Пандемия, коронавирус, карантин, самоизоляция… Сидим дома. Без крайней необходимости выходить нельзя, а просто так сидеть тоскливо. Предлагаю следующее – взять за основу мысль, что всё это когда-нибудь закончится и начать думать о будущих автопутешествиях, уже сейчас намечать маршруты и строить планы. Хочу поделиться с вами некоторыми интересными местами, которые находятся в горах Казахстана и Киргизии.
Так или иначе, об этих красотах я уже рассказывал, но сейчас хочу соединить всё это в одном очерке – так будет понятнее, что красоты эти находятся недалеко друг от друга и любителям горных пейзажей из России вполне по силам объехать их за одно путешествие.
К тому же, нет необходимости в «суровом внедорожнике» — почти везде можно проехать на легковой машине, а на кроссовере вы даже не заметите разницы между дорогами в степной части Казахстана и той горной дорогой в Киргизии, что поднимет вас на высоту в 4000 метров.
Итак, начинаем.
Первым делом надо добраться до Алма-Аты. Из европейской части России это удобнее сделать через Уральск, Актюбинск, Кызылорду и Чимкент. Описание этого маршрута, по состоянию на май 2019 года, можно прочитать здесь.
На сегодняшний день это самый приятный маршрут от границы до южной столицы Казахстана – хороший асфальт, половину пути едем по 4-х полосной дороге, есть где покушать, заправиться и остановиться на ночь. К тому же, после Тараза можно либо сразу уйти в Киргизию на Талас, либо после Мерке – на Бишкек.
Тем, кто соберётся посмотреть Тянь-Шань и начнёт свой маршрут из азиатской части России, придётся потяжелее.
До столицы Казахстана – города Нур-Султан – и дальше, до Караганды, вы доберётесь без проблем. А вот следующие тысяча километров до Алма-Аты сейчас почти все в состоянии ремонта и быстро там не поедешь.Этот участок описан в рассказе от 2018 года и лучше там сейчас не стало. Но если вы пройдёте этот маршрут, то горные дороги Киргизии будут для вас уже просто развлечением.
Для желающих посетить Казахстан со стороны Сибири короткая дорога до Алма-Аты идёт через Семипалатинск и Талды-Курган. Этот маршрут привлекает возможностью посетить озеро Алаколь и погреться на балхашском песочке около посёлка Лепсы. Однако стоит помнить, что почти 800 километров дороги, идущей через Калбатау и Аягуз либо сильно разбиты, либо находятся в состоянии капитального ремонта.
Ну вот, все трудности казахстанских магистралей остались позади, и вы приехали в Алма-Ату.
Конечно, и в самом городе есть что посмотреть, но мы же договорились ехать в горы? Они совсем рядом, закрывают город с южной стороны и видны с любой точки. И даже не так. В хорошую погоду горы видны с расстояния шестидесяти километров от города – горный хребет высотой до 5000 метров трудно не заметить.
Там, за горами – Киргизия и озеро Иссык-Куль, но об этом чуть позже. А сейчас о том, что рядом. Это Большое Алма-Атинское озеро, каток и плотина Медео.
Недалеко от города, также в горах, находиться Иссыкское озеро, а если вам не жалко будет проехать 300 километров, вы сможете полюбоваться нижним озером из трёх Кульсайских озёр.
Но будет гораздо лучше, если на Кульсай вы заедете по дороге в Киргизию.
Маршрут можно выбрать такой – из Алма-Аты по прекрасной трассе на Хоргос доходим до Чилика, затем едем по Кульджинскому тракту и приезжаем. Куда? Сначала, отклонившись от маршрута всего на 10 километров, к Чарынскому каньону, в Долину Замков.
Погуляв там несколько часов, проезжаем оставшиеся 100 километров до Кульсая. Чуть ниже него, в посёлке Саты есть масса гостевых домов. Если вы не собираетесь идти вверх к второму и первому озёрам, то одного дня вполне достаточно для знакомства с этим местом.
А потом в Киргизию!
От озера через посёлок Кегень к пункту пропуска «Каркара» расстояние 150 километров, и только последние километров десять были плохие. Там давно уже идёт ремонт, может и поменялось что-то.
Ну вот, граница за спиной, впереди Киргизия. Справа от вас будет хребет Кунгей Алатау, слева Терскей Алатау, а между ними озеро Иссык-Куль. Северный берег озера застроен больше, все крупные пансионаты, санатории и дома отдыха находятся там ещё с советских времён. Однако искупаться в озере мы ещё успеем, давайте поедем в горы. Поедем по южному берегу Иссык-Куля.
Если у вас кроссовер, то вскоре после границы можно сократить путь через перевал Санташ. Дорога там не страшная, пара небольших каменистых участков, но это даст возможность вам понять – хотите вы ехать ещё дальше в горы или лучше сразу поехать к водичке на пляжик и глядеть на вершины издали.))
Если вы продолжаете читать этот рассказ, значит всё-таки решили ехать в горы?
