Фотокамеры прошлого века. Фото на бумаге, фильмы на плёнке.

«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника.

«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Казалось бы – какое отношение к теме автопутешествий имеет аппаратура, которой «сто лет в обед»…  , Тем не менее, связь есть. И, самая непосредственная – начав делать свои первые фотографии полвека назад, я не смог остановиться и продолжил это «чёрное дело» уже в поездках. 🙂 За пятьдесят лет дело из чёрного (точнее, чёрно-белого) стало цветным, кино превратилось в видео, фотобумага и плёнка – в «цифру». А старая техника осталась как воспоминание, о котором решил рассказать и показать несколько картинок. Не исключено, что кто-то увидит здесь увлечения своей юности…

Моим первым фотоаппаратом была самая простая модель тех времён, «Смена-8». Уже потом узнал, что это, оказывается, чуть ли не самый массовый аппарат в мире – вместе с моделью 8М было выпущено более 21 000 000 штук. А тогда… Щелкал направо и налево, что-то даже получалось иногда. 🙂 Сама аппарат, как и карточки с него, не сохранилась, есть только фотография, сделанная на камеру «Зоркий-10» в середине 80-х годов. Сын сказал – сам хочу фотографировать – и забрал в свои руки.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

В середине 70-х годов от фото перешёл к киносъёмке.

Случилось это в 1976 году, когда у меня появилась камера «Аврора Супер 2х8». Что же означает сия спецификация? Киноплёнка выпускалась шириной 16 миллиметров, уже намотанная на катушку. Длина пленки была семь с половиной метров, сначала использовалась одна половина, затем камеру надо было открыть и поменять катушки – нижняя, заполненная плёнкой, ставилась на верхнее место. Повторный прогон киноленты фиксировал изображение на вторую половину. Перезарядку можно было делать при свете дня, избегая прямых солнечных лучей.

 

Почему «Супер»?

Здесь использовалась киноплёнка с перфорационным отверстием, которое располагалось своей длинной стороной вдоль ленты, что давало некоторое увеличение площади кадра. Естественно, что для плёнок с обычной перфорацией и для плёнок с перфорацией «Супер» использовалась аппаратура соответствующего формата, как съёмочная, так и проекционная.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Резкость была фиксированная, от одного метра и до бесконечности. Экспозиция регулировалась при помощи встроенного экспонометра. Имелся счётчик количества плёнки, его видно на фото рядом с названием камеры. Питание от квадратной батарейки КБСЛ, которая вставлялась под крышку, с другой стороны аппарата. Для коррекции изображения имелось два светофильтра – жёлтый и дымчатый, их тоже видно на фото.

Поддержать проект "Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO". Donate now for blog "A quarter of a centurywinh MITSUBISHI PAJERO".Обработка плёнки.

Отснятую плёнку помещали в бачок и приступали к проявлению. Это был достаточно долгий процесс, который включал в себя двенадцать этапов обработки чёрно-белой обращаемой киноплёнки. После того, как плёнку намотали на катушку (в полной темноте) и поместили в бачок, начинается основная работа. Первое проявление – промывка – отбеливание – промывка – осветление – промывка – засветка (достаём катушку с плёнкой из бачка и держим перед яркой лампой) – второе проявление – промывка – фиксирование – промывка – сушка.  Примерно такой же процесс был и для цветных обращаемых киноплёнок.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Высохшую плёнку резали пополам на две ленты. Для этого был специальный резак в виде ролика с двумя щелевыми отверстиями. С одной стороны резака вставляли 16-ти миллиметровую плёнку, с другой стороны выходило две 8-ми миллиметровых ленточки. Затем куски склеивались на монтажном столике (его видно на показанном фото) и можно было смотреть своё кино. Качество, конечно…. Но, память. На вертолёте к Хан-Тенгри, затем к началу реки Чон-Кемин и домой пешком. 1989 год.

А на чём смотреть?

Для этих целей существовали разные кинопроекторы, самым простым из которых был «Луч-2». Естественно, формата «Супер». Кстати, работает до сих пор, все пассики родные, только лампочку пришлось поменять. И, кому интересно, сообщу цены. Кинокамера «Аврора Супер 2х8» стоила 70 рублей, кинопроектор «Луч-2 С8» чуть дороже – 75 рублей. Это в ценах 1976 года.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Ещё для просмотра фильмов был необходим экран. Конечно, можно было использовать белую стену, но специальное пластиковое полотно с мелким рифлением давало лучшую картинку и отсутствие бликов на изображении. Матовая поверхность, которую вы видите на фотографиях, это и есть тот самый экран.

