Горнолыжные центры отдыха — «Чимбулак» в Казахстане, «Каракол» в Киргизии. Куда поехать отдыхать обычному любителю горных лыж. Как выглядят эти популярные локации, как туда добраться и сколько денег стоит удовольствие скоростного спуска?
О том, как обстоят дела с горными лыжами у соседей и что из себя представляет база «Каракол», вы могли прочитать в моём предыдущем рассказе. Там же есть достаточно много информации о состоянии дороги, ценах и условиях этого популярного места отдыха. А сейчас неплохо-бы со своими делами разобраться и глянуть, хоть одним глазком на горнолыжный курорт «Чимбулак», что находится на южной окраине южной столицы Казахстана.
Да, именно курорт и именно на окраине. Поясню. Это раньше Чимбулак был за городом, как и комплекс Медео. Но потом город рос и рос, включал в себя всё новый и новые земли. И, сейчас, очертания Алма-Аты простираются на юге за Талгарский перевал и Большое Алма-Атинское озеро. Ещё несколько лет такого устойчивого поступательного движения и границы нашего города упрутся в границы Киргизии. Что же касается названия «курорт», то подобный термин по смыслу абсолютно не подходит для Чимбулака. Но слово красивое, модное и попахивает спа-заграницей. Подобное сочетание у нас любят, а вникать в смысл — нет смысла. 🙂 Ну, да ладно, давайте смотреть на Чимбулак.
Как сюда добраться?
Здесь всё просто – на своей машине или на рейсовом автобусе приезжаем к станции канатной дороги около стадиона «Медео». Оставляем машину на стоянке, покупаем билет, заходим в кабину вместимостью до шести человек, садимся на лавку. Двери закрываются и – поехали. Любуемся окружающим пейзажем через панорамные окна, а когда двери откроются, это и будет Чимбулак.
Ролик выложил так, больше для порядка — как видно, заблудиться невозможно. Хотя панорама катка Медео, огромной плотины и ажурной селевой ловушки тоже интересны. Но на этом остановлюсь чуть позже. Сейчас же, выйдя из дверей кабины, мы оказываемся в окружении кафе, ресторанов и других объектов околотуристического сервиса. Всё функционирует и смотрится весьма прилично.
Одно направление канатки пройдено и осталось позади.
Это была самая длинная поездка без остановки, мы преодолели по воздуху пять километров. Расслабляться, однако, не стоит – перед нами появляются ещё три нитки этого экологически чистого транспорта. Чуть правее идёт «ККД-4» (канатно-кресельная дорога) длинной около 1700 метров и состоящая из одной линии.
Чуть левее идут, одна за другой, дороги «Комби-1» и «Комби-2». Они оснащены как креслами, так и кабинками, отсюда и название. Пересев с одной линии на другую (их станции стоят рядом на высоте 2830 м.н.у.м.) мы поднимаемся на Талгарский перевал, преодолев три километра от Чимбулака.
Казалась бы – достигнута высота 3200 метров, вся лыжная трасса уходит вниз, что ещё надо, куда уж выше? Ан нет, есть еще одна небольшая канатка. Она называется «Левый Талгар», находится сразу за перевалом, и её верхняя станция поднимается ещё метров на десять. Линия небольшая, самая короткая – чуть меньше километра, и даёт перепад высот почти двести метров по вертикали. Она без кабинок, оснащена только креслами, что хорошо видно на следующем фото.
Вот теперь всё. Все линии обозначены, все канатно-лыжный пути ведут вниз. Выше только горы.
А город?
Где же город – спросите вы. Мы же формально находимся в черте города, не так ли? Точно так, без сомнения отвечу я и в доказательство сказанного выложу пару фотографий, сделанных на Талгарском перевале. Вот он, город. Никуда не делся, стоит себе на месте и, даже, практически чистый воздух присутствует. 🙂
Забравшись на такую высоту, мы имеем несколько вариантов для обратного пути. Первый – пойти вниз пешком до стадиона Медео. Так себе вариант, учитывая зиму, снежную дорогу и преклонный возраст. Опять же – за обратные билеты уплочено… 🙂 Второй вариант – спуститься тем же путём, по «Комби-1» и «Комби-2». Это проще всего, но есть нюанс. Дело в том, что в обратном направлении (вниз) посадка на кресла не производится, только в кабинки. А там поцарапанные, не всегда чистые стёкла и соответствующая видимость.
Не зная о таких тонкостях логистики, первый этап возвращения я проехал в кабине. На промежуточной станции начал ходить кругами, пытаясь найти место, где можно половчее заскочить на кресло, идущее вниз. Место находиться не желало, дежурный парнишка наблюдал с неподдельным интересом за моим квестом через стекло, но выходить из тёплой диспетчерской не спешил. Исчерпав все возможные варианты поиска, я пошёл на поклон к Служителю Дороги. Вот она, эта промежуточная станция, что находится между Чимбулаком и Талгарским перевалом.
