Зимняя дорога на озеро Кольсай. 2018 год.

Зимняя дорога на озеро Кульсай. Winter road to the lake Kulsai.

 

Знакомство с этим озером состоялось у нас двадцать лет назад. В те годы популярность Кольсайских озёр была невелика, о них говорили мало и ещё меньше ездили сюда. Расстояние от Алма-Аты не большое – около трёхсот километров, однако дорога в те времена была плохая и её состояние продолжало ухудшаться. Тем не менее, нам эти места нравились и приезжали сюда мы довольно часто.

Посмотреть на Кольсайские озёра (выше второго озера мы не поднимались), посмотреть на озеро Каинды, на разлив реки Чилик около посёлка Саты и другие красивые уголки природы всегда было приятно. Но постепенно Кольсай отошёл на второй план, начались дальние поездки и последний раз мы были на этом озере десять лет назад. И тут вдруг захотелось посмотреть снова эти места, узнать – что изменилось на озере и по дороге к нему.

Выезжаем рано утром, в четыре часа. Маршрут поездки такой – к озеру едем по Кульджинскому тракту, а обратно проедем до Алма-Аты по новой дороге, от Чилика к Байсерке (Дмитриевка) и на Капчагайскую трассу. Едем на один день, просто прокатиться и посмотреть. Поехали специально пораньше, чтобы в любом случае вернуться засветло. 

Дорога до Чилика изменилась мало. С каждым годом Кульджинка обживается всё больше и больше. Думаю, что постепенно весь участок дороги до Чилика превратится в один большой посёлок – интервалы между населёнными пунктами становятся меньше и меньше. Качество дороги различное, есть участки относительно свежего асфальта, есть похуже. В целом дорога не плохая, откровенных дыр в асфальте нет, да и сильно не разгонишься здесь. Если соблюдать все ограничения скорости (что мы и делали), то дорога до Чилика занимает два часа, а это сто километров расстояния. Попадались обледенелые кусочки асфальта, как напоминание о сильных морозах двухнедельной давности. Но сейчас потеплело, ранним утром 13 февраля термометр показывает минус 4 градуса.

За 7 километров до Чилика к Кульджинскому тракту слева походит новая дорога на Хоргос. Теперь едем по свежему бетонному покрытию. Четыре полосы, ограждения, разметка, знаки, указатели – присутствует всё. Ехать приятно, Чилик остаётся слева, машин мало, держим скорость около сотни и потихоньку понимаем, что едем не туда. Указатели на дороге поставлены были не все. Сразу за мостом через реку Чилик был поворот направо, дальше по Кульджинскому тракту, но указателя, что здесь дорога уходит на Кеген и Нарынкол, не было. И мы проскочили прямо километров пятнадцать. Остановились, посмотрели по карте, удивились сами себе – это надо же, под Чиликом заблудиться! И поехали назад. А что делать? Ехать на Кольсайские озёра через Чунджу мы были не готовы.

Полтора десятка километров в обратную сторону, несколько виражей по новым развязкам – и вот он, искомый поворот. Бетонное покрытие дороги исчезло, уступив место практически новому асфальту. По нему едем через посёлок Байсеит, ещё проезжаем километра три и пошёл старый асфальт Кульджинки. Старый не значит плохой, но и сильно хорошим его тоже не назовёшь..

Дорога идёт через длинный посёлок Нура и затем, повернув направо, втягивается в ущелье. Термометр сначала показывает четыре градуса мороза, потом начинает холодать. Пока проехали по ущелью эти полтора десятка километров, температура упала за десять минут на двенадцать градусов и в посёлке Кокпек мы уже видим на термометре -16. Утро ясное, морозное, первые километры по Сюготинской долине принесли снижение температуры ещё на два градуса. Минус 18 градусов – это был минимум, который мы увидели. Падение температуры на 14 градусов за какие-то полчаса – это сильно. Но такая температура держалась не долго, уже в конце долины, перед перевалом через горы Торайгыр, потеплело градусов на пять.

На этом видеоролике участок дороги от Сюготинской долины через горы Торайгыр до поворота с Кульджинского тракта на Жаланаш.

Снега и льда на дороге нет, сухо, дорога не плохая, перевал проходим быстро, спускаемся к реке Чарын, поворачиваем направо, на Жаланаш. Здесь начинается дорога на озеро Кольсай, стоит первый километровый столб с отметкой «0».

Здесь начинается дорога на озеро Кольсай. The road to Lake Kolsai starts here.Дорога от Кульджинского тракта к посёлку Жаланаш. The road from the Kuldzhynsky tract to the village Zhalanash.Дорога от Кульджинского тракта к посёлку Жаланаш. The road from the Kuldzhynsky tract to the village Zhalanash.Последний столб этого пути, с отметкой «89» будет стоять прямо перед озером. Первая приятная неожиданность – новый хороший асфальт. От поворота и до самого Жаланаша дорогу сделали отличную. Все 45 километров до посёлка – а это половина расстояния до озера – едем и наслаждаемся гладким асфальтом. Дорога практически вся сухая и чистая, да и вокруг снега лежит не много. За Жаланашем асфальт кончается, но это уже не та разбитая дорога, что была раньше.Зимняя дорога на озеро Кульсай. Winter road to the lake Kulsai.Дорога на озеро Кольсай. Участок дороги Жаланаш - Саты. The road to the lake Kolsai. The road from Zhalanash to Saty.Дорога на озеро Кольсай. Участок дороги Жаланаш - Саты. The road to the lake Kolsai. The road from Zhalanash to Saty.Дорога на озеро Кольсай. Участок дороги Жаланаш - Саты. The road to the lake Kolsai. The road from Zhalanash to Saty.Дорога на озеро Кольсай. Участок дороги Жаланаш - Саты. The road to the lake Kolsai. The road from Zhalanash to Saty.Дорога на озеро Кольсай. Участок дороги Жаланаш - Саты. The road to the lake Kolsai. The road from Zhalanash to Saty.

 Остатки старого покрытия убрали, дорогу отсыпали и подравняли, полным ходом идут работы по обустройству пути – укладываются трубы для пропуска ручьёв под дорогой. За пару километров до посёлка Саты появляется новый асфальт, но это только небольшой участок, вскоре после Сатов он заканчивается. Здесь развилка: прямо идёт дорога на озеро Кольсай, направо, через мост, дорога уходит вверх по реке Чилик.Дорога на озеро Кольсай. Река Чилик. The road to the lake Kolsai. The Chilik River.

Мы едем прямо и через пару километров упираемся в ворота национального парка. Пока оформляется въезд в парк, служительница объясняет, что к озеру мы, скорее всего, не проедем.Дорога на озеро Кольсай. Ворота национального парка. The road to the lake Kolsai. Gate of the national park.

Из-за морозов ручей на подъёме залил дорогу льдом, проехать нельзя, о чём она нас предупреждает под роспись в журнале техники безопасности, куда заносятся наши данные. Так же нас официально предупредили, что если мы не проедем до озера и нам это не понравится, то оплату за въезд на территорию национального парка нам не вернут в любом случае. Камеры видеонаблюдения, которыми оборудован пункт пропуска, снимали эту официальную процедуру со всех сторон.

На этом ролике участок дороги от поворота с Кульджинского тракта до ворот национального парка.

Ободрённые таким напутствием мы поехали по территории национального парка. Проехали километра три вдоль реки, пересекли её по мосту, началась дорога по склону горы. На этой фотографии видно дорогу, идущую по склону (вверху справа).Дорога на озеро Кольсай. The road to the lake Kolsai.

 Еще примерно километр подъёма и, перед одним из поворотов, на обочине стоит легковая машина. Машина пустая, рядом тоже никого нет. Ага, решили мы, это он дальше из-за льда не поехал. Только про лёд подумали, он появился тут же. Вся дорога, от края до края, залита толстым слоем гладкого льда. К тому же подъём и повороты…

На снимке отмечены границы ледового участка (между двумя метками). Координаты места даны внизу снимка.Дорога на озеро Кольсай. Лёд на дороге. The road to the lake Kolsai. Ice on the road.

 Но это оказалось не так страшно, машина чуть вильнула на повороте, однако скорости не потеряла и, как-то сама собой, вывезла нас с этого катка. И хотя весь этот кусочек длился не более двухсот метров, мысль о том – а как же обратно ехать – появилась в то же момент.

 Но об этом чуть позже, а пока, проехав ещё пару километров, мы увидели километровый столб с отметкой «89». Это был Кольсай.Озеро Кольсай зимой. Lake Kolsai in winter

Рубленные домики, стоявшие лет двадцать над озером, на левом берегу реки, исчезли. Лишь десяток каменных площадок напоминает о том, что это было. В этом месте остался только один из существовавших там домов. Кто в нём живёт – не знаю, наверное, Хранитель озера. Однако три рыбака, сидевшие на льду около лунок, закончив свою рыбалку ушли в этот дом.Озеро Кольсай. Здесь были домики... Lake Kolsay. There were houses here ...Озеро Кольсай. Один дом остался. Lake Kolsay. One house remained.Озеро Кольсай зимой. Lake Kolsai in winterВместо рубленных домиков появились рубленные беседки. Сложилось такое впечатление, что это место приспосабливают под автобусные экскурсии из Алма-Аты. Дорогу заасфальтируют до озера, или почти до озера. Привезут группу туристов на несколько часов – и обратно. Нечего тут делать несколько дней, пограничная зона, однако. Кстати, конный наряд из трёх вооружённых до зубов служивых мы наблюдали перед въездом в национальный парк. Да, коттеджи, стоявшие на правом берегу озера, на приличном расстоянии от воды, сохранились. Правда, дорога туда достаточно сложная.Озеро Кольсай. Беседки. Lake Kolsay. Pavilions.Озеро Кольсай зимой. Lake Kolsai in winterОзеро Кольсай зимой. Lake Kolsai in winter

Немного погуляли около озера, посмотрели на скованный льдом Кольсай, на залитые утренним солнцем скалы. Приехали мы сюда, так сказать, на разведку – узнать дорогу и возможное место отдыха. Дорога стала просто прекрасной, но домики, в которых мы несколько раз останавливались, исчезли, к нашему большому сожалению.Озеро Кольсай зимой. Lake Kolsai in winterОзеро Кольсай. Беседки. Lake Kolsay. Pavilions.Проехать через наледь вниз, с ходу, без остановки, мы не решились. Подъехали поближе, оставили машину и пошли смотреть. Хорошо, что так сделали.Дорога на озеро Кольсай. Лёд на дороге. The road to the lake Kolsai. Ice on the road.Дорога на озеро Кольсай. Лёд на дороге. The road to the lake Kolsai. Ice on the road.Дорога на озеро Кольсай. Лёд на дороге. The road to the lake Kolsai. Ice on the road.Дорога на озеро Кольсай. Лёд на дороге. The road to the lake Kolsai. Ice on the road.

Сразу за поворотом стоял «лэндкрузер», не смог подняться. Пассажиры уже заканчивали посыпать лёд землёй с обочины. Ещё несколько минут и дорога свободна. По следам этой машины потихоньку спускаюсь вниз и оставляю неприятное место за спиной. Надо сказать, что такой лёд на этом участке дороги — очень редкое явление. Ездил на Кольсай зимой не раз и подобного никогда не видел. Да и от местных жителей не слышал о подобном. Всему виной сильные, можно сказать — аномальные морозы, которые недавно прокатились волной по всему Казахстану и достигли этих мест. К тому же снега было не много. Поэтому водосток, проходящий в этом месте под дорогой, замёрз намертво. Тонкий ручеёк, практически не заметный в нормальных условиях, стал разливаться во все стороны и получился «каток» с толщиной льда сантиметров в тридцать. 

 Конечно, как это всегда и бывает, стоило нам только решить этот «скользкий вопрос», как из-за поворота показался КАМАЗ, полный грунта. Дорожные службы приехали засыпать лёд. Смотреть на это мы не стали и поехали дальше, вниз, к привычному гравийному покрытию.Дорога на озеро Кольсай. Участок дороги Жаланаш - Саты. The road to the lake Kolsai. The road from Zhalanash to Saty.

На обратном пути мы снова проехали от посёлка Кокпек вниз по ущелью через горы Сюгеты. По тому самому ущелью, где рано утром температура падала столь стремительно. Перепад высот между началом и концом ущелья составляет 300 метров, этим и объясняется быстрая смена температуры. Небольшое видео дороги по этому ущелью.

Теперь, до Чилика, старая знакомая дорога, а потом мы решили проехать по новому участку трассы Алма-Ата – Хоргос. Не доезжая до посёлка Лавар – развилка. Налево, перед развязкой, уходит старый Кульджинский тракт. Направо плавно идёт новая дорога.

Дорога очень хорошая, тут двух мнений быть не может. На обочинах снег, но само полотно чистое и, большей частью, сухое. В месте пересечения дорог сделаны развязки, в местах примыкания дорог – развороты. Машин мало, трасса проходит в стороне от посёлков и ездить на короткие расстояния, из одного посёлка в другой, не удобно. Ну и строилась она, собственно, не для этого. Задача трассы — сделать максимально быстрым и безопасным прохождение трёхсот сорока километров от Алма-Аты до китайской границы. Судя по пройденному нами участку (а проехали мы примерно половину всей магистрали), задача эта успешно решена.

На этом видеоролике мы едем от Чилика до Капчагайской трассы по новой дороге Алма-Ата – Хоргос.

Эта поездка заняла у нас двенадцать часов, проехали 615 километров «от дома до дома».  Загоревшаяся на последних секундах путешествия жёлтая лампочка уровня топлива показала, что 80 литров бензина израсходовано. Топливный бак на автомобиле MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model вмещает 88 литров бензина, лампочка загорается при восьми литрах остатка. Так что средний расход получился 13 литров на сто километров пути. Оно и понятно – горные дороги с включённым полным приводом не способствуют экономии топлива.

©2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *