Обещанного три года ждут… Так у меня и получилось. Вернувшись из первой поездки по горам Тянь-Шаня, решил приехать сюда при первой возможности, оформив пропуск в погранзону. Однако на следующий год была Монголия, ещё через год – Дальний Восток, а Киргизия всё откладывалась и откладывалась. В начале лета решил твёрдо – всё, хватит, надо ехать в горы.
Оказалось, что получить разрешение на проезд в погранзону не так просто. Нет, любой человек (и даже не обязательно гражданин Киргизии) может получить такое разрешение самостоятельно, но для этого надо приехать, например, в Бишкек, подать документы, подождать 10 дней – и готово, забирай бумагу. Обратился в турфирмы – пропуск отдельно делать не хотят, только с пакетом услуг. В конце концов приемлемый вариант был найден и в самом начале августа разрешение получено.
План поездки был таков:
из Алма-Аты через пункт пропуска «Каркара» еду в Каракол, там забираю бумагу у представителя турфирмы, возвращаюсь немного назад и по ущелью Тургенаксу, через перевал Чонашу и вдоль рек Сарыджаз и Иныльчек доезжаю до альплагеря «Ат-Джайлоо».
Там беру лошадь (это и было дополнительной услугой), за день прогуливаюсь до ледника Южный Иныльчек и обратно. Затем поднимаюсь по реке Сарыджаз до безымянного перевала, проехав через который спускаюсь вдоль реки Каркара к границе. Карта маршрута с пояснениями представлена в конце рассказа.
Крайней точкой автопутешествия было намечено вот это место (N42.15594 E79.46014):
Какой-либо подготовки машины не делал.
Мой автомобиль – ветеран MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model уже бывал в тех местах, как говорится – сам дорогу найдёт. Убираю сидения, оставляя только два передних, ставлю топчан, сразу устраиваю там постель. С собой холодильник на 17 литров с продуктами, инвертор, планшет с навигационной системой, телефоны, фотоаппарат и всякое другое, необходимое в дороге, например канистра с бензином, 20 литров.
Как говорилось – цели наши ясны, задачи понятны, за работу, товарищи! И я поехал.
За три года дороги в этом направлении стали лучше. Одна лишь новая трасса «Алма-Ата – Хоргос» уже дорогого стоит, а ещё Кульджинку подновили и второстепенные дороги между ними отремонтировали. Мне было удобнее выезжать из города по Кульджинке. В четыре часа утра сел за руль, доехал до первого удобного поворота, свернул налево, проехал восемь километров и — трасса «Алма-Ата – Хоргос». Темно, машин очень мало, дорога прекрасная, скорость 110 не ощущается. Но только на ровных участках дороги. В тех местах, где прибавляется полоса для разворота, изгиб дороги напрягает, если строго держать свою полосу движения.
Дорога к границе.
Чем дальше от Алма-Аты, тем меньше становится подобных мест, меньше примыканий второстепенных дорог. От Чилика еду уже по Кульджинскому тракту, через перевал Кеген к одноименному посёлку.
Здесь, на АЗС «Казмунайгаз», доливаю бак до полного – не знаю, как с наличием 92-го бензина в Киргизии, но твёрдо знаю, как с ценой на него – 230 тенге за литр против наших 156. Рассчитывал приехать на границу к 8 часам утра, к открытию (пункт пропуска здесь не круглосуточный). Так оно и получилось, несмотря на плохие 10 километров перед границей.
За посёлком Каркара и до границы строят новую дорогу, пункт пропуска хотят со следующего года сделать круглогодичным, сейчас он сезонный, с мая по октябрь. Возможно, что к этому времени дорогу и достроят.
Пять машин впереди меня.
Граница открывается без опоздания, но прохождение какое-то неспешное, много времени, почему-то, занимает проверка документов на казахстанской стороне. Потом открывается второе окошко, процесс пошёл… Наши служивые прям серьёзно досматривают моё авто, киргизская сторона более гостеприимна и ненавязчива. Ни на той, ни на другой стороне никаких намёков на деньги нет – всё очень вежливо и законно. Вся процедура прохождения границы заняла сорок минут, это видно на ролике регистратора.
От Каркары до Каракола самый короткий путь лежит через перевал Санташ.
Перевал невысок, асфальта там нет, но грунтовая дорога не шибко страшная. Непродолжительный подъём и такой же спуск, гораздо дольше едешь по самому перевалу, почти по плато. Это фото сделано в начале перевала, а видеоролик показывает все участки.
После Санташа появляется асфальт, сначала только в посёлках, а потом и постоянно присутствует на дороге. Еду по равнине, слева горы Терскей Алатоо, машин не много. В одном месте дорога буквально стиснута с обеих сторон стенами из кустов облепихи – едешь, как в коридоре из спеющих ягод.
Дорога на Каракол.
Так что дороги красивые, асфальт там, где он есть, неплохой, но что меня удивило – практически полностью отсутствуют знаки на границах населённых пунктов. Вроде посёлок начался, а знака не было. В лучшем случае увидишь его уже на выезде, спиной к движению, да и то не всегда. Даже Каракол не обозначен, чуть мимо не проехал…
В 11 часов утра приезжаю в Каракол, нахожу представителя турфирмы и получаю желанный пропуск. Разворачиваюсь в обратном направлении, но ещё не успеваю выехать из города, как звонит телефон. Только что покинутый мной представитель спешит сообщить следующее:
— Знаете, только что пришла информация из альплагеря. Идут сильные дожди, воды в Иныльчеке очень много и лошадь, скорее всего, не пройдёт –
— Ладно, говорю, спасибо, но я всё равно поеду, там на месте определимся, что и как –
Еду дальше, а сам представляю вздувшийся от дождей горный поток и «буксующих» в нём лошадей. Так оно и получилось в реальности, только без лошадей …
Дорога уходит в горы.
Далее путь мой лежит по знакомому уже ущелью реки Тургенаксу. Еду по своим следам трёхлетней давности, места знакомые, но от этого не менее красивые. Этот участок дороги описан в первом рассказе о Тянь-Шане, добавлю лишь несколько фотографий и видеоролик, посвящённый перевалу Чонашу (3822 м.н.у.м.)
В горах тепло. Скажем прямо – даже жарко. Река Оттук, вдоль которой я еду вниз, бурная и грязная. Снег тает быстро, вода не успевает отстоятся и вся грязь несётся с потоком. Три года назад вода была на удивление чистая, но тогда было прохладнее, на перевале лежал снег.
Подъезжаю к Сарыджазу и здесь первые изменения – перед развилкой дорог стоит пограничный пост. Раньше он стоял гораздо дальше, на мосту через реку Иныльчек и можно было проехать вдоль Сарыджаза хоть вниз по течению, хоть вверх. Теперь без пропуска даже Сарыджаз не увидишь.
Ворота закрыты, останавливаюсь.
Из-за вагончика выскакивают двое полуодетых служивых, в майках. Увидев меня, быстро ныряют обратно. Стою, жду, из машины не выхожу. Через пару минут появляется один из них – одет строго по форме, при оружии. Взяв мои документы, отходит от машины метра на три, внимательно их изучает, после чего разрешает движение. Первый пост пройден, я в пограничной зоне и еду дальше, вниз по течению реки Сарыджаз.
Иныльчек.
Там, где в эту реку впадает другая, река Иныльчек, находится заброшенный посёлок. Я бы даже сказал – недостроенный и заброшенный город. Ибо такие дома больше подходят для города. Дома кирпичные, сколько лет стоят, а кладка целая – штукатурь и живи. Во строили раньше…
Несколько одноэтажных домов обитаемы, какое-то количество местных жителей присутствует, но то, ради чего всё это строилось, предано забвению. За городом, выше по ущелью, даже остатки взлётной полосы сохранились – именно так я расценил ровный и широкий участок асфальта.
До конечной точки маршрута – альплагеря, остаётся немногим больше тридцати километров. После «аэродрома» асфальт заканчивается и начинается дорога в горы.
Дорога.
Нельзя сказать, что её нет. Видно её почти всегда, за исключением пары мест, когда едешь по камням селевых выбросов. Однако для моей машины этот участок поездки был на грани возможного. Застрять, забуксовать я не боялся – грязи здесь почти нет. А вот «сесть на брюхо» в глубокой колее, ударится камнем о какое-либо чувствительное место или уткнуться бампером в землю, пересекая промоину – такие возможности были неоднократно, ведь это серийная версия авто, без всякого «лифта» и силовых бамперов. Поэтому ехать приходилось медленно, тщательно выбирая место, куда «поставить ногу». Будь эта дорога ещё чуть-чуть похуже, я или бы не проехал, или что-нибудь повредил.
Пограничный кордон.
В километрах пяти от посёлка пограничная застава. Место ровное, дорога здесь мягкая, накатанная, идёт мимо заставы к виднеющимся вдали воротам. Ворота закрыты, никого нет. Возвращаюсь назад, к заставе. Здесь как-раз ворота нараспашку, подъезжаю вплотную и останавливаюсь, прочитав надпись на плакате: «Стой! Проезд запрещён! Буду стрелять!»
Вспомнил старый анекдот, совсем грустно стало:
-Стой! Стрелять буду!-
-Стою-
-Стреляю-
Подошёл пограничник, проверил документы, стрелять не стал, велел ехать к закрытым воротам. Чуть позже подошёл и открыл. Так что всё в порядке, едем дальше.
Дорога идёт вдоль реки.
В одном месте уж прямо совсем вдоль – здесь прижим, место узкое. К тому же идёт достаточно сильный дождь. Потихоньку пробираюсь вперёд, о возможной встречной машине стараюсь не думать. Мне повезло – на пути от заставы до лагеря встречная машина была всего одна и уже после прижима.
В общем, дорога разная – есть абсолютно ровные и мягкие участки, где едешь под 60, сзади пыль столбом. А где-то тихонько «переползаешь на брюхе». Ну, на то и горы…
Справедливости ради надо сказать, что от Каракола до лагеря я доехал за пять с половиной часов, учитывая остановки: пообедал, два поста пограничников и разок заправился. Водитель, с которым говорили уже в лагере, ездит до Каракола за пять часов. У него Патрол, лифт, силовые бампера. Короче говоря, мы с машинкой не сильно позорно выглядели…
Альплагерь «Ат-Джайлоо».
В пять часов с минутами до лагеря я добрался. Собственно говоря, лагеря здесь как-бы два. Основной называется «Хан-Тенгри», это лагерь охотников. С пятнадцатого августа начинается охотничий сезон, ждут гостей из России, США, Германии. Домики, баня, столовая из брёвен с камином – всё работает круглый год. Сейчас не сезон, гостей нет. Рядом, на лужайке, стоят палатки. Это называется альплагерь «Ат-Джайлоо».
От ветра лужайка защищена, но после дождя палатки стоят почти в лужах – а дождь после обеда идёт почти каждый день, и достаточно сильный. Наплыва туристов не наблюдается. Было 4 человека из Германии, отдыхали тут дней десять, уехали вскоре после моего приезда на той машине, о которой говорил выше.
Так что следующим утром я был здесь единственным гостем.
Ребята, работающие на этой базе, подробно объяснили мне ситуацию с конной прогулкой вверх по реке. Во-первых, выяснилось, что расстояние от этого места до ледника не 15, а 20 километров. Поскольку река разлилась, один из прижимов надо будет обходить по горе, а это ещё плюс пять километров. И в любом случае, доехать на лошади прямо до ледника не получится, километров пять надо идти пешком. Так что за день смотаться туда-сюда шансов у меня нет.
Поэтому просто прогулялся на пару часов вверх по реке.
И в девять, без нескольких минут, двинулся на машине вниз. Выше лагеря дорога идёт ещё километра на полтора, затем уже только тропа. Зимой есть возможность на машине проехать по ущелью вверх ещё километров десять – воды очень мало.
Поскольку эта база работает круглый год, то дорогу чистят от снега, да и от осыпей тоже – стоявший напротив меня агрегат тому в подтверждение. Эх, думаю, вот на такой машинке вверх рвануть бы… Ей, наверное, никакая река не страшна, колёса чуть меньше моего автомобиля.
Вниз вдоль реки.
Обратная дорога показалась мне более приятной. Вчера ехал под дождём – сегодня яркое солнце, прохладно, около 15 градусов. Опять же – за ночь хорошо отдохнул и дорога уже знакомая, вряд ли будут сюрпризы. На базе перед отъездом узнал, что машин не ждут, так что вероятность встречного транспорта незначительна. Так и вышло – никто навстречу не попался до самого посёлка.
Ну и шмыгающая вокруг живность так же доставляла удовольствие – на этом видеоролике видно зайцев, перебегающих дорогу, куропаток, не желающих уходить с моего пути. Бегут перед самой машиной, понимаешь, и хоть бы хны… Сурки, ныряющие в нору в самом конце ролика – это уже верховья Сарыджаза, добавил их сюда, чтоб закрыть тему животного мира в горах Тянь-Шаня.
Перед заставой стал сигналить заранее, чтоб не ждать.
Услышали, подошли, ждать не пришлось и мой третий проезд через пограничный контроль состоялся быстро. От посёлка Иныльчек решил повернуть налево, проехать ещё немного вниз по течению Сарыджаза, посмотреть – как там и что.
Сначала был асфальт, дальше серпантин с щебёночной дорогой, потом снова кусок асфальта – никак не хочет исчезать последствие Советского «режима». Лет тридцать назад этот асфальт делали, а смотри-ка, ещё живой! Ну а нового асфальта в горах я и не видел.
Сарыджаз.
Дорога идёт по левому берегу реки, то ниже, то выше по склону, и некоторые участки заставляют тихо потеть. Мало того, что дорога узкая, мало того, что она наклонена в сторону обрыва, так еще и крутые волны от промоин присутствуют.
Казалось бы уже привык к местным дорогам, так нет, новое развлечение — переползание через этих «лежачих полицейских»… Но привыкаешь быстро и на обратном пути я уже относился к этим волнам гораздо спокойнее.
На одном из поворотов дороги открывается прекрасный вид на посёлок и ущелье. Видна уходящая вверх дорога, ведущая к лагерю «Ат-Джайлоо».
Дальше путь мой лежит вверх по течению Сарыджаза. Вот ведь точно знаю – еду вверх, а постоянно такое ощущение, что еду вниз. Да что там ощущение, машина практически постоянно сама катится по старому асфальту. Так и не разобрался в этой загадке природы, хотя вроде трезвый был.
Вверх по Сарыджазу.
Перед первым пограничным постом ухожу направо, на грунтовку. С асфальтом прощаюсь до Каркары. Ущелье постепенно расширяется, плавно поднимается вверх, дорога весьма неплохая, есть пара мест, где надо вброд переезжать через речки. Эта фотография сделана как раз в момент переезда, речка быстрая, очень чистая, но не глубокая. Скорее горный ручей.
Пограничную вышку замечаешь издалека, дорога идёт по широкой ровной долине.
Здесь находится застава «Эчкилиташ». Часовой посмотрел документы, вернул их мне и велел ехать к самой заставе, там ещё раз проверят, он просто посмотрел… Сразу за постом дорога к заставе идёт круто вниз, этакие «русские горки». Хорошо, что лето и сухо. На видеоролике это выглядит проще, но спуск действительно очень крутой.
После заставы «Эчкилиташ» дорога идёт к перевалу. Крутых подъёмов нет, сама дорога, как мне и обещали, неплохая. Наверно поэтому здесь организуются горные велотуры. Встретил группу итальянцев, ехали навстречу – поднялись вдоль Каркары и теперь, после перевала, спускаются по Сарыджазу. Дальше путь их лежит к перевалу Чонашу и вниз, в долину. Едут налегке, с ними «ГАЗ-66», машина поддержки.
А я еду дальше. Дорога поворачивает в обратную сторону, давая возможность последний раз посмотреть на долину Сарыджаза.
