожалению, следов разрухи, заброшенных производственных помещений, хотя есть и постройки, которые смотрятся достаточно свежо. Посмотрел, ради интереса, справочный материал – за десять лет, с 1999 года по 2009 год, население уменьшилось с 7500 до 4800 жителей. Печально… Интересно, что покажет перепись населения, которая сейчас стартовала в Казахстане.
Но рыбу здесь по-прежнему ловят, и в больших количествах. В посёлке имеется специализированный рыбный магазин и ещё выносная торговля на трассе, этакий мини-фиш-маркет. Рыбы предлагается много и разной, но вопрос ассортимента и цен будет подробно освещён ближе к концу рассказа. Пока же мы возвращаемся на трассу и поворачиваем налево, к городу Зайсан. Там у нас по плану заправка топливом и – вперёд, к горному озеру Маркаколь.
Зайсан.
«Хочешь рассмешить Господа – расскажи ему о своих планах.» Мудрость этого изречения дошла до меня в очередной раз при виде закрытой и разобранной АЗС «КазМунайГаз» на въезде в город Зайсан (47.476434, 84.855728). С треском провалилась очередная попытка «заправится качественным бензином по справедливой цене»… Да что же за беда такая! Прямо на глазах, можно сказать, разрушается сеть могущественного оператора топливного рынка Казахстана. Две заправки здесь, ещё одна в родном городе, неподалёку от дома – кризис жанра?
Я знал, что дальше по маршруту, километров через двадцать пять, есть ещё одна АЗС этого бренда, сам видел в прошлом году. Но уверенности в том, что она работает, уже не было никакой. Пришлось заправляться на менее именитой бензоколонке (её не было на Картах Гугл, добавил это место на карты уже по возвращению домой). И вот это было уже больнее. Вместо 175 тенге за литр отдал 195, поскольку залил шестьдесят литров бензина, то две банки пива уже пролетели мимо. 🙂
Сам же город Зайсан нам понравился, по крайней мере – центральная часть его. Клумбы с цветами, забавные фигурки птиц и животных (один зелёный медведь чего стоит), расположенные вдоль дороги, аккуратная центральная площадь, гладкий асфальт по городу – хорошо, ничего не скажешь. Кусочек города есть на видеоролике, что приведён выше.
Распрощались мы, значится, с симпатичным Зайсаном и пошла четвёртая, заключительная часть пути. Для начала протряслись двадцать километров по объездным дорогам ремонтируемой трассы и подъехали к перекрёстку (47.565669, 85.053088). Здесь всё было хорошо – начинался гладкий асфальт и стояла прекрасно работающая АЗС «КазМунайГаз» с ценником 175 тенге за литр 92-го бензина. От досады пришлось выкурить лишнюю сигарету вне графика. 🙂 Ладно, хоть на обратном пути нормально заправимся…
Река Чёрный Иртыш.
Снова началась хорошая дорога. Мы ехали по ней 125 километров, от упомянутого перекрёстка до села Теректы (48.418101, 85.719559). Именно так он называется на Картах Гугл, программа МAPS.МЕ даёт другое название – Маркаколь. На этом участке ровной степи есть всего лишь одна достопримечательность – памятник Большой Щуке, стоящий около моста через реку Чёрный Иртыш (47.951539, 85.068576).
Ходят легенды, что эта скульптура сделана неизвестным мастером в натуральную величину с трофейного образца, выловленного им же рядом с этим мостом. В драматическом поединке рыбак был несколько раз на волосок от гибели – огромная хищная рыба упорно тянула его в воду, на глубину – но сила и разум человека восторжествовали. Едва отдышавшись, потрясённый скульптор второпях изваял прообраз «нетленки» из прибрежной глины… 🙂
Проверить на практике возможность ловли подобного монстра сейчас уже не получится, в Чёрном Иртыше всякая рыбалка запрещена круглый год — от китайской границы до впадения реки в озеро Зайсан.
За селом Маркаколь заканчивается асфальтированная дорога и начинается Старая Австрийская. Она идёт на север, через три перевала – Мраморный, Алтайский и Бурхат, мимо озера Маркаколь и, некоторое время, вдоль реки Каракоба. Но сначала мы заехали в маленький аул Мойылды (48.429881, 85.844092) – самый приграничный населённый пункт Казахстана. От его околицы до речки Китайки, по которой проходит граница, не более сотни метров.
Граница с Китаем.
Когда-то здесь была строгая пограничная зона и для въезда, скорее всего, требовался пропуск. Был оборудован контрольно-пропускной пункт с лесенкой для осмотра грузового транспорта и солидными шлагбаумами.
Но сейчас «таможни нет, контрабандистов нет», пограничников нет. Стоп, опять вру! 🙂 Фигуру одного пограничника мы, таки, заметили. Прикрыв глаза от солнца, фигура пристально и неподвижно рассматривала наш автомобиль. Настолько пристально и настолько неподвижно, что у нас появились сомнения – человек ли это? Сомнения тут же подтвердились – это был фанерный силуэт, так сказать – рядовой картонных войск.
Единственным ярким пятном, выделяющимся аккуратными постройками и контрастирующим с полуразрушенным аулом, была пограничная застава, над которой реял красный флаг. Да, я не оговорился – флаг был красный. Это была пограничная застава Китайской Народной Республики. Пограничных застав Республики Казахстан мы не видели, скорее всего они были надёжно укрыты от посторонних любопытных глаз.
Теперь нам предстояло подняться на перевал Мраморный, перед которым находится смотровая площадка (48.488728, 85.872140) и обозреть всю эту красоту с высоты 1246 метров над уровнем моря.
Подъём достаточно крут и извилист, но не продолжителен, поэтому уже через пятнадцать минут мы взирали на сопредельную территорию с высоты птичьего полёта.
Секреты сотовой связи.
Сейчас уместно будет сказать о том, какая ловушка подстерегает путешественника при использовании сотовой связи в этих местах. Ещё перед селом Маркаколь на телефоны посыпались SМS-сообщения. Казахстанские ОпСоСы (операторы сотовой связи) наперегонки спешили поздравить нас с приездом в Китай и предложить «выгодные тарифы в роуминге». Их, по ходу дела, ни разу не смущало, что мы находимся на территории Казахстана и свою страну покидать не собираемся. Роуминг уже предложен и подключен.
Любой звонок, входящий или исходящий, был бы уже тарифицирован как заграничный – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Та же ситуация с мобильным Интернетом – спишут такие деньги, что мама не горюй… И, самое главное, что роуминг подключается по умолчанию, нашего согласия никто не спрашивал. Наоборот, чтобы отключить этот навязчивый сервис, надо ввести в телефон сложную комбинацию команд, о которой мы узнали позже и не от провайдера телефонии.
Так что, если будете в тех местах – лучше выключайте телефон километров за тридцать до села Маркаколь и включайте его после перевала Мраморный, а ещё лучше – в Урунхайке, куда мы сейчас и направляемся. В этом посёлке, кстати, работает только лишь Beeline.
Наступил завершающий этап четвёртой части пути. Впереди, в сорока километрах, нас ожидало озеро Маркаколь с раскинувшейся на его берегу Урунхайкой.
Что такое Урунхайка?
Это маленькое село на берегу озера, столица Маркаколя. Постепенно уменьшающееся население Урунхайки составляло 359 человек в 2009 году. Самое крупное государственное учреждение, находящееся здесь – это Маркакольский заповедник.
Дорога до Урунхайки, конечно, не автобан. Однако проехать эти сорок километров вполне возможно за один час, что мы и сделали. Наградой за усердие послужили прекрасные виды горного озера Маркаколь – самого большого озера Алтая.
