Алма-Ата. Здесь, у ворот моего дома, в 03 часа 30 минут 2 мая 2024 года начинается это путешествие. От Афганистана меня отделяет почти полторы тысячи километров по дорогам Казахстана, Узбекистана и Таджикистана и два перехода границы. Хотя почти вся эта дорога мне знакома, в жизни всегда есть место для неожиданного.
Подготовка к путешествию началась три месяца назад. Как она протекала можно посмотреть в подробном рассказе. Были подготовлены и сданы в Консульство Афганистана все необходимые документы, проверено состояние средства передвижения — автомобиля MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model. Для солидности и соответствия местным традициям была отпущена борода.
02.05.2024. Пройдено 933 километра.
Это был самый продуктивный день с точки зрения пройденного расстояния. Основная часть, две трети пути, прошла по территории Казахстана, была проста и почти приятна. К недостаткам этого участка стоит отнести недостроенный кусочек дороги перед границей Джамбульский области. Вроде бы пустяк, всего сорок два километра узкой дороги с неплохим старым асфальтом… Но как это мешает и задерживает движение! Особенно, если учесть, что так продолжается уже много лет, никак не могут расширить это «бутылочное горло». На представленном ниже видео всё показано.
Ещё одно узкое место трассы — недостроенный первый казахстанский тоннель. Находится он в этом месте 42.520018, 70.574943, рядом с посёлком Шакпак Баба и предназначен для объезда данного населённого пункта. Строится также уже много лет к радости местных жителей. Почему так? Открытие тоннеля, которое запланировано на середину 2024 года, полностью прекратит придорожную торговлю в посёлке. А открытие новых точек на 4-х полосной трассе, да ещё рядом с тоннелем, вряд ли возможно. Тот, кто хоть раз проезжал здесь, со мной согласится.
Последний минус — ухудшающееся качество дорожного покрытия, особенно в районе Курдайского перевала. Дорожники, конечно, молодцы — появившиеся ранее дефекты бетонки быстренько закатали тонким слоем асфальта и были таковы! Но асфальт, почему-то, на бетоне держаться не хочет, и дорога покрывается облезшими пятнами. Глубина их невелика, пара-тройка сантиметров, но постоянное тыг-тыг-тыг под колёсами напрягает.
А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!©
На трассе от Алма-Аты до Чимкента много брендовых АЗС, достаточно оборудованных площадок для отдыха, есть где поесть 🙂 и выпить чайку. Объездная дорога вокруг Тараза по-прежнему хороша. Мобильная связь устойчива. Дорожная полиция присутствует, но не досаждает. Более того, стала более терпимой к мелочам, более гуманной что-ли. Около Чимкента свернул не туда и остановился, что-бы разобраться в картах. Когда снова начал движение, то забыл включить ПТФ и был тут же остановлен патрулём. Однако, узнав цель моего путешествия, они поцокали языком и сказали — езжайте, езжайте, только огни включите. 🙂
На дороге от Алма-Аты до границы с Узбекистаном есть три платных участка. Но общая сумма невелика, за проезд туда-обратно по Казахстану я заплатил 1100 тенге. Половину закинул авансом, половину оплатил по приезду домой. Учтите, что сейчас оплата должна быть произведена не позднее 7 дней после использования платной дороги. Иначе будет административный штраф.
Максимально разрешённая скорость на этом пути 110 км/час, по посёлкам шестьдесят и сорок. Пока продираешься через Чимкент, выходит ещё медленнее. Как не старайся, но и останавливаться в пути тоже надо иногда: заправиться топливом, немного размяться. Короче — на границу, в МАПП «Жибек Жолы» я приехал в начале второго часа дня. И здесь понял, что удача повернулась ко мне неудачным местом.
Международный автомобильный пункт пропуска «Жибек Жолы».
Короче — Черняевка. Её так до сих пор называют по обе стороны границы. Называют одинаково, подходят к работе по разному. Казахстан не выдрючивается. Ну граница, ну оформление, ну досмотр. Откуда едем? Куда едем? Штамп в паспорте. Откройте двери. Покажите сумку. Что здесь лежит? Можете ехать. Вся процедура заняла не более десяти минут. На выезде из казахстанского терминала на «нейтралку» постовой спрашивает, есть ли претензии. Всё просто, да?
Только простота эта случилась после пяти с лишним часов ожидания перед воротами казахстанского терминала. Не могут наши пограничники впускать следующие машины, пока не вышли предыдущие, территория пункта пропуска не резиновая. Про «нейтралку» и говорить нечего… А сопредельная сторона запускать к себе гостей не спешит. Хотя какие это гости? Восемьдесят процентов машин имеют номера Узбекистана, процентов десять — Таджикистан. Остальное — это Казахстан и Россия, причём Казахстана поменьше будет.
Экспресс-переход границы за деньги.
Однако есть возможность миновать границу очень быстро. Как только я подъехал и встал в очередь, сразу подбегает паренёк. Глазки добрые, щурятся. Хотите, говорит, пройти границу «по-быстрому» за 50 000 тенге? Спасибо, отвечаю, не интересует. Потом пожалел, что так быстро отказался. Эх, надо было поговорить, поторговаться, узнать детали… От нечего делать стал прогуливаться вдоль всей очереди туда-обратно. А это, на минуточку, метров двести в один конец.
Сначала подсчитал количество жаждущих вырваться из Казахстана. Двадцать пять рядов, по три машины в каждом, итого семьдесят пять. Понаблюдал за тем пареньком и его гоп-компанией. На месте не стоят, шныряют повсюду, что-то «перетирают», о чём-то «тележат». Иногда на кого-то «наезжают». Подвели к началу очереди машинку из Алма-Аты, совсем свеженький Patrol. Ну, думаю, поглядим — как оно происходит. А никак! Братва покрутилась — покрутилась, Patrol поёрзал — поёрзал да и уехал в конец очереди. Так что завершение процесса оказания посреднических услуг посмотреть не удалось.
Потом позвал старшего смены пограничников и, для начала, поинтересовался причиной задержки. Получил ожидаемый ответ о медлительности узбекской стороны. Обратил внимание старшого на мизерное количество казахстанцев в очереди. А потом спросил напрямик — может ли он пропустить меня «по-быстрому». Получил отказ — весьма вежливый, но категоричный. Без всяких намёков на коррупцию. Так что пареньки, что шустрят в очереди, вполне могут быть не посредниками, а мошенниками. Никогда не разговаривайте с неизвестными. ©
Бензин в канистре под запретом.
Ранее неоднократно проходил этот пункт пропуска и всегда в машине была канистра с двадцатью литрами бензина. Штука, в моих путешествиях, далеко не лишняя. Но последнее время канистра под запретом, только полный бак. Играя на ценовой разнице, народ из сопредельных стран наладил для себя серый импорт топлива из Казахстана. Наше правительство откликнулось запретом. Теперь только лишь полный бак. И то — заводских размеров. За канистру светит статья КоАП. Штрафануть, может, и не штрафанут, но вылить бензин могут заставить.
А куда мне его выливать, если я заправил полный бак за пять километров перед границей? Под себя? Но и без канистры ехать в незнакомый Афганистан тревожно. Взял с собой с расчётом, чтобы пройти границу с пустой ёмкостью, а в Таджикистане уже набрать запас. И что думаете? Никто на этой границе в сторону моей канистры даже не посмотрел… Но провозить топливо таким нелегальным образом ни разу не рекомендую — закон есть закон.
Международный автомобильный пункт пропуска «Гишт Куприк».
Узбекистан делает всё возможное (и, даже, стремится сделать невозможное) дабы отбить желание путешествовать по стране на машине. Семь часов, которые я потратил на прохождение границы через МАПП «Гишт Куприк» — это ещё ерунда. Как объяснила мне мадам Вязникова Л.В., майор и старшая смены на указанном узбекском пункте пропуска — «мы же работаем, а казахи пропускают не глядя».
Работают они, ага… Убрали санобработку и (соответственно) оплату за неё. Хорошо, не спорю. Зато ввели электронное декларирование транспорта. Устанавливай себе на смартфон (можно на КПП, лучше заранее) программу E-Tranzit и заполняй самостоятельно. Не можешь? Не умеешь? Нет смартфона? Не беда. Рядом окошко помощи, за 17000 сумов (так раньше стоила санобработка) сделают за тебя. Я был одним из немногих, кто прошёл регистрацию самостоятельно.
Досмотр. Да, проводят тщательнее. Но как всё это медленно, не спеша, через силу… Да ещё ждешь, пока предыдущие машины пройдут регистрацию в E-Tranzit. А тут ещё появляются желающие проехать без очереди… На казахстанской стороне такое пресекается, здесь же их почему-то пропускают сотрудники терминала. Возмущение остальных водителей мало кого волнует.
Получается следующее.
Система E-Tranzit тормозит, досмотровые не спешат, начальство всё это оправдывает, люди на машинах стоят в очереди часами. И, вроде, всё правильно! 🙂 Мало, очень мало что осталось от той границы, которой я восхищался осенью 2021 года, когда впервые путешествовал на машине по Узбекистану. Да, были времена…
Семь часов, проведённых на границе, несколько нарушают мои планы. Ведь мне надо, по хорошему, проехать через Узбекистан, перейти границу в Таджикистан и там ещё проехать как можно дальше. В этом случае я появлюсь на границе с Афганистаном в районе полудня и буду иметь достаточный запас времени для всех формальностей. Но семь часов есть семь часов…
Узбекистан проезжаю по плану, то есть быстро. Там от границы до границы чуть более ста километров знакомой дороги. А пункт пропуска «Ойбек»/»Фотохобод» (именно в таком направлении) — вааще сказка! 🙂 Тем более, что таджикская сторона на МАПП «Фотехобод» отменила оплату за санобработку. Проезжать сквозь портал проезжаешь, прыскать реагентом прыскают, а денег не берут. Там, правда, копейки, около трёх долларов, но всё таки — пустячок, а приятно. Ведь дело не в сумме, а во времени оформления и выдачи соответствующих бумаг.
Но один момент мне не понравился.
Таджикский пограничник, прежде чем поставить въездной штамп в мой паспорт, долго его рассматривал, крутил в руках и что-то бормотал. Видя, что я не реагирую, стал говорить громче.
— Странный какой-то паспорт, пустой. Ничего в нём нет. Совсем пустой —
— Не понял, говорю я ему. Что значит пустой? —
— Ну пустой, пустой. Нет в нём ничего —
Потом ещё повздыхал маленько и возвращает мне документ.
Я так понял, что служивый намекал на бакшиш, но клиент оказался непонятливым. Да и с какого перепуга? Проходил здесь границу в 2022 году, никаких намёков не было. Но самое главное, как потом оказалось, это чудо не поставило мне в паспорт въездной штамп! Во, блин, коррупция! Обнаружилось это на следующий день, при выезде из Таджикистана в Афганистан. Как всё прошло, расскажу чуть позже.
Однако, я несколько забежал вперёд.
На узбекской стороне, на МАПП «Ойбек», произошло важное событие, которое внесло коррективы в маршрут. От пограничника, который оформлял мой переход, была получена информация, что пункт пропуска в Термезе пропускает через границу граждан третьих стран. Причём пограничник эту информацию не из пальца высосал, а позвонил при мне в Термез, где ему об этом и сказали.
Почему это было так важно? Я с самого начала хотел заезжать в Афганистан из Узбекистана минуя Таджикистан. Самый главный плюс — меньше границ надо будет переходить. Но Таможенный комитет Узбекистана сообщил, что пограничный пункт пропуска около города Термез является межгосударственным, т.е. для граждан Узбекистана и Афганистана. А теперь вот такая информация. Это даёт возможность не возвращаться из Мазари-Шарифа в Кундуз, а сразу выходить из Афганистана на Термез.
Но, об этом позже. А пока еду дальше. Правда, недолго. По причине позднего времени останавливаюсь на ночь в паре километров от пункта пропуска.
03.05.2024. Пройдено 511 километров.
Дорога начинается в пять утра. Интересные события — несколько позже. Через два часа после старта, в Истаравшане, совершенно случайно повернул голову налево и увидел на большом холме огромное сооружение. Крепость Муг. Построена в первой четверти VIII века. Была одной из главных крепостей княжества Согд. Великолепно выглядит снаружи и, говорят, восхитительно внутри. И ещё много интересных деталей, которые я узнал уже после возвращения домой. А тогда просто поглядел на это чудо снаружи, сделал несколько кадров и покатил дальше.
Следующую неожиданность преподнесла погода. Как-то уже привык, что Таджикистан всегда встречает ясным небом и ярким солнцем. А здесь — тучи, дождь со снегом и туман. И всё это на высоте порядка трёх километров… Здесь и в хорошую погоду за дорогой нужен глаз да глаз, а в тумане вообще весело становится. Но, ближе к Душанбе метеоусловия устаканились и в столице страны было уже просто пасмурно.
Весь маршрут первых двух дней путешествия представлен на карте:
Поменял немного денег, заправил полный бак и подъехал к Южным воротам (38.468637, 68.740743). Собственно говоря, Южные ворота города и были отправной точкой этого путешествия. Всё, что я проехал до сих пор, уже было раньше. Теперь начиналось неизведанное. Предстояло проехать почти 170 километров на юг страны до границы с Афганистаном. Дорога идёт через город Курган-Тюбе к мосту через реку Пяндж, где находится МАПП «Нижний Пяндж». Там я буду переходить границу.
Таджикистан, юго-западный регион.
Это относительно равнинная часть страны с хорошими дорогами, высокой плотностью населения и заботливо-доброй дорожной милицией (БДА). До города Курган-Тюбе от столицы идёт прекрасная четырёх-полосная дорога. По-моему, это единственная такая дорога в Таджикистане. Но, поскольку, Курган-Тюбе является третьим по величине городом страны, то оно и понятно. Кстати, этот город уже шесть лет как переименован в Бохтар, но прежнее название всё ещё используется в быту и на картах.
После Бохтара дорога становится обычной двух-полосной, но качество асфальта остаётся достаточно высоким. Вдоль дороги посёлки, в посёлках кусты и деревья, в кустах милиция с радарами. Я прямо в молодость вернулся! Таких радаров, где указывается только время, прошедшее с момента фиксации, не видел с прошлого века. А здесь они вполне себе даже легитимны. Но патриархальность простирается и на дальнейшие действия милиционера. Обратив моё внимание на превышение скорости, он милостиво разрешил продолжать движение. Минут через несколько новый посёлок и новая остановка. Радар не упоминается, документы не спрашивают. Интересуются — как дела — и отпускают восвояси. Я не возражаю.
Уже совсем рядом граница. На последней АЗС мне доливают бензин до полного бака. По причине отсутствия электричества делается это вручную, из мерного ведёрка. Сразу всплывают воспоминания двух-летней давности: Памир, Мургаб… .Ну, вроде всё. Готов к переходу в сопредельное государство.
Международный автомобильный пункт пропуска «Нижний Пяндж».
Территория терминала обширна до невозможности. Люди встречаются редко, должностных лиц днём с огнём не сыщешь. Ясен перец — народ не шастает без дела, а работу работает. А она такая: десяток фур, две уходят в Афганистан, остальные пришли домой (номера таджикские). Десятка два пеших афганца, заходящих в Таджикистан. И я, турист автомобильный, в одном экземпляре.
Три часа ожидания — не работает система. По мере того, как сотрудники вспоминают, что мне ещё нужно сделать, езжу туда-сюда по терминалу. Обнаруживают отсутствие въездного штампа в паспорте, спрашивают — почему. Отвечаю, что сам штампы не ставлю и рекомендую спросить с исполнителя. Как доказательство легального проникновения с страну предъявляю бланк временного ввоза транспортного средства. Вопрос снимается.
Возникает ощущение, что сотрудники пункта пропуска просто не знают, что со мной делать. Видимо турист на машине здесь гость редкий. Вот процедура пропуска граждан Афганистана отработана и поставлена на поток. Проверка документов, сканирование багажа и, как вишенка на торте, личный досмотр. Ощупывают с головы до ног тут же, на глазах у всех. Как поступают с женщинами — не знаю, не видел. Вероятно, уводят в отдельное помещение.
Время близится к вечеру, движения нет. Интересуюсь возможностью остаться здесь на ночь, если закроется афганская сторона. Получаю инструкцию не волноваться, пункты пропуска работают круглосуточно. Ни разу не успокаиваюсь — перспектива выхода в Афганистан тёмной ночью тревожна. Вот они, семь часов вчерашней границы. В очередной раз повторяю благодарственные слова в адрес сотрудников МАПП «Гишт Куприк».
Уже в сумерках, со скрипом и скрежетом, сработала «система». Шлёпают печать в паспорт и машут рукой в неясном направлении. Рохи сафед, скатертью дорога! Проезжаю выходные ворота терминала и последний шлагбаум. Около бронетранспортёра и укреплённого поста опять задерживают. Слегка возмущаюсь. Пропускают. Пятьсот метров моста через реку Пяндж. Исламский Эмират Афганистан.
Международный автомобильный пункт пропуска «Ширхан Бандар».
Здесь меня не гоняли по территории. Это хорошо, иначе бы заблудился сто процентов. Терминал такой же огромный и такой же пустынный. Да ещё и наступившая темнота… Пограничник, единственный англоговорящий сотрудник, открыл кабинет, записал мои данные в журнал и поставил штамп в паспорте. Компьютеров не наблюдалось. Пограничник, кстати, был единственным человеком в каком-то подобии формы, почти все остальные щеголяли в цивильном.
Процедура прохождения границы могла бы закончится быстрее, но помешала моя дотошность. Я настойчиво просил поставить печать на Road Pass, мотивируя это наличием такого пункта в документе. Пограничник и цивильное опричники отказывались, мотивируя это отсутствием подобной печати. Сошлись на варианте, что такая красивая бумага хороша и без их печати. И, как в воду глядели — про печать никто и не заикнулся ни разу за всё время путешествия. Хотя бумагу эту читали несколько раз. Читали вдумчиво, медленно, губами шевелили.
Наконец, вроде, закончили с формальностями. Под конец уже совсем друзьями стали. Пожали руки друг другу, сел в машину, завёл мотор. Стучат в окно. Что такое? А машину кто-нибудь досматривал — спрашивает пограничник. Нет, говорю, никто. Стали досматривать, напустили полный салон комаров. Друзья, называется…
Афганистан.
Как я нашёл дорогу от места досмотра до выезда с территории терминала — ещё та история! Ночь на дворе, тьма конкретная, фонарей нет, людей нет. Но есть здоровые инстинкты и желание скорее выбраться на волю. Всего несколько раз свернув не туда, подъезжаю к выходному шлагбауму. Подходит заспанный опричник. Смотрит документы, зовёт других. Через несколько минут пять человек оживлённо разглядывают мои бумаги. Самый маленький из них и самый горластый оказывается начальником.
При свете фонарика фотографируют на телефон мой паспорт и Road Pass. Спрашивают о досмотре машины. Отвечаю утвердительно. Вроде всё обсудили и порешали, открывают шлагбаум. Теперь уже я спрашиваю — можно ли остановится на ночь сразу за постом, там ровное место и фонарь горит. Нет, говорят, это территория таможенной зоны. Надо проехать дальше, там будет парковка для фур. Ну, и на этом спасибо!
Проезжаю несколько сотен метров и вижу большую парковку. Судя по стоящим вокруг навесам с каким-то барахлом, здесь днём кипит жизнь. Сейчас же нет абсолютно никого. Машин тоже практически нет. Паркуюсь на краю площадки, чтоб не закрыли выезд. Начинаю понимать, как устал за сегодняшний день. Не тратя время на вечернюю трапезу перебираюсь на топчан. С удовольствием вытягиваюсь во весь рост и закрываю глаза.
Тут же подъезжает фура. Подъезжает вплотную и останавливается в метре от меня. Несколько человек ходят туда-сюда, переговариваются. Мотор фуры работает, постепенно начинаю чувствовать запах дыма у себя в салоне. Уже собрался было встать, как хлопнули двери, фура уехала и наступила полная тишина. Несколько минут, не веря такому счастью, напряжённо вслушиваюсь в темноту. Постепенно меня отпускает. Засыпаю.
Продолжение следует: завтрак с талибами, Кундуз, Саланг, Кабул.
Нормальное начало. Буду читать.
Жибек жолы — Никогда не забуду этот пункт пропуска. 19 марта 2022г, в 18 часов перехав последний перекресток со светофором, тут же упераюсь в очередь из одного ряда. первые 6 часов двиглись по 20-30 метров каждые пол часа, а потом те же 20-30 но за 2 часа. В итоге выехал в Узбекистан 20 марта в 10 часов утра и направился в забронированную гостиницу в Ташкенте, откуда я должеен съезжать в 12 и ехать в Самарканд где также оплачана гостиница.
Думаю, что это было связано с праздником. Проходил здесь границу в середине мая 2022 года по пути на Памир — всё было очень быстро. Проходил в начале августа того же года — тоже быстро. А в последний раз прям беда…