Тогда, проехав немного по равнине, свернём в первое большое ущелье и поедем вверх по реке Тургень-Аксу. Пусть вас не смущает побитый асфальт в нижней части ущелья, скоро он исчезнет совсем, и двигаясь по вполне приличной грунтовой дороге, вы начнёте любоваться Тянь-Шанем.
Долина реки широкая, там можно остановиться с палаткой, пособирать грибы и попробовать поймать форельку. Заглавная фотография рассказа сделана именно в этой долине.
Хотите подняться выше?
Это будет не сложно. Чуть дальше дорога резко повернёт от реки налево, начнёт карабкаться на перевал Чонашу и вскоре достигнет высоты 3882 метра. Это и будет перевал.
Дальше, за перевалом, целая горная страна. Там живут люди, там ездят машины, там есть асфальт и город-призрак Иныльчек.
Но для того, чтобы добраться до этого «города» уже понадобится пропуск в пограничную зону.
Поэтому, насобирав грибов и наловив рыбы, поворачиваем назад.
Выбравшись из гор, мы едем к самому крупному населённому пункту восточной части Иссык-Кульской котловины – городу Каракол, раньше он назывался Пржевальск. Эта дорога идёт дальше по южному берегу озера, и мы будем ехать по ней от Каракола ещё 80 километров, до посёлка Барскоон.
На повороте стоит АЗС, здесь надо заправиться, дальше бензина не будет – сам чуть было не остался в горах из-за «топливного кризиса». Проезжаем посёлок и дальше идёт отличный грейдер, по которому канадцы вывозят золото с рудника Кумтор.
Но этот рудник ещё далеко, до него сто километров и два перевала, а пока мы можем посмотреть каскад водопадов — самый нижний — Чаша Манаса, чуть выше — Борода Аксакала, а выше всех самый большой — Слезы Барса (он же Брызги Шампанского).
По ущелью, в его лесистой части, есть гостевые дома, можно остановиться на несколько дней. В этом месте есть памятники Ю.А. Гагарину – первому космонавту мира, как написано на одном из них. Памятника два, стоят они недалеко друг от друга. Говорят, что Гагарин очень полюбил здешние места, отдыхая тут после космического полёта. Учитывая, что в Тамге был в своё время военный санаторий «союзного значения», такая версия вполне возможна.
Так выглядит ущелье, когда поднимаешься по тропинке к водопадам.
Едем дальше? Хотите побывать в горной тундре, в альпийской зоне? Такая же прекрасная дорога, пройдя через два перевала, доведёт вас до места.
Здесь уже высота 3500 метров и снег летом может идти почти каждый день. Посмотрим, что ещё интересного может показать нам этот путь и проедем несколько километров, на перевал Суек.
Высота 4021 метр над уровнем моря – вот куда завела нас дорога!
Снег, о котором сказано выше, не только идёт, но и лежит пятнами совсем рядом с дорогой. Август месяц, вот такое лето, снежное…
Раз уж мы сюда приехали, давайте заглянем за перевал. Хотя бы одним глазком, там ведь тоже интересно для любителей горных путешествий. Там горы ещё выше, точка съёмки находится на высоте 3500 метров.
Как и во многих горных районах Киргизии, дальнейшая дорога ограничивается наличием или отсутствием у вас пропуска в погранзону. Мы достигли места, куда может проехать каждый, практически на любой машине и посмотреть на горы Тянь-Шаня. Делаем разворот и едем в обратный путь, к озеру Иссык-Куль.
Как я уже говорил, южный берег меньше освоен, меньше застроен и более дикий. Однако мест, где можно остановиться, немало – хоть в палатке на берегу, хоть в гостевом доме. Тем более, что теперь, после успешного покорения перевалов, имеем полное право лежать на песочке с видом на горы и вспоминать – вооон где мы были!
Вернуться в Алма-Ату теперь лучше всего с западной стороны, пройдя границу между Киргизией и Казахстаном в пункте пропуска «Карасу».
Или, как вариант, объехать Иссык-Куль с севера (Балыкчи – Чолпон-Ата – Тюп) и опять пройти через «Каркару».
Вот такая была небольшая экскурсия по горам Казахстана и Киргизии. Не выкладываю здесь карты и подробное описание дорог – любой, кто заинтересуется этим вопросом, найдёт детальное описание мест в моих рассказах, уже опубликованных здесь ранее. Сделал этот очерк как возможный вариант путешествия, которое можно совершить из России. Так что смотрите, думайте и решайте. Как только жизнь наладится – в путь. Лучшим временем для такой поездки будет середина июля – середина августа. Думаю, что до этого мы все уже будем здоровы. Удачи!
Этот рассказ написан специально для DROM.ru по материалом моего блога.
Добрый день!
Есть прекрасная идея, посетить Иссык-Куль. А заодно полюбоваться красотами Киргизии)
Усиленно читаю Ваш блог, но поскольку места новые, так и не могу уложить информацию себе в голову обо всех точках, поэтому прошу глянуть одним глазком маршрут, может где-то скорректировать и отправить в интересные места)
1 день — Выезжаем из Кузбасса утром, планируем ехать до упора до Усть-Каменогорска (или через Семей дорога лучше?)
2 день — до озера Алаколь, ночуем на нем. Купаемся вечером или утром
3 день — приезжаем вечером в Алтын-Эмель, ночуем.
4 день — с утра катаемся по Алтын-Эмелю, после 12 едем на Капчагай, купаемся
5 день — едем в Алматы, гуляем
6 день — Медео, гуляем
7 день — с утра в Чарынский парк, затем Кольсайские озера.
8 день — едем через пункт пропуска Кеген до Чолпон-Ата (север Иссык-Куля)
9 день — Север Иссык-куля, купаемся
10 день — водопад «брызги шампанского», Юг Иссык-Куля
11 день — горное озеро Сон-кол
12 день — Бишкек, гуляем
13 день — Балхаш, купаемся
14 день — Павлодар, спим
15 день — домой)
Прошу покритиковать маршрут. В среднем планирую проезжать за день 300-500 км, кроме начала и конца путешествия. Чтобы полдня ехать, полдня гулять, купаться.
Но план этот исходя из скорости 80-90 км/ч, то есть нормальной дороги. Поэтому особо на дикие перевалы лезть не планирую, хотя в Энильчек хочется попасть. Но в другой раз.
Добрый день!
По дороге. На мой взгляд особой разницы нет — через Семипалатинск или Усть-Каменогорск. Дальше дорога плохая в районе Аягуза (тридцать км. до и после), остальную сделали. От Алаколя до Алма-Аты дорога гарантировано хорошая, вот описание https://roadstravel.ru/ozero-alakol-doroga-2023/
Алтын-Эмель летом — это сильно, неплохо бы иметь с собой побольше воды. 🙂 В этом рассказе есть «фирменная» карта национального парка от дирекции https://roadstravel.ru/altyn-emel-2020/ По дорогам там не разгонишься, но и ездить очень далеко там некуда. Если планируете посмотреть ВСЕ достопримечательности нац.парка, то придётся заезжать два раза, сквозного проезда нет.
На Кульсай дорога вроде хорошая (давно там не был), перед пос. Саты налево уходит дорога на Каинды, там тоже интересное озеро имеется. На обратном пути от села Жаланаш можно проехать в Кеген по красивым горам. https://roadstravel.ru/на-машине-вокруг-алма-аты-часть-вторая/
Продолжу несколько позже…
Далее. Пункт пропуска Кеген-Каркара многосторонний (международный), но работает только днём. Посмотреть все пункты пропуска можно здесь https://roadstravel.ru/na-mashine-kazakhstan-uzbekistan-kirgiziya-2021/
Северный берег Иссык-Куля. Кроме купания можно посмотреть горы в Григорьевском и Семёновском ущельях, дорога там без асфальта, но неплохая
https://roadstravel.ru/issyk-kul-severnyy-bereg-2021/
Южный берег. Для поездки в Иныльчек нужен пропуск, это погранзона. Без пропуска можно доехать до реки Сарыджаз через перевал Чон-Ашу https://roadstravel.ru/тянь-шань-киргизия-2018-год/ Дорога по ущелью Барскаун даёт больше возможностей — три водопада и два памятника Гагарину, золотой рудник Кумтор и перевал Суек (4021 м.) Без пропуска можно доехать к долине реки Карасай.https://roadstravel.ru/тянь-шань-киргизия-перевалы/
Это всё, что я могу сказать по Киргизии.
Обратная дорога, если собираетесь ехать через Караганду, вряд ли лучше по качеству, чем восточный вариант. Был там более двух лет назад, но по имеющейся информации, разительных перемен не наблюдается https://roadstravel.ru/dorogi-kazakhstana-2021/
Ну, примерно вот так… 🙂
Вот свежее впечатление от дороги. Опубликовано на https://vsekz.org
«Я ровно месяц назад 13 июня вернулась с поездки по маршруту Алматы-Семей-Алтайский край-Оскемен-Алматы. Ремонты идут активно, за месяц много что можно сделать. Закатать асфальтом и открыть новые участки например. Самый ужасный участок от кольца на Ушарал до Аягоза и после Аягоза. И, к сожалению, он попадется хоть через Семей ехать, хоть через Оскемен. Работы идут, много гравийки, съездов, но так же много старого убитого асфальта. Я сама боялась ехать, со мной дети и пожилые родители 75+. Но все обошлось. Просто, как писали мне тут выше, не летать. Ехала очень аккуратно. После этой поездки была еще поездка Алматы-Бишкек-Алматы. Там тоже дорога желает лучшего. Много участков ремонта. По приезду поставила машину на диагностику. Все обошлось. Прадо 120. Туда и обратно ночевали в Аягозе. Так как я одна водитель. Приходилось отдыхать. Да и дети с пожилыми родителями уставали. Гостиница Тамаша. Вот просто от души рекомендую. Ночевали как дома. Вообще было ощущение что мы одни в этом гостевом доме. Тихо уютно спокойно чисто. Парковка есть. Завтраки есть. Магазинчик при гостинице со всем необходимым тоже имеется.»
*За достоверность комментариев ответственности не несу. 🙂