В начале 1997 года у нас появился автомобиль, на котором мы могли проехать практически хоть куда — MMC Pajero 1997 Model, 3.0L GL. На нём можно было отправиться как большой компанией на воскресный пикник — девять посадочных мест, включая водителя, позволяли легко сделать это, так и поехать автономно на несколько дней, взяв палатку, кучу всяких вещей и продуктов — непривычно большой внутренний объём салона вмещал всё, что только нашей душе было угодно.
Крепкая подвеска — рессоры сзади и торсионы спереди — делали автомобиль практически равнодушным к тому, что было под колёсами. Механическая коробка передач и лёгкость базовой комплектации давали солидный запас мощности при смешном, для таких габаритов, расходе топлива. На этой машине мы многое сделали впервые: прокатились на Иссык-Куль, объехав его с южной стороны, провели несколько ночей в верховьях реки Чонг-Кемин, полюбовались альпийскими лугами выше Большого Алма-Атинского озера, покорили пески в районе Капчагайского водохранилища.
Лето 1997 года.
Решаемся на первую автомобильную поездку за границу. Хотя, какая граница между Казахстаном и Киргизией была в то время… Поехали через Курдайский перевал, границу пересекли за посёлком Георгиевка на Чёрной Речке. Теперь это называется, соответственно, посёлок Кордай и Карасу. Со стороны Казахстана вообще никаких намёков на пункт пропуска не было. Переехали через мост – стоит вагончик, перед ним знак STOP, законопослушно остановились. Из вагончика никто не вышел и мы поехали дальше. В течение двух лет мы ещё проезжали это место раза два-три, теперь уже не останавливаясь. Другие машины, замеченные нами, делали тоже самое.
Первый раз в Киргизии.
Мы с женой, сын 14 лет, дочь 7 лет – вот и весь состав экспедиции. Да, ещё берём нашего пса неизвестной породы по кличке Юкон, здорового и чёрного на манер бельгийской овчарки грюнендаль. Нашей первой поездкой в горы Киргизии стал маршрут по реке Чонг-Кемин. Эта река, протекая по территории Киргизии, идёт с востока на запад между хребтами Заилийский Алатау и Кунгей-Алатау, впадая в реку Чу. Место слияния рек знакомо тем, кто ездил на Иссык-Куль со стороны Рыбачьего (Балыкчи).
Проехав Чуйскую долину, перед входом в Боомское ущелье, есть поворот налево. Первое время дорога идёт в тесном ущелье, затем оно распахивается, достигая максимальной ширины около посёлка Тегирменти. Дальше ущелье снова постепенно сужается, дорога идёт по берегу Чонг-Кемина. Река быстрая, для здешних мест достаточно полноводная, с молочно-мутной водой голубоватого оттенка. Постоянного жилья здесь уже мало, в основном стоят юрты чабанов, кочующих сюда на летнее время.
Асфальт на дороге закончился вместе с посёлками примерно через 30 – 40 километров от поворота. Потом, ещё примерно столько же, состояние дороги плавно ухудшалось, временами доходя до полного бездорожья. Найдя удобное место в небольшом ущелье у ручья, мы разбили наш первый лагерь автомобильных горных туристов. Фотографии этой поездки, увы, не сохранились, однако небольшой видеоролик с этого места стоянки, снятый несколько лет спустя, будет представлен ниже.
Карта этой поездки.
На этой карте видно, какой крюк нам пришлось сделать, чтоб добраться до места. А что делать? Короткой дороги тогда ещё не было, она появится позже и через несколько лет мы проедем по ней, по кратчайшему пути через горы. Будет поездка на перевал Кок-Айрык, будет ещё одно путешествия к Чон-Кемину, но об этом чуть дальше…
Следующим дальним маршрутом стала поездка на Иссык-Куль в этом же году. От Алма-Аты до южного берега озера, посёлка Тамга, мы проехали 515 километров по пути через Курдайский перевал и, обратно, через Кегенский перевал, мы прошли ещё 460 километров. Конечно, путь был пройден не за один день, но этот, почти тысячекилометровый, маршрут стал для нас ответом на многие вопросы.
Мы первый раз проехали на машине по другой стране. Конечно, никаких границ между Казахстаном и Киргизией тогда ещё практически не было, однако некоторое опасение присутствовало – уже чужая страна, да и времена тогда были другие.
От Тамги мы вернулись домой по восточной стороне Иссык-Куля, немного заплутали в районе Пржевальска (Каракол), проехали перевал Санташ, затем Каркара, Кеген, Чилик и домой. После Кегенского перевала, не свернув налево, чуть было не уехали в Чунджу, но вовремя одумались. Никаких навигаторов тогда ещё и близко не было, ориентировались по дорожным указателям, а они, к сожалению, были не всегда и не везде.
Сейчас, просматривая видеозапись этой поездки, ловлю себя на мысли, что участок от Алма-Аты до Курдая – это уже история, уникальные кадры старой дороги. Да и проехать через границу без остановки вряд ли у кого получится.
Дорога на Иссык-Куль. 1997 год.
Наступил 1998 год, мы стали ездить «на природу» чаще и дальше. Это были, в основном, поездки в горы на два – три дня. Часто ездили вдвоём с женой, палатку не брали, ночевали в машине. Спать было очень удобно, в нашей новой машине можно было разложить сидения среднего и заднего ряда, постелить сверху, для выравнивания, обычный матрац и получить полноценную кровать. Вообще должен сказать, что этот автомобиль, MMC Pajero 3.0L GLX 1998 Model, был самой удобной машиной для сна. Начиная с 2000 года компоновка салона изменилась, для сна в машине стали использоваться передние и средние ряды кресел. Однако, из-за расположенного между передними сидениями холодильника, единого пространства не получалось.
С таким домом на колёсах отдых на берегу горного ручья становился весьма комфортным. Натянув тент или плёнку, установив под ней газовую плиту (размеры баллона не лимитировались) и застелив землю циновкой мы получали беседку со всеми удобствами. Ну, или почти со всеми.
Любимым местом отдыха стала река Тургень.
Съехав немного с дороги, ведущей на плато Асы, переехав через ручей, мы останавливались рядом с еловым лесом и наслаждались природой.
Зимой, конечно, о ночёвках в машине речи не шло, но мы умудрялись найти интересное. Решив встретить новый, 1999, год на природе, поехали в Тургеньское ущелье. Поехали на двух машинах и ещё должны были забрать с собой друзей из Иссыка. Был ясный, солнечный день 31 декабря 1998 года и дорога из Алма-Аты не предвещала ничего необычного. Но перед Иссыком дул очень сильный ветер, снег мело через дорогу, появились перемёты, в них начал вязнуть легковой транспорт.
Увязла и другая наша машина, идущий впереди Ford Sierra. Из-за порывов ветра, несущего снег, видимость резко ухудшалась. Люди из остановившихся машин увидели странную картину – Ford зарывается в снег, водитель быстро достаёт трос, цепляет его и стоит в ожидании чего-то. Внезапно из пелены снега вылетает Pajero, цепляется второй конец троса и, через секунду, странная парочка исчезает из вида. Да, не каждый может позволить себе личного буксировщика…. 🙂
Осень и весна так же не были для нас «мёртвым сезоном». Всегда можно было придумать, куда съездить на один день, поскольку природа вокруг Алма-Аты весьма разнообразна. Учитывая высотную поясность климатических зон, можно было выбирать, ехать сегодня в раннюю осень или глубокую зиму.
Эта фотография была сделана 28 декабря 2000 года, степь, снега нет и в помине.
А эта фотография сделана в 8 октября того же года, на озере Кульсай.
Это фото от 14 октября, всего шесть дней прошло, а где снег? Горы западнее Алма-Аты, мы поднялись чуть выше плато Ушкунур. Тогда ещё можно было проехать в это место….
На двух следующих фотографиях ну прямо совсем лето, а ведь это тоже октябрь!
Вот, наконец, нормальная фотография, где ранней весной – нормальная ранняя весна.
