Редкие и необычные фото, сделанные во время путешествий на машине. Фанерный пограничник и дорожный указатель по всему миру. Миллион денег, шпионские шарики и ограничение минного поля. Памятники автомобилям и киногероям. Парусник посреди пустыни. И, многое другое…
Уже более четверти века я – автопутешественник. Это были разные маршруты как по направлению, так и по продолжительности. От нескольких сотен километров до Иссык – Куля, Алаколя или Балхаша, до тысяч и тысяч вёрст к берегу Тихого океана – тогда я проехал более 17000 километров. И во всех поездках меня всегда сопровождала та или иная съёмочная техника, лозунг популярной в свои годы телепередачи – «я всегда с собой беру видеокамеру!» — стал для меня правилом с тех времён, когда и видеокамер ещё не было. 🙂 А что тогда было? Об этой технике «доцифровой» эпохи, об аппаратах пятидесятилетней давности рассказано здесь.
И, конечно, надо упомянуть тех, без кого эти путешествия были бы невозможны – мои автомобили MITSUBISHI PAJERO, они заслужили отдельного рассказа. Это четыре прекрасных машины – разных комплектаций, цветов и годов выпуска, но все одинаково надёжные и удобные. На некоторых фото они занимают центральное место.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из сделанных мною фотографий. В этом обзоре лишь кратко отмечу – где сделано то или иное фото. Посмотреть более подробно можно будет в рассказах, ссылки на которые обозначены. Пока выложил эти полтора десятка картинок, пороюсь в архивах поглубже – добавлю ещё. Обзор идёт «из глубины веков», 🙂 от старых фотографий к новым. Итак, начали!
Указатель в Талды-Кургане. Май 2009 года.
Став на рубеже веков центром Алма-Атинской области, это город, судя по фотографии, успел наладить прямые контакты с некоторыми мегаполисами планеты. А с кем-то, судя по замазанной табличке, эти контакты уже прекратил. Увидели этот указатель в 2009 году, когда первый раз поехали на Алаколь. Кроме самого озера нас интересовала дорога до Учарала, потому что в конце лета собирались ехать этим маршрутом в Россию, на Байкал, на остров Ольхон.
Льды Алаколя. Май 2010 года.
Вторая поездка к озеру — и, такая неожиданность! В рассказе об этой поездке я тогда написал: «Прошлый раз, и это мы помним хорошо, озеро было голубым. Сейчас, подъезжая ближе, мы наблюдаем равнину грязно-серого цвета. Поскольку погода стоит пасмурная, делаем предположение, что это облака отражается в воде. Гипотеза не подтвердилась. Это был лёд. Сильный ветер, дувший накануне с северо-запада, «сайкан» пригнал к югу огромные поля льда. Льдины ломались, торосили, в общем, картина была ещё та.»
Европа – Азия. Лето 2010 года.
Наша вторая поездка в Россию. Маршрут включал в себя, кроме всего прочего, заброшенную легендарную дорогу – Старый Белорецкий тракт. Но, «сначала в Магнитогорск, металлургическую столицу России. Здесь нам надо было то ли пообедать, то ли поужинать – перекусить одним словом, а потом выбраться из этого города. Был шестой час вечера, машин в центре города было немерено, и мы потратили около часа на покорение проспекта Карла Маркса и других улиц города. Ещё одно событие ожидало нас в этом месте – граница между Европой и Азией, соответствующий дорожный знак мы увидели и сфотографировали на память.»
Северный Байкал. Август 2011 года.
«Пару лет назад прочитал в одной книжке: озеро Байкал обладает таинственной, мистической силой притяжения и тот, кто хоть раз побывал на Байкале, будет стремиться попасть сюда вновь и вновь. Ну прочитал и прочитал, уже вроде и забыл про это, но прошёл лишь только один год после поездки на остров Ольхон и меня снова потянуло на Байкал. Не просто в дальнюю поездку – в 2010 году мы уже прокатились в Россию, в Уфу – а именно на Байкал, причём в самую его «дикую» сторону, на север. Очень сильно, до невозможного, захотелось посмотреть места, где льды плавают по озеру в начале июня, где проходит Байкало-Амурская магистраль и где в озеро впадает, а не вытекает из него, Ангара.»
Города России. Август 2011 года.
Обе этих фотографии сделаны во время поездки на Северный Байкал. На первой – Братск. Город, повторно родившийся в 1955 году и пропитанный строительной романтикой покорения Сибири.
Алтайский край, город Барнаул. Скульптурная группа «Внимание, снимается кино!» Находится около кинотеатра «Мир». Эта фотография вошла в рассказ о путешествии на Дальний Восток.
Монголия. Август 2016 года. Миллион тугриков.
Теперь я — миллионер! Валютная операция была проведена в Улгие – первом городе на моём пути по Монголии. Обменный курс – 2250 тугриков за доллар – казался мне в то время чем-то фантастическим. Сейчас, после поездки по Узбекистану в 2021 году, мне уже так не кажется…
Киргизия. Август 2018 года.
В том году я трижды проехал по горам киргизского Тянь-Шаня. Сначала это была поездка через перевал Чон-Ашу (3822 метра) и город-призрак Иныльчек. В декабре был Нарын и перевал Торугарт (3752 метра). А эти две фотографии сделаны в ущелье Барскаун. На первой — памятник КАМАЗу, эти машины строили дорогу к золотому руднику Кумтор.
На второй — памятник Юрию Алексеевичу Гагарину. Август 2018 года. Говорят, что он очень полюбил здешние места, отдыхая тут после космического полёта. Учитывая, что в Тамге был в своё время военный санаторий «союзного значения», такая версия вполне возможна.
Ещё одно фото из этой же поездки — Фигура на холме. Находится неподалёку от дороги, идущей вдоль южного берега Иссык-Куля. Размеры впечатляют, но что означает сей монумент – не знаю.
Казахстан.
Летом 2020 года пересекли хребет Кетмень. Народ ещё не отошёл от строгого карантина, в горах было безлюдно, и совершенно дикая кошка взирала на нас с хозяйским любопытством.
Февраль 2021года. Страшная дорога Бурыбайтал – Чу. Корабль в пустыне. Это судя по всему, пираты Карибского моря Южного Казахстана. 🙂
Август 2021 года, Восточный Казахстан. Начало Старой Австрийской дороги, посёлок о трёх домиках – Мойылды – и фанерный пограничник, оберегающий священные рубежи государства.
Памирский тракт. Май 2022 года.
На первом фото – Таджикистан, перевал Хабуработ (3253 метра). Эхо войны. Говорят, что это не шуточки и мины там есть на самом деле. Подробности смотрите в первом рассказе о путешествии по Памирскому тракту.
На втором фото — Киргизия. Долина реки Кызылсуу. Симпатичные шарики, что остались с советских времён от секретной воинской части радиоразведки и дальнего обнаружения. Отсюда совсем недалеко до заставы Бор-Добо, крайней точки киргизской части Памирского тракта.
Крым.
Следующие две фотографии — это исполнение желаний. Вот как только построили Крымский мост, так и появилось у меня мечта по нему проехать. А раз мост — значит Крым, а раз Крым — то Севастополь. И здесь памятник Казарскому, о подвиге которого читал ещё в далёком детстве. Вот такая «сбыча мечт» произошла у меня осенью 2022 года — путешествие в Крым.
Следующее фото сделано не в путешествии, а в родном городе. Ну не мог я не сфотографировать коллегу — реального жипера с реальной запаской. 🙂
На этом пока всё, но экспозиция будет пополняться. Так что, заглядывайте сюда время от времени…
Всем удачи на дорогах и новых путешествий!