Автомобильные путешествия в 2021 году также были сильно ограничены из-за пандемии, но 11233 километра по территории трёх государств мне, таки, удалось накатать. Крайние точки маршрутов оказались на юге Узбекистана и на востоке Казахстана, их разделяет 2000 километров. В этот промежуток вошли Иссык-Куль, Алаколь и Балхаш, горы Алтая, Тянь-Шаня и отроги Памира. Кроме Казахстана, Узбекистана и Киргизии удалось посмотреть на сопредельную территорию таких стран, как Китай и Афганистан.
Подготовка этого очерка была начата в конце декабря 2021 года, и публикация намечалась сразу после новогодних праздников. Но, что-то пошло не так… До такой степени не так, что об этом узнал весь мир – январские событие в Казахстане и погромы в Алма-Ате надолго стали основной темой новостей. Так что не до рассказа о путешествиях мне было в то время. А потом, когда всё успокоилось, захотелось написать о своём видении этих трагических событий — как это было и что это было.
Вот теперь, с опозданием на месяц, можно спокойно рассказать о впечатлениях 2021 года и о тех девяти маршрутах, что были пройдены за это время. По протяжённости они были очень разные: самый короткий, к Замку Кочевников, составил всего две сотни вёрст, а самый длинный, к южной границе Узбекистана, вобрал в себя 3480 километров. Разными были и впечатления: восхищение мастерством древних зодчих Самарканда и Бухары, наслаждение природой Восточного Казахстана и гор Тянь-Шаня с жемчужиной Иссык-Куля, досада от разбитых дорог Казахстана и общения с нашей дорожной полицией, недоумение на месте съёмок фильма «Кочевник».
Итак, по порядку.
Год начался с поездки на берег реки Или, к останкам декораций. Да, по-другому, как останки, это назвать сложно. Состояние сооружения на месте съёмочной площадки стабильно ухудшается, даже неспешно проводимые ремонтные работы не могут изменить этот тренд. Но деньги за посещение – по тысяче тенге с человека в зимний период – берут исправно. Никаких чеков, естественно, не выдаётся. Недоумение вызывает тот факт, что при упорядочении деятельности этого объекта и минимальном разовом финансовом вливании мы могли бы получить действительно яркое и необычное туристическое место рядом с южной столицей Казахстана.
Результатом следующей поездки стало прохождение нового, ранее не изведанного, участка дорог южного Казахстана на пути от озера Балхаш в сторону Тараза. Точнее, это был отрезок Бурыбайтал – Чу, самая страшная дорога Южного Казахстана. Время поездки – середина февраля – дало возможность избежать большой грязи на разбитых и ремонтируемых участках.
Те приятные ощущения, которые получаешь во время следования по новой дороге А2, всё равно не могут полностью перебить досаду на состояние старых участков пройденного маршрута. Из восьми сотен километров этого путешествия только одна треть пути тогда могла называться «настоящей дорогой».
Весна, Иссык-Куль.
Некоторые ослабления карантинного режима дали возможность проехать в Киргизию, посетить озеро Иссык-Куль и горы Кунгей-Алатау. Тысячекилометровый маршрут, пройденный в середине апреля, включал не только туристические места северного побережья, пляжи и необъятную водную гладь горного озера.
Мне удалось также проехать по самым красивым ущельям здешних гор – Григорьевскому и Семёновскому – несмотря на то, что дорога не везде была благоприятной. Но это мелочи по сравнению с тем, какие неожиданности может преподнести родная дорожная полиция на пути домой.
Весна, Алаколь.
Наступил месяц май и в преддверии купального сезона на озере Алаколь была совершена поездка в самый дальний северо-восточный угол Алма-Атинской области. После прекрасной дороги до Талды-Кургана и, более-менее, приличной до Учарала, дальнейший путь к станции Достык на китайской границе был временами близок к экстремальному.
Но, до озера Алаколь дорогу делали достаточно хорошо и быстро. Думаю, что этим летом, в 2022 году, купальный сезон уже не будет омрачён тяготами разбитого асфальта и облаками пыли на участках ремонта. Должен отметить расширение и благоустройство мест отдыха на озере, что будет важным в условиях продолжающихся ограничений для автопутешественников на выезд из страны.
К тому же, если плавно-ленивый отдых на Алаколе немного поднадоест, всегда можно проехать чуть дальше и окунутся в мутно-солёную воду озера Жаланашколь с его целебными грязями. А там и до китайской границы рукой подать.Но, в целом, расстояние получается приличное, от Алма-Аты до границы и обратно получилось полторы тысячи километров.
Капчагай и Балхаш.
Летний сезон 2021 года был отмечен небольшой экскурсией по берегам Капчагайского водохранилища. Расстояние от Алма-Аты до берега искусственного моря небольшое, всего километров пятьдесят, по пока мы объехали все возможные места отдыха, одометр накрутил триста километров. Это плотина Капчагайской ГЭС, что находится неподалёку от города Капчагай.
А на следующем фото показан дикий северный берег водоёма – самая дальняя точка нашего маршрута. Это место издавна пользуется популярностью у любителей самостоятельного отдыха.
Продолжением темы «дикарей» стала поездка на озеро Балхаш. Здесь, неподалёку от села Лепсы, раскинулись прекрасные песчаные пляжи. Можно найти местечко на любой вкус – подальше от дороги, но с риском застрять в мелком сыпучем песке.
А можно расположиться совсем рядом с проезжающими машинами, будучи уверенным, что легко выберешься на дорогу. По сравнению с Капчагайским морем здесь гораздо меньше отдыхающих из Алма-Аты. И это не удивительно, дорога туда-обратно составляет 900 километров.
3000 километров дороги.
До конца лета оставалось всего несколько дней, когда мы совершили второе по протяжённости путешествие. Это была юбилейная поездка в Алтайские горы Восточного Казахстана.
Не все пункты программы удалось выполнить успешно – подвела рыбалка. Но, самое главное, состоялось тесное общение с живой природой.
Узбекистан.
Наступившая осень принесла два радостных момента. Первое – въезд из Казахстана в Узбекистан стал несколько проще. Второе – в Узбекистане стало прохладнее, летняя жара закончилась. Всё это дало возможность совершить самую длительную поездку 2021 года. Добравшись до города Термез, что находится на границе с Афганистаном, и вернувшись обратно, я проехал почти три с половиной тысячи километров.
Это путешествие было самым впечатляющим. Наряду с удовольствием, которое я получил, любуясь Регистаном и другими памятниками архитектуры, был ещё один момент. Ломались старые стереотипы, которые жили во мне более двадцати лет. Это были впечатления от Узбекистана конца XX века.
Тогда, в конце девяностых годов прошлого века, мне и в голову бы не пришло, что я буду с удовольствием общаться с узбекским полицейским. Что прохождение границы вызовет больше симпатий к узбекской стороне, а наши не упустили возможности привязаться.
Не думал я тогда, что в Узбекистане появятся новые прекрасные дороги и современные АЗС, взамен продавцов бензина с канистрами на обочине. Конечно, классные магистрали проложены далеко не везде, но разница уже велика. Да и надо помнить, что торговля топливом для автомобилей заточена, в основном, под метан. Тем не менее, это была самая яркая поездка сезона 2021 года.
Зима 2021 года, декабрь месяц.
Заканчивается год, уже закончился было сезон автопутешествий. Но тут появляется мысль прокатится совсем недалеко, практически рядом, на горячие источники. Ну а что – всего шестисот километров туда-обратно, неплохая дорога и новые впечатления. Поехали!
Всё получилось, как и задумывалось. Особенно в плане новых впечатлений… Много чего разного было за десятки лет, проведённых за рулём, но пьяным меня посчитали впервые. С этого эпизода и начинается рассказ о декабрьской поездке на природу.
Вот такой обзор событий, путешествий, происшествий и приключений, что случились в ушедшем 2021 году. Принимая участие в работе сообщества местных экспертов Google Maps, я стараюсь публиковать полезную информацию в рамках этого сообщества. При нанесении точек на карту за этот год получилась следующая картина, размах путешествий налицо. 🙂
В конце рассказа стоит упомянуть о моём старом «друге» — автомобиле MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, благодаря которому и были совершены все эти путешествия и поездки. Несмотря на приличный возраст, ему скоро исполняется пятнадцать лет, он бодр и свеж, надёжен, удобен и никогда не подводил меня в пути. За истекший год никакого ремонта не проводилось, регламентные работы (смена масла, фильтров и т.п.) не в счёт. Был единственный прокол колеса, но резина Yokohama Geolandar A/T-S G012, стоящая на машине уже много лет, выработала свой срок и будет заманена перед началом летнего сезона 2022 года. Использовавшаяся в зимнее время резина Danlop Grandtrek SJ6 никаких нареканий не вызывала и прекрасно оправдывала себя даже в сложных дорожных условиях.
Что впереди?
Есть, конечно, планы на этот год. Планы громадные, не побоюсь этого слова – амбициозные. 🙂 Но всё зависит от карантинных ограничений, выехать за границы Казахстана достаточно сложно. Вот и Узбекистан недавно объявил о закрытии наземных границ с Казахстаном. Россия и не думает пока открывать ворота перед автопутешественниками. Киргизия и Таджикистан конфликтуют, что делает проблематичным поездку по Памирскому тракту. Туркменистан не признаёт наличие у себя коронавируса, но к себе не пускает. Вот куда бедному туристу на машине податься? Остаётся только надеяться на лучшее…
Всем удачи на дорогах и новых путешествий!
да сейчас совсем беда будет если границы не откроют для машин. на самолёте ни куда не пускают. так бы в казахстан можно было бы поехать и в среднюю азию.
Автору зачёт, карта огонь, пеши исчо! )))