И всё-таки главным временем для наших поездок оставалось лето, в начале которого, в 1999 году, собравшись большой компанией и «оседлав» три машины, мы поехали на озеро Кульсай.
Расстояние от Алма-Аты небольшое, примерно 300 километров, однако посмотреть есть на что. Не только само озеро (а их там три и доехать можно только до самого нижнего), но и знакомство с природой на реках Чарын и Чилик может быть смыслом отдельных поездок.
Эта поездка пришлась на то время, когда состояние Кульджинского тракта (дорога от Алма-Аты на восток, через город Чилик в посёлок Чунджа) приблизилось к критической точке, за которой начиналось уже бездорожье. Разбитый, весь в ямах, асфальт начинался практически сразу за границей города и оставался таковым почти до Чилика. Затем дорога несколько улучшалась, но вспучивание асфальта и ямы, напоминающие воронки от взрывов, заполнившие дорогу по Сюгатинской долине, напрочь перечёркивали это временное улучшение. От посёлка Жаланаш дорога сохранила маленькие кусочки асфальта, но лучше бы их не было – глубокие дыры с острыми краями сильно осложняли движение. К счастью, эти кусочки быстро закончились.
Дорога на Кульсай. 1999 год
Сюда, к этому озеру, можно ездить бесконечно – никогда не надоест любоваться им. Кульсай многолик и прекрасен, для него каждое время года находит свои лучшие краски. Глубокие, до 50 метров, с прозрачной водой и окружённые густым хвойным лесом, эти озёра по праву считаются «жемчужиной Северного Тянь-Шаня».
Всего тридцать километров через хребет Кунгей-Алатау до Иссык-Куля и туристический пешеходный маршрут через Кульсайские озёра на Иссык-Куль был весьма популярен в своё время не только среди казахстанцев. К сожалению, этот маршрут был закрыт с появлением границы с Киргизией.
Озеро Кульсай. 1999 год
В этом же году мы снова поехали в Чонг-Кемин. Это была уже вторая поездка. Снова, как и два года назад, мы заезжали в ущелье снизу, от реки Чу, и двигались вверх по течению, насколько это было возможным. Карта маршрута опубликована выше, но проехать нам удалось уже не так далеко. Причины было две. Первая – имея в своём составе легковой автомобиль, мы не надеялись на преодоление им бродов и каменистых участков дороги.
Решили так – будем ехать до тех пор, пока можно протащить эту машину без, так сказать, членовредительства. Но до таких участков мы не доехали по второй причине. Даже не знаю, как её правильно назвать – то ли охрана природы, то ли приватизация оной. Два года назад, в 1997 году, поднимаясь вверх по ущелью мы не встретили ни одного препятствия в виде шлагбаумов. Теперь же их было два. И если первый нам пройти удалось так или иначе, то все попытки пройти второй шлагбаум были пресечены кратким объяснением охранника – «Нельзя. Там, вверху, начальство отдыхает.»
Имелось ли в виду начальство этого национального парка, что возник здесь в течение последнего года, или какое ещё другое Начальство – сие осталось неясным, но разница не существенна. Нас просто не пустили дальше. Вернувшись несколько назад, мы переехали по мосту на другой берег реки, нашли подходящее место и провели там несколько дней, сочетая отлёживание боков с активным отдыхом в виде прогулок и рыбалки.
Чон-Кемин. 1999 год.
Две последних главы этого рассказа будут о поездке по дороге через хребет Заиилийский Алатау. Как уже говорилось, географическая близость Алма-Аты и Иссык-Куля не означает «дорожной» близости. Расстояние «напрямую» и расстояние по дороге отличаются раза в четыре. Поскольку доходы от посещений Иссык-Куля достаточно значимы для Киргизии, то она и начала строить короткую дорогу. Случилось это в конце девяностых годов прошлого века.
