Сначала статистика. В путешествиях разной продолжительности накатал за год 19578 километров. Самой дальней оказалась поездка в Крым – 9612 километров. Расстояние по прямой между крайней восточной (Иссык-Куль) и крайней западной (Крым) точками маршрутов составило 3530 километров. Крайний север (Саратов) и крайний юг (Гармчашма) отделяют 2560 километров. Самой высокой точкой был перевал Ак-Байтал на Памире (4655 м.н.у.м.), по дороге вдоль северного побережья Каспия я ехал на тридцать метров ниже уровня мирового океана. Поскольку мои дороги пролегали по территории пяти государств – Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, то границу за этот год пришлось проходить аж тринадцать раз! А, теперь, «лирика»…
Поздним вечером 31 декабря 2021 года мы сели за праздничный стол и подняли бокалы, провожая заканчивающийся год. Мы выпили за то, чтобы он ушёл в прошлое, а вместе с ним прекратились болезни и карантины, тревоги и беспокойства, войны и другие потрясения. Новый, 2022 год, представлялся нам однозначно лучше старого…
Новый год начинается.
Оптимизм и уверенность в скором снятии карантинных ограничений были столь сильны, что уже 4 января 2022 года я повёз своих гостей в первую «туристическую вылазку», рассматривая её как разминку перед новыми путешествиями. Мы прокатились к Замку Кочевников, что находится неподалёку от южной столицы Казахстана и убедились, что мир потихоньку оживает – в крепости, кроме нас, были туристы и, даже, слышалась иностранная речь.
Оптимизма хватило на четыре дня. В ночь на пятое января в Алма-Ате вводится чрезвычайное положение и комендантский час. Горят правительственные здания, захвачен аэропорт, разграблены оружейные магазины, на улицах города слышна интенсивная стрельба и взрывы. Введение войск ОДКБ быстро прекращает эту вакханалию «демократии»…
Это был шок. Даже сейчас, год спустя, когда я пишу эти строки, ощущения всплывают неприятные. А уж тогда… Мысль – круто год начинается – постоянно возникала в голове. И это, так сказать, приличный вариант высказывания, слова тогда вертелись на языке совершенно непечатные. Казалось, что мир сошёл с ума. Поэтому неудивительно, что первым моим рассказом 2022 года стал очерк на тему январских событий.
Планы и реальность.
Постепенно всё успокоилось (но осадок, как говорится, остался), и я стал мечтать о новых поездках. На первом месте было желание проехать по России до Севастополя. Слухи о скорой отмене карантинных ограничений становились всё более настойчивыми, поэтому хотелось иметь чёткий план путешествия уже сейчас, чтобы отправиться в путь буквально на следующий день после устранения всех преград. Стал потихоньку готовить машину – надо жидкости поменять, резину новую купить, свежий аккумулятор поставить. Да и ещё кое-что по мелочи. Плавное течение мыслей было нарушено 24 февраля.
Ситуация меняется. Поскольку карантинные барьеры между Казахстаном и Россией сохраняются, а между государствами Средней Азии положение значительно упростилось, то принимаю решение поехать на Памир. Вроде бы всё просто – для въезда в Узбекистан и Таджикистан достаточно сертификата вакцинации, Киргизия не требует никаких справок от слова совсем. Но опять беда – закрытая граница между Таджикистаном и Киргизией, что делает невозможным сквозной проезд по Памирскому тракту.
Первый раз на Памир.
Значит, поездка пройдёт в два этапа – сначала по таджикской части этой легендарной дороги, затем возвращение и заход к перевалу Кызыл-Арт с киргизской стороны. Вся линейка маршрута выглядела так: Казахстан – Узбекистан – Таджикистан – Узбекистан – Киргизия – Казахстан. В середине мая 2022 года я отправляюсь в первое большое путешествие этого сезона.
Это фото афганского берега реки Пяндж, вдоль которой идёт Памирский тракт. Снова в планы путешествия вмешивается война и, после двадцати четырёх часов ожидания перед закрытым шлагбаумом, я поворачиваю обратно. Таджикская часть остаётся не пройденной. В Киргизии, к счастью, всё было спокойно, от города Ош проехал до границы и вернулся домой, оставив за спиной 3997 километров пути.
