На машине вокруг Алма-Аты. Часть вторая.

Большое Алма-Атинское озеро. Казахстан. The Big Alma-Ata Lake. Kazakhstan.

Начав путешествовать на большие расстояния, мы не забывали о наших горах, стараясь вырваться на природу при первой возможности. Скоро таковая представилась и это было счастьем — июль 2010 года выдался сухим и очень жарким. Температура в Алма-Ате к середине месяца поднялась к сорока градусам, и мы не выдержали – решили убежать из города на несколько дней. Давно хотелось посмотреть горы, вдоль которых идёт дорога между сёлами Кеген и Жаланаш.  

 Раннее утро, шесть часов, но в Алма-Ате уже очень тепло. Слегка вспотев, загрузили всё в машину и поехали по Кульджинскому тракту. Дорога привычная, ездили здесь не раз на Кольсайские озёра. В Кегене поворачиваем направо, вскоре асфальт заканчивается, пересекаем реку Каркара и продолжаем движение к Жаланашу.

Река Каркара. Казахстан. The river Karkara. Kazakhstan. Горы Терскей-Алатау. The Terskey-Alatau Mountains.

Жара не отпускает, киргизские горы Терскей-Алатау в дымке, любуемся природой сквозь плотно закрытые стекла салона. Но кондиционеры нашего автомобиля, MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, успешно справляются с жарой, нам даже немного прохладно. Проезжаем примерно половину расстояния от Кегена до Жаланаша и поворачиваем на одну из дорожек, что ведут на юг, к восточному краю хребта Кунгей-Алатау. Вскоре показывается река Кенсу – цель нашей поездки.

Река Кенсу. Казахстан. The Kensu River. Kazakhstan. Река Кенсу. Казахстан. The Kensu River. Kazakhstan.Воздух становится прохладнее, да и трава вокруг выглядит свежее и ярче. Река Кенсу – приток реки Кеген – широким ущельем спускается к востоку, навстречу нам. Дорога постепенно подходит к реке всё ближе и ближе, к появившемуся еловому лесу, и дальше, по правому берегу, идёт уже вплотную к реке. С южной стороны к реке подходят многочисленные мелкие ущелья, в одно из которых мы и сворачиваем. Проехав пару сотен метров вдоль ручья по едва заметное колее, останавливаемся и разбиваем лагерь. Река Кенсу. Казахстан. The Kensu River. Kazakhstan.Солнце в зените, но ветерок приносит от ручья приятную свежесть, так что в тени совсем и не жарко. Свежая зелень вокруг говорит о том, что дожди здесь, в отличии от Алма-Аты, в последнее время были. Погуляв вокруг, набираем грибов – вот уж не думали, что они будут. Река Кенсу. Казахстан. The Kensu River. Kazakhstan.Вот какая замечательная природа вокруг Алма-Ата – проехали всего три с половиной сотни километров и уже почти тайга. А ведь чтоб попасть в настоящую тайгу, нам пришлось бы проехать на север этих километров тысячи полторы. Конечно, эти горы не сплошь покрыты лесом – ель растёт, в основном, на северных склонах гор – там, где воды побольше, а солнца поменьше. Однако таких тенистых уголков здесь предостаточно. И тишина, только ручеёк журчит. Несколько дней в таком месте, вдали от города – это отличный отдых. Река Кенсу. Казахстан. The Kensu River. Kazakhstan.Ниже показан наш маршрут на карте. На пути домой мы не стали возвращаться в Кеген, а поехали через Жаланаш, вдоль гор. Дорога не самого лучшего качества, если ездить по ней постоянно, но для того, чтобы полюбоваться природой, вполне годится. В Жаланаше выходим на нашу старую знакомую дорогу к Кольсайским озёрам и поворачиваем домой, к Алма-Ате.

Большое Алма-Атинское озеро. Сентябрь 2012 года.

Далее речь пойдёт о ближайшем к южной столице горном озере – Большом Алма-Атинском. Думаю, что стоит немного рассказать об этом популярном месте отдыха. От южной границы города до озера по прямой полтора десятка километров, по дороге – на пяток километров больше. Большое Алма-Атинское (Алматинское) ущелье начинается совсем недалеко от города, идёт с севера на юг, поперёк хребта Заилийский Алатау, заканчиваясь перевалом Озёрный, по которому проходит граница между Казахстаном и Киргизией. Высота перевала – 3500 метров над уровнем моря, абсолютная высота нижней части ущелья примерно 1200 метров. Таким образом дорога, шедшая до перевала, поднималась на высоту более двух километров. Но проехать по этой дороге не всегда возможно. Промышленное освоение этих мест было начато в сороковые годы прошлого века. По этому ущелью был построен каскад гидроэлектростанций, берущий начало от озера. Поскольку строить плотины было невозможно, питание ГЭС осуществляется по трубопроводу. Труба диаметром более двух метров была изначально деревянной и скреплялась обручами. Примерно лет через двадцать, её заменили на металлическую трубу такого же диаметра. Всего, за 15 лет, было построено 10 станций каскада, причём нумерация станций не совпадает с порядком введения их в эксплуатацию. Так, например, ГЭС-2 была построена последней уже в 1959 году. Водовод каскада имеет двойное назначение – вода, после прохождения всех станций, снабжает водопроводную сеть южной части города.

Вот тогда и была сделана эта дорога, до озера и выше него, к перевалу. Постепенно ущелье обживалось, в районе ГЭС-1 был создан дом отдыха «Коммунальник», достаточно большой посёлок возник около ГЭС-2. Западнее озера было создано несколько обсерваторий.

Хочу уточнить некоторые названия. Часто встречается выражение «Алмарасанское ущелье» или «ущелье Алма-Арасан». Такого ущелья нет и никогда не было. Есть река Большая Алма-Атинка (Алматинка), если идти по этой реке от Алма-Аты вверх по течению, то в районе ГЭС-2 в эту реку впадает река Проходная, выше по течению которой, примерно в трёх километрах, долгое время существовал курорт «Алма-Арасан», ныне закрытый. Возможно отсюда и было взято название «ущелье Алма-Арасан». Сама же река Большая Алма-Атинка начинается (вытекает) из Большого Алма-Атинского озера. Выше озера эта река называется Озёрной и течёт она вниз с одноимённого перевала.

Что касается дороги выше озера, по течению реки Озёрной, то проехать туда сейчас вряд ли возможно – пограничная зона. Да и само состояние дороги под большим вопросом. Последний раз проезжали там в 2001 году, тогда ещё пограничников в этом направлении не было. В настоящее время подъезд к озеро запрещён – стратегический объект, да и пешеходные прогулки там не приветствуются.

Предлагаемый видеоролик показывает дорогу, которая идёт от ГЭС-1 к озеру и далее к бывшей обсерватории ГАИШ. На этом месте мы развернулись обратно. Стоит сказать, что асфальт на этом участке дороги сделан недавно, за год-два до поездки. Раньше асфальт доходил только до ГЭС-1.

На снимке, сделанном в сентябре 2012 года, видно места впадения в озеро реки Озёрной. Слева, по берегу, идёт дорога к перевалу, поездки по которой описаны в первой части рассказа.Большое Алма-Атинское озеро. Казахстан. The Big Alma-Ata Lake. Kazakhstan.В конце рассказа несколько слов о самом озере. Большое Алма-Атинское озеро находится на высоте 2500 метров. Другие названия – Алматинское озеро, БАО. Длина озера с севера на юг примерно полтора километра, его ширина не более одного километра. Поскольку озеро активно используется для питания каскада ГЭС, то уровень воды меняется очень сильно. В летнее время, в период активного таяния ледников, уровень значительно повышается, аккумулируя воду для работы гидростанций в зимний период. Приведённая выше фотография сделана осенью и отражает практически максимальное заполнение озера. В течение зимы уровень воды снижается и такие колебания могут превышать 15 метров. По этой причине невозможно определить точную глубину озера, приблизительно это составляет 30-40 метров. Зимой озеро полностью покрыто достаточно толстым льдом. Рыба в озере отсутствует. Для купания практически не пригодно из-за низкой температуры воды.

Большое Алма-Атинское озеро. 80 лет назад. The Big Alma-Ata Lake. 80 years ago.