От кино к фото.

В начале 90-х моё увлечение киносъёмкой сошло на нет – уж больно убогим было качество изображения по сравнению с бурно развивающимся видео. Несколько лет я снимал исключительно на фотокамеру, сам проявлял плёнку и печатал фотографии. Тем более, что недостатка во всём этом тогда не наблюдалось, фототехника любительского уровня и аксессуары к ней были легко доступны. Да и сама аппаратура была достаточно качественная. Вот два фотоаппарата советского производства, которыми я снимал в то время.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Аппарат с установленной на нём вспышкой – «Зоркий 10». Это первая советская камера с полностью автоматической экспозицией. Выпускался до 1978 года, так что возраст камеры, что на снимке, не менее 45 лет. Фотовспышка «Чайка» работала как от сети 220 вольт, так и автономно, от двух батареек КБСЛ, которые размещались в сумке.

Вторая фотоаппарат – это зеркальная камера «Зенит-ЕТ». Здесь экспозиция устанавливалась вручную, но была возможность использования разных объективов. Вдобавок к штатному «Гелиос 44М-4» 2/58, у меня были ещё «Индустар-61Л/3-МС» 2.8/50 (на фото в центре) и «Юпитер-21М» 4/200 (на фото справа). Вся эта оптика жива и поныне, а «Юпитером» я даже ставлю на теперешний Canon EOS 2000D в качестве телеобъектива, ибо «жаба душит» купить аналогичный брендовый. 🙂«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Аксессуары и оборудование.

Увлечение фотографией подразумевало, кроме владения камерой, наличие кучи всякого разного. И, если, для проявления плёнки нужен был только бачок и реактивы, то для печатания фотографий список получался внушительный. Это, кроме реактивов, и ванночки для них, резак для бумаги и термометр, фотобумага и фотоглянцеватель. И, конечно, сам фотоувеличитель. На следующей картинке показан самый простой увеличитель того времени УПА-725 в комплекте с предлагающимися аксессуарами.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Фотобумага выпускалась как матовая, так и глянцевая. Последнюю надо было обрабатывать на вот таком устройстве:«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Сразу после печати мокрая фотография накладывалась лицевой стороной на горячие зеркальные пластины, что находятся под тканью. Затем бумага раскатывалась валиком (видно на фото) и легко снималась после полного высыхания. Аппарат во время работы был постоянно подключен к сети 220 V.

Третий вид фотобумаги – с нанесенным на лицевую часть тонким пластиковым слоем – был своеобразным промежуточным вариантом. Давая заметный блеск по сравнению с матовой, он не требовал глянцевания. Точнее говоря, глянцевание такого изделия исключалось категорически из-за расплавления пластикового слоя и прилипания к зеркальной пластине глянцевателя.

Картинки из домашнего альбома.

Фотография сделана очень давно с помощью упомянутой выше аппаратуры. На снимке Большое Алма-Атинское озеро, что находится неподалёку от южной столицы Казахстана в горах Заилийского Алатау.Большое Алма-Атинское озеро. Казахстан. The Big Alma-Ata Lake. Kazakhstan.

Фотобумага была нужна при использовании чёрно-белых и цветных негативных фотоплёнок. В случае использования цветной обращаемой фотоплёнки сразу получалось готовое изображение – «слайд» — для просмотра которого был необходим диапроектор. Вот один из них, «Диана-207». Аппарат мог работать как в ручном, так и в полностью автоматическом режиме – фокусировка и смена слайдов (частота смены регулировалась в широком диапазоне). Ещё можно было использовать пульт для управления указанными операциями. Такой диапроектор давал весьма неплохую картинку, но ощутимо шумел и достаточно сильно грелся от своей галогеновой лампы.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

В настоящее время существует возможность оцифровать слайды и получить достаточно качественное изображение для старых картинок. Представленное ниже фото – моя кустарная попытка такого преобразования. Но, обещаю – как только дойдут руки до приобретения необходимого устройства, так сразу заменю на что-нибудь более приличное. 🙂«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Полароид и мыльница — конец двадцатого века.