Начавшись от побережья озера между посёлками Орнёк и Чон-Сары-Ой, путь пролегал через хребет Кунгей-Алатау по перевалу Кок-Айрык (3889 метров), спускался в долину реки Чон-Кемин, шёл вверх по течению этой реки и уходил на перевал Озёрный. Здесь, на высоте три с половиной километра, проходит граница между Казахстаном и Киргизией. С севера, со стороны Алма-Аты дорога к перевалу проложена очень давно, но проехать там можно только на полноприводном транспорте. Ни о каких туристических автобусах и речи быть не может. И вот эту дорогу было решено приспособить под туристическую магистраль.
Судя по отсутствию каких-либо сообщений в местной прессе тех лет, дорогу со стороны Алма-Аты никто так и не делал – Казахстану она была абсолютна не нужна. Киргизская сторона, напротив, подошла к этому вопросу очень серьёзно и за несколько лет не только пробила путь до пер. Озёрного с юга, но также, насколько мне известно, несколько почистила дорогу с этого перевала на север, почти до Большого Алма-Атинского озера.
Прямая дорога на через горы Иссык-Куль.
Был построен капитальный мост через Чонг-Кемин, сделаны переходы через ручьи, вырублена дорога по очень крутым склонам – затраты, судя по всему, были не малые. Киргизские власти придавали этой дороге очень большое значение. Осенью 2000 года состоялось даже официальное открытие, из Алма-Аты на Иссык-Куль был совершён автопробег. Но это были внедорожники и спортивные мотоциклы – куда уж тут общественному транспорту.
Примерно через неделю после пробега мы проехали указанным маршрутом до перевала Кок-Айрык. Получилось это, можно сказать, случайно. Собрались с сыном добраться на своей машине до Большого Алма-Атинского озера, там её оставить и прогуляться пешком до перевала Озёрный. Так и сделали. Только прошли пару километров выше озера и переправились через реку – снизу идёт машина. Муж с женой, примерно моего возраста, лет сорок, едут посмотреть дорогу и горы. Вот что означает родство душ – дальше мы поехали уже вместе. И доехали до самого перевала Кок-Айрык (3890 метров) ну и, конечно, обратно. О том, как это всё получилось – небольшой видеоролик.
Дорога на перевал Кок-Айрык 2000 год
Дорога от реки Чон-Кемин к перевалу Кок-Айрык.
Перевал Кок-Айрык. Видна дорога на перевал. Дальше, освещённые солнцем, горы Заилийского Алатау. За ними, за этими горами, город Алма-Ата.
И, напоследок, карта этого маршрута:
Моё знакомство с рекой Чонг-Кемин состоялось в 1987 году, когда мы шли на озеро Иссык-Куль через перевалы Озёрный и Аксу. Туристические походы из Казахской ССР через горы в Киргизскую ССР были очень популярны не только для жителей Алма-Аты. Я встречал туристов из Красноярска и Москвы, ГДР и ЧССР. Затем, с разным составом участников, ещё несколько раз побывал здесь, даже сына привёл, когда ему было 6 лет. Удалось посмотреть на озеро Джасыл-Кель, с которого, собственно и начинается Чон-Кемин. Начинается весьма необычно – не вытекает ручьём сверху, а фильтруется под каменным завалом, естественной плотиной озера. После такого фильтра чистейшая вода реки струится ещё пару километров вниз и становится молочно-голубоватой после встречи с мутным потоком реки Аксу.
Дорога через горы.
Наступил 2001 год. Сын вырос, подросла дочь, и мы решили посетить эти места на автомобиле, замкнуть, так сказать, Чон-Кеминское кольцо сверху вниз – проехать от Алма-Аты через перевал Озёрный и спуститься вдоль Чон-Кемина до реки Чу. В 1997 и 1999 годах мы заезжали снизу, с Киргизии, а теперь, снова через два года – встречный маршрут. К сожалению, фото- и видеоматериалов сохранилось немного, как-то не задумывались об этом в то время, считали, что ещё и ещё можем приехать или прийти сюда.
