Подробное описание маршрута на Иссык-Куль, состояние дороги, карта, фотографии, координаты. В помощь автотуристам, собирающимся на отдых в Киргизию.
Прокатились на Иссык-Куль искупнуться по-быстрому. Ездили через Кегень. Автомобиль — MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G015. Канистру не брал, никакого внедорожного снаряжения тоже. Минимум вещей и немного продуктов, перекусить по пути.
Сначала о дороге.
От Алма-Аты по хоргосской трассе до Чилика. Здесь почти «отлично», но видно, что дорога уже начинает портиться, а ведь прошло не более пяти лет, как её построили. Это участок платной дороги. После Чилика (43.604018, 78.312757) по Кульджинскому тракту. Здесь тоже почти «отлично», асфальт совсем новый, но проезжая часть всего на две полосы. Такая дорога идёт через посёлки Байсеит, Нура и Кокпек, затем по Сюготинской долине и до поворота (43.275353, 78.946594) на Кульсайские озёра. Здесь, кстати, недавно оборудовали прекрасную площадку для отдыха.
Затем будет шестнадцать километров старого советского асфальта. Ям почти нет, но всё в разноцветных заплатках и с небольшими волнами. Оценка «удовлетворительно». Перед посёлком Аксай, на развилке (43.215875, 79.087032), начинается новый прекрасный асфальт, дорога на три полосы (две вверх, одна вниз). Оценка «отлично» и даже больше. Но, к сожалению, это продлится всего одиннадцать километров и закончится резким выездом на грейдер (43.173135, 79.203465).
А вот с этого места, и дальше, уже веселее.
Дорогу по Кегенскому перевалу очистили от асфальта и примерно километров десять мы едем сначала по грейдеру, а затем, по остаткам асфальта, что ещё не успели убрать. Оценка «неудовлетворительно», делать новую дорогу здесь пока не собираются. Но старую уже сломали, а ещё в прошлом году она была неплохая.
Следующие десять километров, до села Кегень, проходим по относительно новому, но уже разрушающемуся асфальту. Здесь и ямы, и колеи, и волны. Причём, волны внезапные и достаточно сильные. Так что слишком не расслабляйтесь-то… Оценка этого участка – «удовлетворительно».
Самый опасный, на мой взгляд, участок – дорога от села Кегень до посёлка Каркара (42.896548, 79.241119). На первый взгляд эти двенадцать километров ничего особенного не представляют, старый асфальт без ям, достаточно гладкий. Поначалу всё идёт хорошо, и вы можете увеличить скорость до разрешённых 100 км/час. И вот тут начинаются волны… Да такие, что и на шестидесяти машина подлетает над асфальтом, а вещи в салоне – до потолка. Нет никаких предупреждающих знаков, волны плохо заметны из-за разноцветных заплаток и всё это реально опасно. Оценка «очень плохо».
От посёлка Каркара до границы (42.802055, 79.182737) остаётся около десяти километров. Первая половина этой дороги – достаточно свежий асфальт, затем грейдер. И, временами, очень жёсткий. К тому же, переход между этими двумя покрытиями резкий, с высокой ступенькой и удар по колёсам будет не слабый. Так что общая оценка этого участка едва дотягивает до «удовлетворительно».
Теперь по Киргизии.
От границы и до выхода на дорогу Каркара (кирг.) – Тюп мы едем шесть километров по старому разбитому асфальту. Он здесь такой уже много лет, и никто его делать не собирается. После поворота направо (42.760952, 79.135557) начинается жёсткий грейдер, по которому придётся трястись семнадцать километров до развилки (42.736554, 78.936165). В этом месте уходит дорога налево, через перевал Санташ и город Каракол (Пржевальск), на южный берег Иссык-Куля. Мы едем прямо, к селу Тюп, что находится на восточной оконечности озера.
После упомянутой развилки наблюдаем подготовку к ремонту дороги. Напрочь убирают старый асфальт, разбивая его экскаватором и сдвигая на обочину. Кое-где расширяют дорогу, делают дополнительную насыпь. Так что дальнейшие двенадцать километров вас не обрадуют – грейдер, битый асфальт под колёсами, ремонтные работы. Едем осторожно, следим за дорожно-строительной техникой. Посмотрим – когда и как сделают дорогу, а пока здесь «плохо».
Дороги Иссык-Куля.
А вот от села Сыры-Тологой (42.725972, 78.797550) начинается красота! Прекрасный асфальт на протяжении сорока километров, до села Тюп. Оценка «отлично», но надо быть осторожным на поворотах, иногда встречаются крутые. В точке выхода (42.738959, 78.345265) на кольцевую дорогу вокруг Иссык-Куля поворачиваем направо и едем по северному берегу озера по направлению к Чолпон-Ате. Здесь асфальт старенький, много посёлков, увеличивается траффик, появляется дорожная полиция с радарами. Общая оценка последнего участка пути – «удовлетворительно».
О всей дороге по северному берегу озера подробно рассказано в очерке за 2021 год. А в этот раз вдоль побережья мы проехали совсем немного. Через сорок пять километров, в посёлке Чон-Ороктю (42.735476, 77.837873), повернули налево, к воде Иссык-Куля. Здесь, в полутора километрах от трассы, есть небольшой симпатичный пляжик с оплатой за въезд в размере 50 сомов (42.723722, 77.829385). На нём мы и купались.
На мой взгляд, вода холодноватая, но это на любителя. Спорить на эту тему не буду, лучше расскажу о прохождении границы. Итак: международный автомобильный пункт пропуска «Кеген». Координаты указаны выше. Сопредельный пункт пропуска: «Каркара» — Республика Кыргызстан. Режим работы: дневной. В настоящее время работает с 8.00 до 18.00.
Казахстан – Киргизия – Узбекистан — Китай. Где пройти через границу?
Прохождение границы.
Мы подъехали к границе без пяти минут восемь. Встали четвёртыми в очереди и ровно в восемь ворота открылись. Первые три машины зашли, мы были следующей группе. Досмотр без фанатизма, открыли-закрыли все двери, пару сумок на выбор попросили пропустить через «телевизор» — чуть в стороне будка с аппаратом. Увидели перцовый баллончик, сказали, что нельзя выходить с ним за границу, киргизская сторона запрещает. Баллончик был оставлен на пункте пропуска и, без проблем, забран на обратном пути.
Киргизская сторона на мой вопрос – можно ли было заехать с баллончиком – отвечала как-то неуверенно, не категорично. Понял так – криминала в этом нет, просто надо было положить в карман, а не оставлять на самом видном месте. И никого бы это не волновало…
Досмотр на киргизской стороне попроще, это я отмечаю по всем пунктам пропуска на границе Казахстан/Киргизия. И машины дольше, как правило, находятся на казахстанском участке терминала, там всегда больше очередь. На весь переход границы было потрачено 50 минут утром и 40 минут вечером, на обратной дороге.
Эпизоды.
Дорожная полиция. Присутствовала на дорогах и в Казахстане, и в Киргизии. Не останавливали.
Бензин. Заправился в Кегене по 177 тенге за литр АИ-92. На двери АЗС висело объявления – дизельного топлива нет! В Киргизии не заправлялся.
Погода. Солнечно, на небе ни облачка, температура +25 градусов. Ветерок дул прохладный, но на солнце было очень жарко.
Другое. Закупили на Иссык-Куле, прямо на дороге (посёлок Кичи-Орюктю), ведро абрикосов. Отдали 3000 тенге. Абрикосы слегка недозрелые – как раз довезти до дома – но крупные и ужасно вкусные. Королевский, как нам сказали, сорт. 🙂 На фото ключ от машины для масштаба.
А вот с рыбой не прокатило. Прекрасную вяленую форель по цене 800 сомов за килограмм продавали только за сомы или, в крайнем случае, за российские рубли. Продавать за тенге или доллары отказались…
Всего проехали туда-обратно 800 километров, обернулись за день. Прокатились, «проветрились», искупнулись. Короче говоря – поездка выходного дня. 🙂
Всем удачи на дорогах и новых путешествий!
Большое спасибо за очень подробное описание маршрута через Каркару. В мае 2022 проехал на южный берег Иссык-Куля по вашему пути. Очень понравилось. Никакой суеты, только небо и горы.
Приветствую
Спасибо за подробное описание маршрута и дорожного покрытия. Собираюсь выехать на мотоцикле, который больше для города предназначен. Вот и собираю информацию о дороге. Из вашего очерка понял, что по тихоньку, не спеша проеду. Прошел год, но скорее всего сильно и кардинально с дорогой ни чего не изменилось. Но буду надеятся, что все таки в лучшую сторону есть перемены! Спасибо коп коп!