Не избежал я и увлечения моментальной фотографией. Аппарат Polaroid 636 был приобретён в 1994, как дань уже уходящей моде на подобные устройства. Пик популярности такой аппаратуры пришёлся на 80-е годы, быстро сошёл на нет, и сама идея моментальной химической фотографии (единственное достоинство камеры Polaroid) полностью исчезла с появлением цифры.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Последнее десятилетие двадцатого века было временем «мыльниц». Так назывались простые плёночные фотоаппараты, которые использовались, в основном, для съёмок на негативную цветную плёнку с последующей печатью фотографий. Популярность этих устройств объяснялась наличием большого количества пунктов обработки плёнки. Буквально на каждом шагу, особенно в туристических местах, появились фирменные фотостудии, где за полчаса тебе не только проявляли плёнку, но печатали необходимое количество качественных цветных фотографий.

Снимок таким аппаратом сделан в 2001 году на перевале Озёрный (3503 метра). Наша семья едет через перевал к реке Чон-Кемин на двух машинах: Нива 2121 и MMC Pajero 3.0L GLX 1998 Model.Короткая дорога на Иссык-Куль. Перевал Озёрный. Граница Казахстана и Киргизии. Short road to Issyk-Kul. Ozerny Pass. The border of Kazakhstan and Kyrgyzstan.

На следующей картинке изображена одна из последних плёночных «мыльниц», гордо возвышающаяся над своими потомками – «мыльницами» цифровыми. Но, это уже совсем другая история…«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

От первого видео и дальше…

В 1994 году, с перерывом в несколько лет, я снова снимать кино. Точнее говоря – уже видео, поскольку киноплёнка для любителей уже окончательно отошла в прошлое. На смену ей пришла видеокамера, один из самых простых вариантов которой сейчас перед вами.«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

Цена такой техники стала уже гораздо выше, но и качество изображение выросло многократно. Исчезла необходимость в долгом процессе обработке плёнки, снятую картинку можно было сразу просмотреть через видоискатель. Для полноценной демонстрации нужен был, конечно, телевизор и видеомагнитофон, хотя камеру можно было подключить к телевизору напрямую. Другим вариантом просмотра была возможность вынуть из камеры кассету VHS-C (VHS Compact), поместить её в специальный адаптер и загрузить в видеомагнитофон.

Качество изображения было достаточно высоким, но резко ухудшалось при многократном копировании. Представленный ниже видеоролик – продукт оцифровки оригинального изображения при помощи достаточно простого устройства, поэтому качество посредственное. Это ролик из 1994 года – года первого знакомства с Эмиратами, когда мы поехали в Абу-Даби на арендованном авто. Даже та дорога, что видна в начале, вызывала у нас восхищение своим качеством и удивление количеством рекламных щитов на обочинах. Высотные здания и торговые центры столицы Эмиратов также не оставили нас равнодушными. Забавно сейчас смотрится на улицах города транспорт, соответствующий автомоде 1994 года.

Следующая видеокамера – это Panasonic NV-GS27.

Она уже цифровая, но я решил включить её в этот рассказ по причине наличия магнитного носителя (кассета miniDV), что роднит её с предыдущей камерой. Здесь уже боковой дисплей для съёмки и просмотра изображения, и компактность, и оптический / цифровой Zoom, и многое другое. От предков осталась только плёнка, да и та – магнитная… 🙂«Картинки» автопутешествий. Старая кино-фото-техника. Камеры и принадлежности. "Pictures" of autotravel. Old film-photo-technique. Cameras and accessories.

На эту камеру я снимал почти десять лет – с 2006 года (она тогда и вышла в свет) до 2015 года. И, опять же – прекрасное изображение при просмотре через телевизор сильно ухудшается при переносе ролика на компьютер. Вот два сюжета. Первый снят в 2009 году на Байкале, второй показывает поездку по Тянь-Шаню в 2015 году.

 

На этом, собственно, и всё. Небольшой обзор закончен. Для фото и видеосъёмки у меня сейчас совсем другие устройства, благодаря которым сохранены памятные эпизоды путешествий. Но старая техника бережно хранится в знак глубокого уважения к ней и благодарности за сохранённые воспоминания.Путешествия на автомобиле из Казахстана в Россию. Travel by car from Kazakhstan to Russia.

©Copyright

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *