Балхаш – самое большое озеро в Казахстане. Отдых на побережье Лепсы: едем на машине из Алма-Аты. Где остановиться дикарям в палатке, где хороший пляж и рыбалка? Застряли в песке около берега – что надо делать? Асфальт и бензин – есть ли они на этом маршруте? Какая погода летом на озере Балхаш?
Два года, каждую поездку, из раза в раз я брал с собой лопату. После того, как застрял в солончаке на пути к берегу Каспия через пустыню, лопата была непременным атрибутом очередного путешествия. После каждого возвращения инструмент ставился на место, как неиспользованный. И вот, наконец, лопата пригодилась! Скажу больше – мне ещё повезло, отделался лёгким испугом, так сказать… Со слов коллег-автопутешественников кое-кто копал песок три часа. Где же находится это замечательное место?
Казахстан, озеро Балхаш. Самое большое внутреннее озеро государства – 18 000 квадратных километров. Озеро не глубокое – в среднем не более шести метров. И вот что особенно интересно – вода. В юго-западной части озера, где впадает река Или, вода практически пресная. А вот на востоке озера (длина его составляет шестьсот километров) вода уже солёная. Там светит жаркое солнце, там на пляжах лежит нежный песок, там ласково плещут волны… Короче говоря – казахстанская Ривьера, если верить рекламным проспектам туристических фирм.
Итак, цель поездки – пляжи Южного берега озера Балхаш.
В прошлом году уже глянул мимоходом на эти места, когда возвращались из поездки вокруг Балхаша. Теперь хотелось бы приглядеться внимательнее, на своей, так сказать, шкуре ощутить солнце, песок и солёные волны. Особенно – волны, ибо желание окунуться в море было огромным, в течение последней недели температура воздуха в Алма-Ате держалась под сорок градусов.
Средства: MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Поскольку карты уверенно заявляли, что участок без АЗС будет не более чем четыре с половиной сотни километров, канистру было решено не брать. Ожидания оправдались полностью – проехав от Талды-Кургана до Балхаша и обратно (с покатушками вдоль берега) машина выпила всего 53 литра бензина.
Немного смущал прогноз погоды. Постоянно приходящие от ДЧС сообщения сулили шторм, грозу, град и всемирный потоп одновременно, но верить во всё это не хотелось. Палатку ставить не собирался, а машину с берега в воду вряд ли сдует, в крайнем случае – включу полный привод и буду газовать против ветра. 🙂 Наметив основные точки на навигаторе, двинулся в путь, выехав из города в четыре часа утра.
Новое приключение!
Памирский тракт 2022. Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан на машине.
Как проехать на Балхаш?
Впереди меня ожидал Балхаш — восточная часть озера, южный берег, село Лепсы. Проехать мимо этого населённого пункта на пути к заветному пляжу никак не получится, и вот, в доказательство, карта маршрута. Зигзага вправо, что виден на карте перед точкой В, фактически не было. Это Google, по неизвестным мне соображениям, не желает прокладывать дорогу прямо.
Видеоролик с подробным рассказом о том, как проехать в Лепсы, будет чуть ниже, пока немного о дороге от Алма-Аты до Талды-Кургана. Дорога, в целом, очень хорошая, но сильно расслабляться не стоит. Момент первый – на участке от посёлка Чингельды до перевала Архарлы на правой полосе трассы есть несколько кусочков разбитого асфальта. Они небольшие, но ямки там весьма чувствительные. В тёмное время суток да на скорости 110 км/час попасть колесом в такую выбоину никому не пожелаю. Так что будьте осторожны на этом участке маршрута, особенно ближе к перевалу.
Момент второй. Сам перевал (44.246313, 77.711651), точнее – подъём на него. Асфальт здесь хороший, но есть ограничение скорости: 70 км/час при подъёме и 60 км/час при спуске, когда будете ехать обратно. Продолжительность участка с ограничением скорости почти пять километров и его усиленно контролирует дорожная полиция. На спуске круиз-контроль может не удержать заданную скорость машины, так что лучше регулировать процесс вручную, точнее – «вножную».
Бензин. Это важно!
Добравшись до Талды-Кургана и обходя этот город по объездной дороге, надо заправиться топливом, залить полный бак. Это можно сделать на АЗС «Royal Petrol» или «КазМунайГаз», они стоят рядом (45.042638, 78.420655). В этот раз цена на второй заправке была на тенге выше, а очередь из машин – больше, поэтому заправился на первой. Теперь спокойно можно ехать дальше, ведь впереди уже не будет брендовых АЗС. Вот обещанный ролик, едем, смотрим.
Да, ещё одно маленькое дополнение. Где находится поворот на Лепсы с трассы «Алма-Ата – Усть-Каменогорск»? Раньше здесь было кольцо с указателем, сейчас делают транспортную развязку и этот поворот можно не заметить, если ехать впервые. Вот его координаты (45.378794, 78.646090), здесь уходим с трассы налево и сразу же начинается новый отличный асфальт. Правда, всего на тридцать пять километров его хватит… Впереди вас ждёт ещё одна развилка перед посёлком Матай (45.881965, 78.733337), проезжаем её прямо. Теперь точно всё, поехали!
Дорога к берегу озера.
В центре посёлка Лепсы в летнее время, особенно в выходные дни, шумит универсальный рынок. Если вы забыли купить надувной круг для ребёнка или недостаточно запаслись прохладительными напитками, то сейчас самое время исправить эту оплошность, дальше торговых точек уже не будет. И, конечно, бензин. На перекрёстке (46.231972, 78.962505), у въезда в посёлок, имеется АЗС (бензин, газ), которая даёт вам последний шанс не остаться с пустым баком. Но лучше на эту заправку не надеяться, топливо здесь бывает не всегда.
Вот теперь, когда запасы пополнены, остаётся только проехать пятнадцать километров от посёлка до берега озера Балхаш и приступить к поискам места отдыха. Здесь всё зависит от ваших предпочтений – желаете отдыхать дикарём или цивилизованно. В том месте, где дорога от посёлка Лепсы упирается в озеро Балхаш, на Т-образном перекрёстке (46.356522, 78.874960), надо принимать решение.
По-хорошему, в этом месте должен стоять камень с выбитой надписью: «Коль направо поедешь – в песках застрянешь. А налево пойдешь – битый асфальт обрящешь». Естественно, это напутствие касается только любителей дикого отдыха, поскольку пансионаты уже перед вами. Если вы точно знаете проверенную базу отдыха, то дальше можно уже не читать – мой рассказ для самодеятельных туристов, желающих проехать вплотную к берегу на собственной машине.
Как проехать к воде?
Перекрёсток, указанный выше, может считаться центром пляжного отдыха, пригодное для купания побережье простирается километров на пятнадцать в каждую сторону от этого места. Расстояние одинаковое, а вот условия, возможности подъезда к воде – разные. Для начала я поехал направо: сначала по грейдеру, который не чистили уже давно, а потом – по песчаной дорожке, идущей вдоль берега озера.
Жёсткий и грязный после дождя грейдер быстро закончился, политая атмосферными осадками песчаная дорога была мягкой и не пыльной. Время от времени налево от меня уходили колеи по направлению к берегу озера. И вот здесь первая важная деталь – эти тропинки для полноприводных машин. Не советую пытаться проехать туда на моноприводном транспортном средстве, путь ваш будет не долог, а возвращение может затянуться. Даже основная, так сказать, дорога в сухую жаркую погоду может, в некоторых местах, «ухватить» легковую машину за колесо. А уж эти колеи, ведущие к воде, куда как коварнее. Хотя, если есть компания и желание, то можно попробовать…
Проехав несколько таких поворотов я и решил попробовать. Первая попытка была не совсем удачной, выбранная колея упиралась в заросли камыша. Да и вид у неё на спуске к берегу был не очень аппетитный. Но с этого места я увидел, что дальше по берегу стоят группы машин и решил проехать туда для второй попытки.
Как застрять в песках…
А вот вторая попытка удалась на славу – посадил, таки, машину в песок. Не, ну поначалу всё шло хорошо. Подошёл к спуску, огляделся, наметил маршрут, поехал. Здесь была допущена первая ошибка – не стравил воздух из шин, как была «двойка», так и попёр. Однако благополучно прошёл почти весь путь, до воды оставалось метров десять. И здесь проявилась ошибка номер два – чуть снизил скорость, побоялся проскочить и уехать в воду. За пять метров до твёрдой поверхности машина встала.
К счастью, хватило ума не пытаться крутить колёса, зарываясь в песок всё глубже и глубже. Вышел из машины, ступил на непривычно близкую поверхность, стою, оглядываюсь. От стоящих рядом машин – Лендровера и Дастера – отделилась группа товарищей, наблюдавших за моим рывком к пляжу.
— Что, застряли? – обратился ко мне подошедший водитель с приветственным вопросом.
Вариант ответа у меня был только один, им и воспользовался.
— Да, немного – отвечаю.
— Вы уже седьмой за эти дни – успокаивают.
Ну прям бальзам на душу пролили! С другой стороны, раз не видно закопавшихся по крышу в песок машин, значит выбраться отсюда можно.
— А давление в шинах сбрасывали? – интересуются коллеги. Да что ж ты будешь делать, прямо бьют не в бровь, а в глаз!
— Увы, отвечаю, не сбрасывал. Так надеялся проехать – сокрушаюсь.
— Надо, обязательно надо было сбросить. До 0.8, не больше оставить — выслушиваю несколько запоздалый совет.
… и как не застрять в песках.
Достал лопату, откопал колёса, прокопал небольшую колею в сторону воды. Сделал паузу, скушал Твикс, покурил и подошёл к коллегам. А они, оказывается, тоже делом занимаются – Дастер из песка вытаскивают. Уж и не знаю, как и зачем они его посадили, но работы ведутся с размахом – колёса чисто конкретно откопали, хай-джеком подняли, сэнд-трапы подсунули. Ну чо, профессионалы, сразу видно. Выехали на твёрдую поверхность с первой попытки.
Ну и я тут, со своим богатым снаряжением, БСЛ-100 и две руки… Всё это я снова пустил в дело, стравил воздух до единицы, включил пониженную передачу и выехал на твердый песок, который шёл вдоль воды. Процесс извлечения машины из плена занял примерно столько же времени, сколько вы сейчас потратили на то, чтобы прочитать эти строки. Дальше было проще – развернулся на твёрдом, разогнался и без всякого труда выскочил на горку, на «большую землю». И очень вовремя. Там уже подошла группа машин, стремящихся к пляжу. Оставалось только встать в сторонку и наблюдать за тем, как правильно надо ездить по пескам.
Это была крайняя точка моего маршрута по правой части пляжа (46.408011, 78.995002). Конечно, дорога уходит дальше вдоль берега на восток, но ехать туда я не решился. Во-первых, судя по снимкам, берег там заболочен и порос камышом, так что интереса для купания не представляет. И, во-вторых. Что-то не видно там было машин, а значит – и людей, горящих желанием прийти на помощь. Поэтому попытку номер три я решил не предпринимать и развернулся в обратном направлении.
Другая сторона побережья.
Налево, на запад, от упомянутого уже Т-образного перекрёстка сначала идёт напрочь убитый асфальт. Затем, к счастью, появляется возможность уйти на объездной грейдер. Он идёт вдоль старого асфальта, который собираются капитально ремонтировать. С правой стороны, на берегу Балхаша, видны базы отдыха – сначала постоянные, с домами и заборами, а потом временные, в виде юрт и навесов. Постепенно цивилизация исчезает, километров через десять заканчивается и грейдер – дальше, начиная с этого места (46.369387, 78.747779), идёт песчаная дорога.
Но здесь она более, так сказать, «дружелюбная» для машин без полного привода. А посему, любители дикого отдыха едут в эту сторону на легковых авто и микроавтобусах, имея возможность выехать на берег и не боясь застрять в песках.
Судя по импровизированным шатрам и стоящим палаткам, народ приезжает сюда явно не на один день. В показанных выше роликах я уже говорил, что машин на озеро едет очень много, в основном из Талды-Кургана. Но достаточно протяженная линия берега – около тридцати километров — позволяет всем разместиться без особой тесноты, места хватает.
Оживлённый дикий пляж.
Берег в этом месте приятный, ровный и широкий, за «глубиной» не надо идти слишком далеко, так что условия для купания практически идеальные. Надо только пройти метров семь каменистого дна, далее будет песок под ногами, прекрасно видимый через прозрачную воду. Ну, а если надоест купаться, то можно попробовать поймать большую рыбу. Или небольшую, как повезёт. Народ, по крайней мере, пытается это сделать и удочки, стоящие около красной машины, тому в подтверждение.
Вот координаты этого чудесного пляжа (46.391517, 78.685904), а чуть западнее есть небольшой скалистый мыс, пригодный для рыбалки. Именно там я видел группу людей с удочками, когда поехал дальше по берегу в поисках совершенно диких и безлюдных мест.
Поиски были непродолжительны и удачны – через пару километров дорожка привела на пустынный берег (46.381618, 78.664812). Участки песчаного пляжа перемежались со скалами, но место для купания вполне можно было найти. Дно здесь не совсем удачное, попадаются каменистые участки, но зайти в воду по пояс проблем не составило. А дальше – плыви себе на здоровье, весь Балхаш перед тобой!
Вода была самое то – мокрая и не холодная.
Усталость от дороги смывается с первого захода в море, потом уже чистое удовольствие. Ветер дул довольно сильный, но волну разогнать ещё не успел, так что плавать приятно. Освежившись, уже легче было переносить жару, ведь воздух к обеду разогрелся до +35 градусов.
Дальше я не поехал, остановился здесь, хотя дорожка среди барханов уходила вдоль берега в сторону заходящего солнца. Вполне возможно, что там есть удобные подъезды к берегу, мягкие песчаные пляжи и удобные для рыбалки места. Возможно. Но не видно ни одной машины, которая бы уехала в ту сторону, не говоря уже о массовом движении автотуристов. Так что будем считать, что достиг я крайней точки береговой линии, пригодной для дикого отдыха на машине.
Отдых под крышей.
Что же касается размещения на базах отдыха, то участок побережья Лепсы не может похвастаться комфортабельными туристическими объектами. И вот по каким причинам. Первое – отсутствие, за редким исключением, центрального электроснабжения местных «вилл и резортов». Электричество от генератора включается лишь в вечернее время. А это, в свою очередь, объясняет отсутствие в номерах холодильников и кондиционеров.
Второе – сложности с водоснабжением. Пресной воды, даже технической, здесь ни разу не изобилие. Отсюда и «удобства во дворе», что не редкость для местных пансионатов. Есть ещё и некоторые другие моменты, но даже этих двух – свет и вода – достаточно для сдерживания туристической экспансии на южном берегу Балхаша. Количество новых объектов отдыха, появившихся здесь за последние десять лет, абсолютно не сопоставимо с Алаколем.
Но, тем не менее, стоимость проживания на имеющихся базах отдыха никак нельзя назвать невысокой. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что по соотношению «цена/качество» этот берег Балхаша проигрывает Алаколю. Сравнение с Иссык-Кулем ещё более печально.
Отдых дикарями.
Так что отдых дикарями на побережье Лепсы ещё долго будет популярен, поскольку в этом случае каждый может создать для себя желаемый уровень комфорта своими силами и наслаждаться теплой солёной водой, нежным пляжным песком и ярким летним солнцем, сидя в нескольких шагах от воды на берегу Казахстанской Ривьеры.
Однако, беспредельно расслабляться не стоит и вот почему. Ветер и песок. Ветерок на Балхаше может задуть весьма и весьма свежий и поднять в воздух песок, который здесь весьма и весьма мелкий. Ветер и без песка может сорвать тент или маркизу, а песок проникает в малейшую щелочку и потом, попав в пищу, долго скрипит на зубах. Так что, разбивая лагерь, надо всё изначально крепить «по штормовому», погода может измениться внезапно.
Да и сам по себе песок полон коварства. Если вы приехали на отдых вскоре после дождя, то спуск к берегу по достаточно плотному песку может оказаться простым и лёгким. Но через несколько дней сухой и жаркой погоды песок станет совершенно другим, сыпучим до безобразия, и обратный подъём может оказаться непосильным. Недооценка этого обстоятельства приводила к тому, что серьёзные внедорожники зарывались глубоко в песок, обеспечивая своим хозяевам несколько часов физических упражнений.
Заключение.
Это был небольшой обзор возможностей для пляжного отдыха на побережье Лепсы. Возможностей как для «дикого» отдыха, так и для цивилизованного. Чтобы избежать обвинений в рекламе или антирекламе, не публикую названия расположенных здесь пансионатов с указанием цен. Если читатели рассказа захотят поделится своими впечатлениями от «цивилизованного» отдыха и фотографиями бытовых условий – это будет существенным дополнением к сказанному. А кто-то, возможно, уже прочитав мой рассказ и побывав недавно на Алаколе, сам захочет сравнить эти популярные для казахстанцев места отдыха.
Впереди ещё вторая половина лета, есть время для новых поездок и новых впечатлений. Буду рад, если рассказанное вам пригодится и поможет в пути.
Приятного отдыха и удачи на дорогах!
Если застрял в песке, то ещё помогает обильно намочить песок, благо озеро рядом. Проверено )))
Следующий раз обязательно попробую. ))
как с Вами связаться? хотел узнать про дорогу алматы каракол через тюп…
заранее спасибо.
Об этой дороге можно посмотреть информацию в разделе https://roadstravel.ru/category/avtoputeshestviya_kirgiziya/ Там несколько рассказов разных лет. Будут вопросы — пожалуйста, спрашивайте.
В Талдыкоргане можно найти таксиста, который довезёт до Лепсы и до берега?
Лепсы ближайшее место на Балхаше, куда можно легко доехать и отдохнут дикарем. Там по берегу ещё можно дальше проехать, совсем никого нет.
This wonderful place will be visited by me during my visit to Kazakhstan this summer.
Где реально можно встать дикарём без соседей и гостей ? Направо от Т образного перекрестка или налево и сколько км ? Кто забирался подальше ?
Налево. Мимо дикого пляжа (координаты в рассказе) и дальше. Я проехал километров 15, можно ещё. Только берег в основном каменистый, скалистый.
Сппсибо…..
А если направо ? Там болше народу?
Да, больше.
Спасибо.за информацию….
А если дальше дикого пляжа где вы были, там сотовая связь ловит?
Точно не помню, давно было. Вроде есть и вроде звонил с того места. Но твёрдо не скажу.
Спасибо большое….
Мы арендовали спринтер за 90 тыс, 18 местный, легче приехать в Талдыкурган из Алматы , снять квартиру посуточно на 2 суток, выехать на спринтере в 5 утра на озеро Балхаш. Водители каждый год ездят, с утра забрал, вечером привёз обратно , соответственно знают дорогу и зоны отдыха. Ночевать не особо рекомендуется на Балхаше. Так как нет условии и сервиса.