Начав путешествовать на большие расстояния, мы не забывали о наших горах, стараясь вырваться на природу при первой возможности. Скоро таковая представилась и это было счастьем — июль 2010 года выдался сухим и очень жарким. Температура в Алма-Ате к середине месяца поднялась к сорока градусам, и мы не выдержали – решили убежать из города на несколько дней. Давно хотелось посмотреть горы, вдоль которых идёт дорога между сёлами Кеген и Жаланаш.
Раннее утро, шесть часов, но в Алма-Ате уже очень тепло.
Слегка вспотев, загрузили всё в машину и поехали по Кульджинскому тракту. Дорога привычная, ездили здесь не раз на Кольсайские озёра. В Кегене поворачиваем направо, вскоре асфальт заканчивается, пересекаем реку Каркара и продолжаем движение к Жаланашу.
Жара не отпускает, киргизские горы Терскей-Алатау в дымке, любуемся природой сквозь плотно закрытые стекла салона. Но кондиционеры нашего автомобиля, MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, успешно справляются с жарой, нам даже немного прохладно. Проезжаем примерно половину расстояния от Кегена до Жаланаша и поворачиваем на одну из дорожек, что ведут на юг, к восточному краю хребта Кунгей-Алатау.
Вскоре показывается река Кенсу – цель нашей поездки.
Воздух становится прохладнее, да и трава вокруг выглядит свежее и ярче. Река Кенсу – приток реки Кеген – широким ущельем спускается к востоку, навстречу нам. Дорога постепенно подходит к реке всё ближе и ближе, к появившемуся еловому лесу, и дальше, по правому берегу, идёт уже вплотную к реке. С южной стороны к реке подходят многочисленные мелкие ущелья, в одно из которых мы и сворачиваем. Проехав пару сотен метров вдоль ручья по едва заметное колее, останавливаемся и разбиваем лагерь.
Солнце в зените, но ветерок приносит от ручья приятную свежесть, так что в тени совсем и не жарко. Свежая зелень вокруг говорит о том, что дожди здесь, в отличии от Алма-Аты, в последнее время были. Погуляв вокруг, набираем грибов – вот уж не думали, что они будут.
Отдых в горах. Река Кенсу.
Вот какая замечательная природа вокруг Алма-Аты – проехали всего три с половиной сотни километров и уже почти тайга. А ведь чтоб попасть в настоящую тайгу, нам пришлось бы проехать на север этих километров тысячи полторы. Конечно, горы здесь не сплошь покрыты лесом – ель растёт, в основном, на северных склонах гор – там, где воды побольше, а солнца поменьше. Однако таких тенистых уголков здесь предостаточно. И тишина, только ручеёк журчит. Несколько дней , проведённых в подобном месте, вдали от города – это отличный отдых.
Ниже показан наш маршрут на карте. На пути домой мы не стали возвращаться в Кеген, а поехали через Жаланаш, вдоль гор. Дорога не самого лучшего качества, если ездить по ней постоянно, но для того, чтобы полюбоваться природой, вполне годится.
Дорога вдоль гор.
Этот путь между посёлками Кеген и Жаланаш не всегда проходим зимой, но очень приятно смотрится летом. Дорога идёт вдоль горного хребта, спускается в ущелья, пресекает горные реки и ручьи. Открывающаяся за поворотами панорама буквально завораживает.
В Жаланаше выходим на нашу старую знакомую дорогу к Кольсайским озёрам и поворачиваем домой, к Алма-Ате. На этом пути, ближе к Кульджинскому тракту, начинаются каньоны реки Чарын.
Большое Алма-Атинское озеро. Сентябрь 2012 года.
Далее речь пойдёт о ближайшем к южной столице горном озере – Большом Алма-Атинском. Думаю, что стоит немного рассказать об этом популярном месте отдыха. От южной границы города до озера по прямой полтора десятка километров, по дороге – на пяток километров больше. Большое Алма-Атинское (Алматинское) ущелье начинается совсем недалеко от города, идёт с севера на юг, поперёк хребта Заилийский Алатау, заканчиваясь перевалом Озёрный, по которому проходит граница между Казахстаном и Киргизией.
Высота перевала – 3500 метров над уровнем моря, абсолютная высота нижней части ущелья примерно 1200 метров. Таким образом дорога, шедшая до перевала, поднималась на высоту более двух километров. Но проехать по этой дороге не всегда возможно. Промышленное освоение этих мест было начато в сороковые годы прошлого века. По этому ущелью был построен каскад гидроэлектростанций, берущий начало от озера. Поскольку строить плотины было невозможно, питание ГЭС осуществляется по трубопроводу. Труба диаметром более двух метров была изначально деревянной и скреплялась обручами.
Примерно лет через двадцать, её заменили на металлическую трубу такого же диаметра. Всего, за 15 лет, было построено 10 станций каскада, причём нумерация станций не совпадает с порядком введения их в эксплуатацию. Так, например, ГЭС-2 была построена последней уже в 1959 году. Водовод каскада имеет двойное назначение – вода, после прохождения всех станций, снабжает водопроводную сеть южной части города.
Фотография сделана в 1972 году.
Вот тогда и была сделана эта дорога, до озера и выше него, к перевалу. Постепенно ущелье обживалось, в районе ГЭС-1 был создан дом отдыха «Коммунальник», достаточно большой посёлок возник около ГЭС-2. Западнее озера было создано несколько обсерваторий.
Такой была дорога по ущелью до 1977 года, когда мощный сель, сошедший по реке Кумбель, превратил эту долину в пустыню. Всё, что видно на этой фотографии – деревья, опоры ЛЭП и сама дорога – было уничтожено грязекаменным потоком.
Следующее фото сделано в 1970 году. Это река Кумбель, по которой прошёл упомянутый сель. Небольшие выбросы здесь случались и раньше, но поток 1977 года был самым мощным за всё время.
Хочу уточнить некоторые названия.
Часто встречается выражение «Алмарасанское ущелье» или «ущелье Алма-Арасан». Такого ущелья нет и никогда не было. Есть река Большая Алма-Атинка (Алматинка), если идти по этой реке от Алма-Аты вверх по течению, то в районе ГЭС-2 в эту реку впадает река Проходная, выше по течению которой, примерно в трёх километрах, долгое время существовал курорт «Алма-Арасан», ныне закрытый. Возможно отсюда и было взято название «ущелье Алма-Арасан». Сама же река Большая Алма-Атинка начинается (вытекает) из Большого Алма-Атинского озера. Выше озера эта река называется Озёрной и течёт она вниз с одноимённого перевала.
Что касается дороги выше озера, по течению реки Озёрной, то проехать туда сейчас вряд ли возможно – пограничная зона. Да и само состояние дороги под большим вопросом. Последний раз проезжали там в 2001 году, тогда ещё пограничников в этом направлении не было. В настоящее время подъезд к озеро запрещён – стратегический объект, да и пешеходные прогулки там не приветствуются.
Дорога на БАО.
Предлагаемый видеоролик показывает дорогу, которая идёт от ГЭС-1 к озеру и далее к бывшей обсерватории ГАИШ. На этом месте мы развернулись обратно. Стоит сказать, что асфальт на показанном участке дороги сделан недавно, за год-два до поездки. Раньше асфальт доходил только до ГЭС-1.
На снимке, сделанном в сентябре 2012 года, видно места впадения в озеро реки Озёрной. Слева, по берегу, идёт дорога к перевалу, поездки по которой описаны в первой части рассказа.
В конце рассказа несколько слов о самом озере.
Большое Алма-Атинское озеро находится на высоте 2500 метров. Другие названия – Алматинское озеро, БАО. Длина озера с севера на юг примерно полтора километра, его ширина не более одного километра. Поскольку озеро активно используется для питания каскада ГЭС, то уровень воды меняется очень сильно. В летнее время, в период активного таяния ледников, уровень значительно повышается, аккумулируя воду для работы гидростанций в зимний период.
Приведённая выше фотография сделана осенью и отражает практически максимальное заполнение озера. В течение зимы уровень воды снижается и такие колебания могут превышать 15 метров. По этой причине невозможно определить точную глубину озера, приблизительно это составляет 30-40 метров. Зимой озеро полностью покрыто достаточно толстым льдом. Рыба в озере отсутствует. Для купания практически не пригодно из-за низкой температуры воды.
В этом году воды в БАО не очень много было! Приехали из Е-бурга
Ну так вы в какое время были? Летом наполнение озера и идёт, заканчивается осенью, когда снег и лёд перестаёт таять. А весной самый низкий уровень воды.
Понятно. Ну мы были в Июле. Не знал как оно наполняется. Первый раз были.
Старый рассказ, счас на БАО машин немерено и зимой и летом, пробки как в городе. И на космостанцию много едут. Привет земляку
Красивые места. Жалко что нет фото по дороге дальше на Жаланаш, там можно свернуть также с дороги в горы и проехать вверх по речке, тоже много интересных мест есть.
Несколько фотографий есть, забыл о них, сейчас добавил в рассказ.
Hi there! Such a wonderful post, thank you!
I arbitrarily came across your website, and specifically enjoyed this post.
Eagerly anticipating checking out more.
What an interesting perspective. I ‘d never ever considered that in the past.