В прошлом году, путешествуя по Восточному Казахстану, я приехал сюда уже вечером. Солнце уходило за горы противоположного берега, свет бил в объектив и фотографии получились тёмные, мрачные. Сейчас время около полудня, солнце в зените и все краски озера отчётливо видны.
Урунхайка не может похвастаться продвинутой туристической инфраструктурой. Коттедж, видимый на фотографии, в компании ещё нескольких ему подобных – вот и все «резорты» на берегу озера. Туризм здесь больше автомобильный, транзитный и главный его объект – это Старая Австрийская дорога, по которой мы продолжили движение на север.
Но путешествие по Староавстрийке продолжалось недолго. Проехав по дороге, нависающей над озером и преодолев ещё с десяток километров, мы остановились вот на этом перекрёстке (48.886310, 86.063043).
Староавстрийка уходила строго на север, в лесную чащу, в долину реки Сорвенок. Посмотрев на лужу внушительных размеров – визитную карточку дороги, жена категорически отклонила моё предложение продолжить движение в этом направлении. Да я, честно говоря, и не настаивал. 🙂
Этот кусочек нашего путешествия показан в следующем ролике:
Мы почти добрались до крайней точки маршрута.
Вскоре, километров через пятнадцать, показался первый мост через реку Каракоба (48.874855, 86.196311). Здесь река выходит из тесного ущелья и бежит дальше, на юго-восток, по широкой долине. Проехав два посёлка – Сорвенок и Тоскаин – мы снова пересекли по мосту (48.828793, 86.294257) широко разлившуюся реку и начали искать место стоянки.
Ещё дома, до поездки, внимательно изучив снимки Google Earth, я отметил несколько точек для возможного места отдыха. Учитывалась возможность подъезда к берегу реки, наличие деревьев и ровной площадки для стоянки машины. В результате такого поиска в навигаторе было отмечено пять точек – совсем немного для десятикилометрового участка реки, который нам предстояло обследовать.
О том, как мы это делали, о самом процессе поиска уже можно было бы написать отдельный рассказ.
Мы проезжали по едва заметным дорожкам, которые через несколько десятков метров превращались в колеи полуметровой глубины. Пробуксовывая в грязи, мы пересекали мелкие ручьи, вечно скрытые от солнечного света густой кроной деревьев. В одном месте я увидел краем глаза, с правой стороны, большой камень. Колея проходила совсем близко к нему.
— Посмотри, бампером камень не зацепим? – попросил я жену.
-Да это не камень, это такой муравейник огромный! – удивлённо воскликнула она.
Ещё одно место, куда мы буквально проползли «на брюхе» по глубокой колее, оказалось занятым – здесь стояла местная «Нива». В общем, много чего весёлого встретилось на пути, но запечатлеть все наши мытарства на плёнку не удалось, потому как было не до съёмок, руль приходилось крутить двумя руками.
В итоге, из пяти возможных точек, пригодной для стоянки оказалась только лишь одна. Но, зато, какая! Ровное место, красивая полянка среди берёз, река рядом – что ещё нужно человеку, «чтоб спокойно встретить старость»? 🙂
Отмотав от дома 1499 километров мы, наконец, успокоились – место выбрано, впереди неспешный отдых. Было уже около трёх часов дня, поэтому оставшееся до темноты время мы посвятили обустройству лагеря и небольшой влажной уборке внутри машины – иногда дороги были очень пыльные. Устроившись на ночлег и любуясь звёздным небом через стекло задней двери, мы даже начали было обмениваться впечатлениями от пройденного пути, но очень быстро уснули.
25 — 26 августа 2021 года.
День рожденья начался с видеопоздравлений, которые были заранее записаны близкими людьми, сохранены женой на ноутбуке, взяты с собой в дорогу и включены сразу при пробуждении. Это было прекрасное начало праздничного дня!
Получив такой заряд бодрости и оптимизма, я решил заняться тем, ради чего уже давно хотел приехать к реке Каракоба – поймать на удочку большую рыбу. И не просто – рыбу, а хариуса. Сколько было прочитано рассказов, в которых автопутешественники по Старой Австрийской дороге ловили хариуса чуть ли не из окна автомобиля и тут же наслаждались его нежным вкусом. Это, естественно, возбуждало у меня «чёрную зависть» и спортивный азарт.
А посему, вооружившись удочками и различными снастями, я направился к реке.
Повадки хариуса и способы его ловли были изучены досконально – недаром я провёл столько времени за чтением рыбацких рассказов профессионалов и любителей. Я облавливал перекаты и стремнины, забрасывал удочку в водовороты у крупных камней. Ловил на мушку на солнечном мелководье и на мелкую блесну в глубокой воде. Также были использованы небольшие воблеры различного окраса. Во, сколько умных слов я знаю! 🙂
Основной закон спортивной ловли – поймал и отпустил – был основательно нарушен с самого начала. Рыбу я не отпускал. Потому, что отпускать было нечего… Хариус, если и был в реке, то весь какой-то неправильный. Я бы сказал – неграмотный, не читающий книжек и не смотрящий роликов на YouTube, где прекрасно ему объясняют, на что он ловиться должен.
Рыбалка и купание в Каракобе.
Несколько часов хождения вдоль реки и махания удочкой пошли, естественно, мне на пользу. Но основного положительного результата от рыбалки пока что не было. Ладно, первый блин комом, отложим на завтра, решил я и смотал удочки. Впереди был обед и следующий пункт программы – купание в горной реке.
Прогноз погоды на неделю, полученный перед отъездом, обещал по всему маршруту яркое солнце, чистое небо и температуру до 33 градусов жары. Пока всё это блестяще оправдывалось, на небе не было ни облачка. Даже в тени, на месте стоянки, было очень тепло. Шумевшая рядом река прям таки манила своими прохладными водами и купание состоялось.
Я не стал делать длительных заплывов вдоль или поперёк течения, даже барахтанье в прибрежных водах освежало и бодрило. Чувства рвались наружу, это видно и слышно в следующем ролике. Так что – рекомендую! Посетить горные реки Восточного Казахстана и не искупаться? А посему — «будете у нас на Колыме …» ©
Правда, семейного заплыва не получилось, хотя купальные принадлежности были взяты на весь экипаж. Жена сказала – ты начинай, я посмотрю и решу. Посмотрела, послушала и решила – не пойду. 🙂
Флора и фауна.
Вот так, или примерно вот так, проходил наш отдых в этом месте. Хотелось бы ещё осветить пару вопросов, постоянно интересующих тех, кто впервые собирается поехать сюда. Вопросы флоры и фауны – есть ли здесь ягоды/грибы и водится ли зверьё дикое? На эти вопросы отвечу отрицательно – мы ничего такого не видели и не слышали, медведи к нам в гости не приходили, волки по ночам не выли. Грибов и ягод (кроме шиповника) замечено не было.
Зато были замечены чёрные белки, бегающие совсем рядом по деревьям и по земле. Один такой симпатичный зверёк прошмыгнул в паре метров, между нами и берегом реки. Рядом с нами они долго не задерживались, позировать не спешили, так что сфотографировать не получилось.
Единственную представительницу хищного зверья – лисицу – я видел в прошлом году, неподалёку от этих мест, когда спускался по дороге с перевала Алтайский в реке Каракоба. Тогда же, на кордоне национального парка, что стоит на реке при спуске с перевала, мне сказали, что видели неподалёку следы медведя. Но мы, ещё раз скажу, никаких хЫщников не наблюдали.
Утром следующего дня состоялась новая попытка поймать хариуса. Было выбрано другое место и другая тактика – ловить из-под дерева, прячась в тени от взгляда острых рыбьих глаз. Но ассортимент снастей остался прежним, таким же оказался и результат. В ответ на несколько ироничные вопросы жены – где же улов, я ответил следующее: рыбалка рассматривалась лишь в качестве физических упражнений и никоим образом не могла быть успешной, поскольку свою Золотую Рыбку я поймал уже много лет назад. 🙂 После этого рыбалку как отрезало.