Но жизнь распорядилась по-своему, появились границы между независимыми государствами и все горные тропы и дороги оказались закрытыми.Всего два года назад мы без остановки пересекали мост на Чёрной Речке, а сейчас, при возвращении домой, имели серьёзный разговор с вооружёнными казахстанскими пограничниками. Потребовав наши паспорта, они долго не могли понять, как мы въезжаем в Казахстан, не выехав из него должным образом. Паспортов у нас собой, конечно, не было, «…ведь это наши горы…».
Выслушав наши объяснения о горной дороге через перевал Озёрный, учтя курьёзность момента и семейный состав нарушителей пограничного режима, нам погрозили пальцем, велели больше так не делать и отпустили восвояси. Мы въехали в Казахстан и поняли – на этом горном маршруте поставлен большой жирный крест…
Сейчас смотришь на фотографию с перевала Озёрный и жалеешь о прошедших временах.
Однако в целом наша поездка удалась и небольшой ролик может лишь дополнить сказанное:
В Чон-Кемин через перевал Озёрный.
На этом рассказ о поездках вокруг Алма-Аты можно завершить. Количество стало переходить в качество – мы начали задумываться о дальних дорогах, нам захотелось отправиться в Автопутешествие. О том, как это получилось — следующие рассказы.
P.S. Качество фотографий и видеороликов объясняется существующими в то время устройствами. Фото были сделаны на плёнку и только сейчас отсканированы, видеоматериал оцифрован.
Дополнение. Высота перевала Озёрный – 3503 метра. Высота перевала Кок-Айрык 3890 метров.
Спасибо за рассказ. Поездку в ваши края на УАЗе в 2015 г. считаем автопутешествием. О перевале Озерном и о Чон-Кемине сейчас простым автопутешественникам остаётся только мечтать…
Курдайский перевал — знакомое место, сколько я по нему поездил.
Да были времена… Ни границ, ни пограничников, сейчас даже к БАО не спустишься. Ходили пару раз пешком на Иссык-куль в 2003 и 2004, незабываемые впечатления, 3-5 дней пеший маршрут, переправлялись через Кемин на лошадях выше старого снесенного моста, течение там капитальное, лошади с трудом перебирались. На машине и мотоциклах видели ребят на Киргизской стороне, смотрели на них как на инопланетян, переправиться там нереально казалось. Но тогда на Кок Айрык дорога сильно обвалилась уже, проехать на машине без бульдозера почти не возможно было.
Если я правильно понял, — напрямую через горы из Алма-Аты до Иссык-куля теперь не проехать???
даже не говоря о состоянии этой дороги (её после каждой зимы надо капитально чистить от камней), она не оборудована пунктами пропуска через границу, поэтому поездка по этому маршруту ( и даже пеший поход) приравниваются к нарушению госграницы…
Как сообщает отдел информационного обеспечения аппарата правительства КР, принятое решение позволит уменьшить нагрузку на пункты пропуска «Ак-Тилек Автодорожный» и «Акжол Автодорожный». Кроме того, отныне иностранные туристы смогут беспрепятственно посещать Иссык-Кульскую область через пункты пропуска «Кен-Булун Автодорожный» и «Токмок Автодорожный», Если я правильно понял, то иностранные туристы могут посетить через эти пункты пропуска только Исык-кульскую область
Решение о переводе пунктов пропуска «Кен-Булун Автодорожный» и «Токмок Автодорожный» с двухстороннего на международный принято ещё в прошлом году, посмотрите рассказ https://roadstravel.ru/тянь-шань-киргизия-перевалы/ там в конце об этом говорится и есть ссылка.
Благодарю за помощь, скачать карты не могу, ресурс недоступен, глушат видимо, т.е карты показывет, скачать не дает. Ориентировочно 10 апреля пересекаю границу Казахстана, заправляюсь дешевым бензином и вперед. По Киргизии пока не определился, как правило так езжу почти всегда, важно направление, а там посмотрим, в этом тоже что-то есть, по части Ваших маршрутов проеду часть обязательно, без пропуска в погранзону никак, буду получать, в горах в это время прохладно однозначно будем ездить туда-обратно. Хотелось бы посмотреть конечно очень много не знаю как уложимся. Удачи на дорогах.