Полезная ссылка:
Снова на Памир.
Никуда не денешься, начатое надо довести до конца и проехать, таки, этот Памирский тракт. Вторая попытка была предпринята в начале августа 2022 года и оказалась более успешной. Был пройден самый высокогорный участок маршрута: от Хорога через Мургаб и перевал Акбайтал (4655 метров) к подножью перевала Кызыл-Арт. По пути представилась возможность глянуть на пик Ленина с берегов озера Каракуль.
Это путешествие тоже не обошлось без приключений. Была встреча с мошенниками, было томительное ожидание на границе между Таджикистаном и Узбекистаном (провёл там семнадцать долгих часов), была небольшая поломка машины. Но, зато, удалось посмотреть и другие достопримечательности Таджикистана – ущелье реки Ванч, горячие источники Гармчашма и озеро Искандеркуль.
Всё это, вместе взятое, удлинило дорогу. Второе Памирское путешествие растянулось на 4969 километров, однако оно того стоило. Хотя горы для меня не в диковинку – родился и вырос в Алма-Ате – но Памир впечатляет. Особенно, с видом на Афганистан.
Немного Иссык-Куля…
После таких продолжительных маршрутов августовское посещение Иссык-Куля было буквально поездкой выходного дня. Выехав из дома рано утром, мы успели добраться до озера, искупаться в нём, купить на обратном пути ведро огромных абрикосов и вернуться домой вечером того же дня, намотав при этом на кардан 800 километров.
Полезная ссылка:
Казахстан – Киргизия – Узбекистан — Китай. Где пройти через границу?
Окончательная отмена всяких карантинов и успешность двух последних поездок снова вернули меня к мысли о путешествии в Крым. Такой вояж, кроме купания в Чёрном море сулил, к тому же, знакомство с югом европейской части России. Хотелось своими глазами увидеть Мамаев Курган, Астраханский Кремль и многое другое.
Суровая реальность опять вмешивается в мои планы, заставляя быстрее двинуться в путь – опасения, что границы могут закрыть, не лишены оснований. Отправляюсь в путь почти на неделю раньше, первый этап проходит по южному и западному Казахстану.
Полезная ссылка:
Где пройти через границу Казахстана и России на машине? Запад.
В Крым и обратно.
Затем дорога прошла через Саратов, Волгоград и Ростов-на-Дону. Миновав Крымский мост, я заехал на полуостров.
Море, горы и дороги Крыма. Этим впечатлениям посвящён отдельный рассказ. И, конечно, Севастополь.
Обратный путь – это Краснодар, Ставрополь, Элиста и Астрахань с белокаменным Кремлём.
Пройдя разбитыми дорогами по северному побережью Каспийского моря и добравшись до Алма-Аты, я завершил дорогу длинной в 9612 километров.
Полезная ссылка:
Где пройти через границу Казахстана и России на машине? Восток.
Подробные маршруты всех путешествий имеются в соответствующих рассказах, а так выглядит итоговая карта 2022 года.
Эпилог.
По сравнению с прошлым годом количество путешествий уменьшилось почти вдвое – пять против девяти. Зато увеличилась, почти вдвое, общая протяжённость путешествий: в прошлом году наездил чуть больше одиннадцати тысяч вёрст. Количество, так сказать, перешло в качество… 🙂 А это, уже, карта за четверть века путешествий на автомобилях MITSUBISHI PAJERO. На ней отмечены и точки маршрутов этого года.
Дороги, по которым пришлось пройти, были очень разные – от заброшенных участков Памирского тракта и разбитой трассы «Астрахань – Атырау» до новых и «нарядных» трасс Казахстана и России.
Не обошлось, естественно, без встреч и бесед с дорожной полицией разных стран. Первое место в конкурсе «заботливое отношение к водителю» уверенно заняли наши родные казахстанские патрульные.
Вот, собственно, и весь небольшой обзор поездок за уходящий год. До его окончания осталось совсем немного – уже через несколько дней будем провожать Старый и встречать Новый. Очень сильно надеюсь, что 2023 год окажется лучше своего предшественника!
А, пока – всех с наступающим Новым Годом, удачи на дорогах и новых путешествий!
Это прекрасно, когда есть время, силы и возможности для подобных путешествий! Продолжайте в том же духе!