Нашествие клещей.
Ну а вскоре плавно-ленивое течение нашего отдыха было прервано и пошли события, анонсированные в первом абзаце этого рассказа. Началось всё с того, что жена заметила на своей обуви какое-то пятнышко и спросила меня – что это такое? Это был клещ. Ещё один внезапно появился на столе, прямо перед нами. И началось…
Внимательно приглядевшись, мы обнаружили еще несколько десятков насекомых, сидящих вокруг нас на верхушках травинок и на веточках кустов. На одном стебельке сидело рядом аж четыре красавца! Как мы прожили здесь почти двое суток и ничего не заметили? Конечно, брызгали на одежду и обувь спрей «OFF», но делали это от комаров, которые появлялись вечером.
Стали осматривать машину, обнаружили несколько особей уже внутри салона, одного – на потолке. Тут и пошло веселье – все вещи из машины вытащили, вытрясли и осмотрели, обрызгали спреем, в салоне тщательно осмотрели каждый сантиметр всех поверхностей. Последнего клеща я снял с ноги, уже раздеваясь перед сном… Мы никак не могли понять – как так получилось, что мы не видели их в течение двух суток. На запах они наползли, что ли?
К счастью, всё обошлось. Ни одна тварь не впилась в нашу беззащитную кожу, но осадок остался. Наши планы не изменились, как был отъезд назначен на утро 27 августа, так и осталось. Перед темнотой свернули лагерь и уложили всё в машину, оставив только то, что понадобится утром. Естественно, каждый предмет был тщательно осмотрен перед укладкой в салон автомобиля.
Стемнело.
Слегка притомившись от войны с насекомыми, мы легли отдыхать. Настроение было слегка подпорчено, для успокоения решили полюбоваться звёздным небом перед сном. И здесь новый облом – небо затянуло тучами. Погода явно менялась, появившаяся духота предупреждала о скором дожде, а впереди десятки километров дороги с глинистыми участками. Ну ладно, прорвёмся, сейчас надо поспать. Уже девятый час вечера, а вставать рано, с рассветом выезжаем.
Поспать не получилось. Сначала раздались выстрелы. После двух первых, прозвучавших с небольшим интервалом, я ещё думал о каком-нибудь вечернем охотнике, дождавшимся своей добычи. Но последующая канонада никак не укладывалась в рамки охоты. Бах-бах-бах. Бах-бах. Бах-бах-бах-бах-бах. Выстрелы следовали один за другим, почти подряд, как при скоротечном огневом контакте. Стреляли, судя по звуку, из нарезного оружия. Робкая надежда, что это праздничный фейерверк, быстро угасла – никаких вспышек, как при салюте, видно не было. Отзвучало два десятка выстрелов и наступила тишина.
Некоторое время мы тоже дружно молчали. Потом я решил дать волю эмоциям и высказался так: «Что за недоразумение? Меня обуревают смешанные чувства!» Ну, или примерно так. 🙂 И что это было? Если поздравления от местных жителей по поводу моего юбилея – так вчера надо было лупить из всех стволов. Местный праздник селян по поводу окончания осенней страды? Рановато, вроде. Военный конфликт между Гондурасом и Зимбабве? Но почему на нашей территории? О криминальной разборке даже думать не хотелось…
События продолжали разворачиваться.
Верхушки деревьев, что росли неподалёку от нас, засеребрились от света фар, в нашу сторону явно ехала машина. Мы стояли неподалёку от дороги, идущей между посёлками, и здесь трасса делала небольшой изгиб. В первый день я слышал пару раз звук мотора машины, проходящей невдалеке, но нас с дороги не видно и мы, тоже, никого не видели.
Свет от фар исчез, машина ушла в сторону. Значит, не к нам ехали – подумалось облегчённо. Через несколько минут, однако, ситуация повторилась – яркий свет фар на кронах деревьев появился и снова исчез, вторая машина ушла в том же направлении. Прямо, таки, переброска техники с элементами народных гуляний…
— Я не усну – сказала жена. Немного помолчав, спросила – что будем делать?
И ещё, после небольшой паузы, добавила – Поехали отсюда!
Что делать?
Перспектива выезжать на восемь часов раньше, да ещё в ночь, не радовала. Но я, как мужчина, не мог допустить, чтобы моя жена просидела всю ночь без сна, тревожно прислушиваясь к каждому шороху. Да и потом – самому реально страшно было! 🙂 Чрезвычайно обрадованный тем, что не я это первый предложил, побросал оставшиеся вещи в машину и мы ушли в ночь. Часы показывали девять вечера.
Буквально сразу пошёл дождь – ещё одно подтверждение того, что поступили мы правильно и валить отсюда надо. Вокруг было тихо, напряжение немного отпускало, и, вскоре, мы приблизились к посёлку. Перед ним, посередине дороги, стояла машина, свет её фар бил прямо в лицо. Приближались мы к ней в полном молчании, готовясь доброй шуткой, в случае чего, разрядить ситуацию. До машины оставалось метров тридцать, когда появилась развилка и наша дорога – и мы вместе с ней – стали уходить направо, в обход посёлка, а машина осталась стоять на той дороге, что вела прямо в населённый пункт.
Бегство в ночи.
Так и не поняв – что это было – окончательную безмятежность мы обрели только в Урунхайке. На улицах и в домах кое-где горел свет, прогуливалась парочка подростков, никто не стрелял и не светил в лицо фарами. Но останавливаться здесь, как вы сами понимаете, смысла не было, и мы решили ехать до села Маркаколь, чтобы покинуть до конца текущих суток Старую Австрийскую дорогу.
Мы распугали всех сов, находящихся на нашем пути. Эти ночные птицы сидели прямо на дороге, таращили на нас свои огромные совиные глазищи и совершенно не желали улетать. Машину они подпускали к себе буквально на пару метров, после чего, нехотя и лениво, вылетали чуть ли не из-под бампера.
Мы испытали на себе всю силу горного ветра на перевале Мраморный, когда вышли посмотреть на огни ночного Китая. Остановка была явно неудачной – через открытые двери в чистую машину налетели клубы пыли, а ночной Китай не впечатлил ни разу. Ровно в 24.00 мы остановились на АЗС при выезде из Маркаколя, залили 10 литров топлива и уснули. Бегство в ночи закончилось.
27-28 августа 2021 года.
Залитый бензин оказался самым дорогим за всю поездку – по 200 тенге за литр. Согласно предварительным расчётам, здесь можно было бы не заправляться, топлива должно хватить до брендовой АЗС перед Зайсаном. Но предшествующие события вселили некоторую неуверенность и было решено всё-таки плеснуть в бак ведёрко бензина. В шесть часов утра мы отправились в путь.
Следующие двести километров пути прошли по знакомому маршруту и ничем интересным отмечены не были. Незадолго до Зайсана нам, наконец-то, удалось «заправится качественным бензином по справедливой цене», координаты этой АЗС на перекрёстке и цена на топливо указаны выше. Очередной отрезок пути завершился на трассе М-38 около поворота к посёлку Тугыл.
Здесь находится (47.685453, 84.168194) небольшой рыбный базар, о котором я обещал рассказать. Открывается он часов в восемь утра, так что к нашему приезду торговля уже кипела. Рыба продаётся разная – свежая и сушёная, горячего и холодного копчения. На прилавке присутствовали следующие виды: щука, налим, окунь, жерех и сазан. Нас особенно интересовала свежая щука, никогда её не пробовали. Такая рыбка оказалась всего одна на весь базар, её мы и купили.
Рыбный базар.