По поводу карт отправил письмо на эл. почту, указанную при регистрации.
Адрес подтвердил, буду Вам очень благодарен за весь возможный картографический материал по Киргизии
Thank you for the great article
This is truly useful, thanks.
Здравствуйте! Спасибо за интересные рассказы! Поразительно, что еще в те, уже далекие годы, вы успешно снимали на камеру. Эти кадры сейчас выглядят очень душевно. Мы с мужем тоже любим путешествовать, но, к сожалению, в ваши края еще не добрались. Года 2 назад собирались посетить Астану на майские, но не судьба (теперь-то Астана стала Нур-Султаном >< ). Надеюсь, что в скором времени удастся проехаться и по Казахстану, и по Киргизии, и по Монголии. Возможно, даже по вашим маршрутам. Обязательно еще загляну на ваш сайт, чтобы увидеть ваши новые приключения.
Особенно интересны путешествия в Китай, т.к. мы сейчас как раз там, только на побережье.
Не в качестве критики, а лишь выразить своё мнение. Хотелось бы фото побольше, ведь такая красота! Есть желание разглядывать всё не отвлекаясь от истории. А открывать каждую фотографию не очень удобно. На мой субъективный взгляд, лучше если бы они были в статье сразу больших размеров.
p.s. нашла ваш сайт в отзывах на Гугл мапс. Если интересно немного почитать наши истории из путешествий, заходите на all-about-travel точка ру, будем рады знакомству =) Не в качестве рекламы, а возможности пообщаться с людьми, находящими удовольствие в поездках за рулем по местам неописуемой красоты.
Hello dear friend!
I just found your post «Short road to Issyk-Kul. Ozerny Pass. The border
of Kazakhstan and Kyrgyzstan.» and I have a question: Is it possible to cross the border from
Kyrgyzstan to Kazakhstan, legally — as a foreigner?
Thank you for any suggestions.
Regards
Foreigner (not Kyrgyzstan or Kazakhstan citizen) can cross this border via the points Karkara (summer only), Karasu and Kordai. «Short road to Issyk-Kul. Ozerny Pass. The border of Kazakhstan and Kyrgyzstan.» is closed now, no any check-point on the border.
Thank you for Your interest to my blog.
Спасибо, очень интересно! Редко где можно найти фото и видео из прошлого века. Продолжайте свои рассказы дальше.
Hi, I do believe this is a great web site.
I stumbledupon it 😉 I am going to revisit once again since i have book marked it.
Интересные старые кадры
Интересно, можно ли сейчас проехать через горы из Алматы в Кыргыстан?
Проехать в Киргизию по той дороге, что показана в рассказе (через перевал Озёрный), сейчас не получится. По перевалу проходит граница и там нет пункта пропуска.
This is a topic that is near to my heart… Thank you!
Where are your contact details though?
See on the home page.
Вот это ретро!
The next time I read a blog, I hope that it does not fail me as much as this particular one. After all, Yes, it was my choice to read through, but I truly thought you’d have something interesting to say. All I hear is a bunch of moaning about something that you could fix if you were not too busy seeking attention.
You ought to be a part of a contest for one of the most useful blogs on the internet. I’m going to recommend this web site!
When I initially left a comment I appear to have clicked the -Notify me when new comments are added- checkbox and now every time a comment is added I get four emails with the exact same comment. Perhaps there is a means you are able to remove me from that service?
You can only do this yourself by canceling the notifications. And do not leave links to sites of dubious content in the comments, they will be deleted.
Thanks for every other informative blog. The place else could I get
that type of information written in such an ideal way?
I have a mission that I am simply now operating on, and I’ve been on the
glance out for such information.
Good day! I could have sworn I’ve been to this website before but after browsing through some of the post I realized it’s new to me. Anyhow, I’m definitely glad I found it and I’ll be bookmarking and checking back frequently!
отлично озвучено конечно.
Я наслаждаюсь просматриваю ваш интернет-сайт. Большое спасибо!