На этой станции, как выяснилось, появляется ещё два варианта обратного пути. Первый, обрисованный Служителем – запрыгнуть, таки, на проходящее кресло и заплатить на выходе 50 000 штрафа. Второй вариант, менее экстравагантный — пройти несколько сотен метров до конечной остановки маршрута «ККД-4» (43.11783, 77.09531), там сесть на кресельную дорогу и спокойно поехать вниз. После мучительных раздумий был выбран второй вариант.
И не зря!
Несмотря на зиму и открытое кресло, холодно не было ни разу. С гор дул лёгкий ветерок и при движении получался полный штиль. Эта линия канатки проходит в стороне от основной трассы и даёт возможность проехать почти в полной тишине. Где-то далеко временами играет музыка, внизу белое безмолвие и кресло движется совершенно бесшумно. В этом, кстати, большое отличие от подъёмников Каракола, шумящих достаточно ощутимо.
Виды с этой ККД-4 тоже открываются весьма и весьма неплохие. Это и фото коттеджа, что выложено выше и эпизоды, вошедшие в обзорный ролик, который я покажу чуть позже. Также неплохо смотрится и верхняя часть города Алма-Аты, что представлена на следующей фотографии.
Единственный момент, который чуть-чуть напряг – это высадка с кресла данной линии канатной дороги. На тех маршрутах, где используются кабинки, происходит их торможение в момент посадки и высадки пассажиров. Здесь же скорость не менялась, как я ожидал, и соскакивать пришлось в самый последний момент, чтобы не уехать снова вверх. Вот в таких случаях и полезен опыт Каракола, где постоянно дежурят инструкторы у места посадки-высадки.
Медео, плотины и селевые потоки.
Путешествие подходит к концу и самое время сказать пару слов о других интересных объектах, которые встретились нам на пути. В первую очередь это, конечно, высокогорные каток «Медео». В теперешнем виде он существует более пятидесяти лет, а за всё время соревнований по конькобежному спорту с 1952 по 1988 год на нём было установлено более трёхсот мировых рекордов. Уникальное сочетание природных условий и технических решений позволяло открытому стадиону держать лёд на конькобежных дорожках круглый год! Вот так выглядит сейчас этот стадион-легенда:
Но вся эта красота могла быть уничтожена уже через полгода после торжественного открытия стадиона. Мощный сель, более 5 200 000 кубометров грязекаменной массы, обрушился на город 15 июля 1973 года. Надо сказать, что за полвека до этого, в 1921 году, селевой поток меньшего объёма разрушил значительную часть Алма-Аты и погубил более пятисот человек. Однако его объём был тогда «всего» 3 500 000 кубов. А здесь в полтора раза больше… Но катастрофа 1973 года была остановлена в восьмистах метрах перед стадионом. Непреодолимой преградой на пути стихии встала уникальная плотина, созданная серией направленных взрывов за шесть лет до драматических событий, в 1967 году. Котловина плотины будет показана на видео, а на этой фотографии виден один из склонов горы, взорванный для строительства.
И, последнее. Ажурная конструкция селевой ловушки, что стоит поперёк дороги ниже комплекса «Медео» (43.173563, 77.024307). Этот объект заметен на первом видео, когда я рассказывал о дороге на Чимбулак. Практической ценности не представляет, интересен с точки зрения изменения взглядов на защиту города от селевых потоков.
А теперь обещанное видео всех канатных дорог горнолыжного санатория «Чимбулак»:
Немного о финансах.
Моя поездка на канатке от Медео до Талгарского перевала и обратно обошлась в 6 000 тенге. Это тариф для взрослого пешего туриста. Что касается лыжников, то максимальная цена ски-пасса составляет 19 900 тенге (11 400 день + 8 500 ночные катания до 23.00). Напомню, что максимальный дневной ски-пасс в Караколе стоит 1 500 сомов (примерно 7500 тенге). Но там день на пару часов короче…
Если сравнивать сам размер горнолыжных трасс, то картина следующая. Максимальный перепад по высоте в Караколе составляет 740 метров, на Чимбулаке – 900 метров. Но в Караколе вы можете, задействовав снегоход, подняться ещё на 300 метров выше, получив в результате более чем километровый перепад. На Чимбулаке верхняя планка ограничена однозначно. Что касается ширины и количества трасс, то здесь преимущество Каракола неоспоримо. Для меня же, как для пешего туриста, также была более привлекательна картинка Каракола с его густым еловым лесом по сравнение с чисто «выбритой» поверхностью горнолыжного лотка Чимбулака.
Но, это всё мои субъективные оценки, мнение ниразунелыжника, а туриста, сейчас преимущественно автомобильного. 🙂 В заключение отмечу, что получить актуальную информацию по Чимбулаку вы всегда можете на их официальном сайте. Мне же только остаётся поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать всего наилучшего!
Отличный рассказ, сразу захотелось поехать
Nice stories.