Вот такой вот экземпляр, более полуметра «от кончика носа до кончика хвоста». Ещё были взяты два свежих налима – один такого же размера, другой немного поменьше, два налима и щука холодного копчения, две небольшие рыбки горячего копчения – налим и щука – перекусить в дороге и три сушёных рыбки, как подарок от фирмы. За всё это мы отдали 7000 тенге.
Свежая рыба продаётся уже чищенная, разрезанная и слегка подсоленная, для большей сохранности. Мы положили свежую рыбу в автомобильный холодильник и довезли до дома без потерь.
После того, как выбор рыбы был закончен и оплата состоялась, я отошел немного от прилавка и сказал продавцу:
— А теперь кидай мне эту щуку! –
— Как кидать? – не понял продавец.
— Руками, как же ещё! – скомандовал я.
И продавец кинул, и я её ПОЙМАЛ! Так что можно сказать, что эту щуку я поймал сам, своими руками! 🙂
На этом вопрос рыбалки был закрыт окончательно, мы упаковали «трофеи» в машину и направились в сторону Аягуза.
Этот степной пожар мы наблюдали уже после Аягуза, на пути к Учаралу, прямо с трассы. Всякий раз, когда едешь по Казахстану осенью или в конце лета, видишь подобную картину. Горит степь. Горит она, конечно, не сама по себе – её поджигают. Кто и зачем это делает? Я точно не знаю, но такая проблема имеет место быть. Не случайно, на дороге от Аягуза к Зайсану мы заметили плакат, где было написано примерно следующее: «Не поджигайте траву в степи! Это не шалость, а преступление.» Но степь, всё равно, горит…
Сеновозы на дорогах.
Также, вскоре после Аягуза с нами произошёл ещё один досадный случай. Сначала предыстория. В конце лета наступает пора большого сенокоса. Сено собирают в валки, этакие «роллы для суши» и вывозят с полей. Эту картину мы наблюдали повсеместно от Аягуза до Урунхайки. По всем дорогам идут грузовики, нагруженные сеном «по самое нихачу».
Внешний вид таких «пушистых созданий» очень понравился жене, и она их постоянно фотографировала. Я тоже включился в эту игру – временами притормаживал, чтобы получился наиболее выразительный снимок – но большого восторга не испытывал, расходиться с сеновозами на узкой дороге удовольствия мало.
Грузовики буквально лезли из всех щелей, выезжали на асфальт с каждого просёлка. Ну, здесь можно только порадоваться за людей – это же продовольственная база нашей страны – и не обращать внимания на мелкие неудобства. Так я и делал — обгонял их там, где было возможно и уступал дорогу в тех местах, где это было необходимо.
Приключение напоследок.
Вот так, достаточно мирно сосуществуя, мы доехали до Аягуза, там заправились и пошли на Алма-Ату. Вскоре показался ещё один грузовик с сеном, стоящий на обочине.
— Смотри, это уже последний, наверное, на нашем пути. Сделаешь фото? – предложил я жене.
Пока я сбрасывал скорость и останавливался, жена доставала телефон и наводила объектив. В этот момент водитель, мужчина лет сорока пяти, взмахнул рукой – или приветствуя нас, или возражая против съёмки. Но кадр уже был сделан, да и снимали мы, собственно не его, а кучу сена на грузовике. Я уже начал было движение, когда вперёд выскочил парнишка лет двадцати и сходу запустил в нас камнем. О, как!
Камень пролетел мимо, я давил на газ, машина резко ускорялась. В тот момент, когда мы проезжали просвет между грузовиком и прицепом, паренёк швырнул в нас ещё один камень. К счастью, он снова промахнулся, хотя дистанция была всего метров пять. Затем мы попали в слепую, для него, зону и «обстрел» прекратился. Так что уехали мы с этого места без материальных повреждений.
А вот морально было как-то не по себе… Такая бурная реакция удивила. Ну сделали фото, но не в твоём же частном доме, а на общей дороге, где тебя и так все видят. Допустим — устал, сломалась машина, тут ещё и досужие туристы. Ну так камнями то зачем? Плюнь и забудь. А если бы попал, а в машине у меня сидели (за шторками же не видно) ещё три мужика? Совсем народ не думает о последствиях…
Всё. Это было последнее приключение на нашем пути.
После Учарала дорога стала значительно лучше, но день завершался, солнце стремительно уходило за горизонт и стал вопрос – что делать дальше? Ехать без остановки пятьсот километров, оставшиеся до дома, или же остановиться на ночь и завершить маршрут при свете следующего дня.
Для «продолжение банкета» было много причин: начавшаяся хорошая дорога, полный бак топлива, нежелание ночевать в густонаселённой местности после инцидента с сеном, отсутствие усталости. К тому же – в холодильнике, работающем только во время движения, лежала свежая рыба в количестве трёх штук. И очень хотелось доставить её домой в нужной кондиции. Против было только одно: пятьсот вёрст — это пятьсот вёрст, как ни крути… Короче говоря, было принято решение ехать до появления признаков усталости, а там видно будет.
Усталость появилась в Талды-Кургане. Но уже половина из пяти сотен пройдена и останавливаться для сна нет никакого смысла. Жена тоже притомилась немного, но не сочла возможным оставить водителя одного в трудную минуту и стала развлекать меня всеми доступными средствами. Она пела песни, читала стихи, декламировала прозу и, даже, пыталась сплясать. 🙂 Последнее не удалось, машинка у нас маловата…
Всё это вдохнуло в меня свежие силы и в 01 час 55 минут 28 августа 2021 года мы остановились у ворот своего дома. Позади были почти 3000 километров путешествия: дороги и просёлки, горы и степи, реки и озёра. Приключения, как уже сказано, были разные, но всё обошлось благополучно – от клещей отбились, от стрельбы убежали, от агрессии укатили, щуку поймали. 🙂 Юбилейная поездка удалась!
Немного статистики.
Перед поездкой, рассчитывая маршрут, получил 3014 километров общей протяжённости. Фактически оказалось чуть меньше — 2930 км. Бензина планировалось израсходовать 376 литров, фактически истрачено 370 литров топлива. Предполагаемая сумма расходов на бензин (65 000 тенге) оказалась сопоставима с итоговой – 66 300, несмотря на сюрпризы с закрытыми АЗС.
Видимых повреждений машина не получила, долил масла, грамм четыреста, в двигатель. Небольшой прокол правого заднего колеса, которое сдулось через неделю после возвращения, уже заклеил. Машину тщательно помыл внутри и снаружи, вместе с двигателем. Так что готов к новым путешествиям и приключениям. На седьмом десятке лет жизнь только начинается! 🙂
Удачи на дорогах!
С прошедшим Днём Рождения!
Проехал по ВКО почти по Вашему прошлогоднему маршруту. Благодаря Вашим описаниям был технический и морально готов. Спасибо!
ПС
начало Староавстрийки кажется никогда не высыхает))
Спасибо за поздравление! Рад, что информация оказалась полезной. О реакции моей жены на предложение проехать по Староавстрийке — отдельный рассказ. ))
С юбилеем! Здоровья и много новых дорог!
Спасибо! Постараюсь соответствовать! ))
Прочитал начало рассказа, пока интересно. Жду продолжения.
Да уж, страсти приключения больше всего запоминаются. Долгих и столь же веселых лет жизни!
Очень уж теперь интересно что за там охота такая была. Может у Вас все же есть какие-нибудь предположения?
Спасибо за пожелания! По поводу стрельбы: всяко разно думал, так и не понимаю, что это было. Самое безобидное объяснение — народ гулял по полной ))
Автор молодец! Пеши исчо! ))) Следующий юбилей где собираетесь отмечать?
Было бы лучше всего — в кругосветном путешествии на Pajero. )))