С перевала по Каркаре.
Ещё несколько витков серпантина и перевал – большое плато с координатами N42.40340 E79.40855. Альтиметр в машине показал высоту более 3500 метров и уже потом, посмотрев по картам Генштаба, установил его истинную высоту — 3354м.н.у.м.
Возможно, такая разница была вызвана атмосферными изменениями, надвигалась непогода, давление падало. Только успел пообедать на перевале и немного спустится вниз, как там разразилась гроза. Тучи шли на север, догнали меня и почти до реки Каркара я ехал под дождём.
Буквально чуть ниже перевала дорога преподнесла мне последний сюрприз. Довольно крутой участок спуска, впереди поперечная промоина, начинаю медленно спускаться в нее и вижу, что переднего свеса недостаточно, бампером уже почти упёрся в откос, а машина ещё и не думает выравниваться. Понимаю, что здесь мне не проехать. Вылезаю назад, к счастью дождь ещё не разошёлся, иначе не вылез бы по этому глинистому участку.
Первая мысль – возвращаться назад.
Вторая – копать. И, наконец, третья, правильная – осмотреться. Прошёл чуть назад и вижу едва заметный съезд, ведущий через ручей в обход этой засады. Этот спуск, конечно, тоже крутой и выезд из ручья далеко не сахар, но там я хоть смог проехать. Ну а когда стали встречаться на пути юрты, около которых стояли легковые машины, стало понятно, что внедорожные приключения закончились.
И снова граница.
Граница между Казахстаном и Киргизией идёт на этом участке по реке Каркара. Забавно наблюдать стоящие напротив друг друга пограничные столбы: жёлто-красные на одной стороне реки и жёлто-голубые на другой. Граница, однако. Слава Богу, дело не дошло до колючей проволоки и КСП. На этом участке маршрута пограничная зона особенно близка к населённым пунктам – пост стоит около посёлка Каркара.
Горная дорога в хорошем состоянии, природа вдоль реки красивая и народу здесь отдыхает очень много. На полянках там и тут стоят машины, кто-то с удочкой сидит у воды, вероятно рыба есть. Прямо не пограничная зона, а парк культуры и отдыха. Но без пропуска не проедешь, несколько метров речки отделяют тебя от другого государства.
В пятый, последний, раз проезжаю через пограничный пост.
Путешествие по горам закончилось. Выехал из альплагеря в 8:50, пост проехал в 17:10. Получилось восемь часов двадцать минут. И вот за эти восемь часов удалось проехать по горам всего 180 километров.
Дальше всё просто. Десяток километров разбитого асфальта до пункта пропуска через границу, двадцать минут на все формальности, и я в Казахстане. Машин на границе было очень мало, впереди меня была лишь одна, за мной вообще никого не было.
Итоги.
Общая протяжённость маршрута составила 1028 километров, 554 в первый день и 474 на второй. Бензина всего было залито 160 литров, но осталось примерно полбака, так что ушло где-то литров 120. Выехал из дома 6 августа в 03.50, приехал 7 августа в 21.00.
Карта маршрута не отражает участок по реке Сарыджаз (от первого пограничного кордона вверх по реке через заставу «Эчкилиташ» и перевал). Про дорогу между точками D и E Гугл не знает…
Вот такая получилась поездка. Недалеко от дома, а сколько красивых и новых мест удалось посмотреть. Это была восточная часть гор, идущих южнее Иссык-Куля. А ведь есть еще центральная, через которую идёт дорога от посёлков Тамга и Барскоон. И вполне возможно, что поехать туда получится раньше, чем через три года…
Примечание.
В рассказе использованы географические названия, взятые с топографических карт Генштаба. Возможны другие варианты написания и произношения этих названий.
P.S. Сам удивился, как быстро получилось проехать по центральной части Терскей-Алатау. Мне не понадобилось для этого трёх лет, всё было проще — нужно было пройти три перевала…
Интересно! Но прикольнее этот маршрут на великах пройти. А так в целом судя по кадрам, дорога вполне проходима для кроссоверов. Ручьи..мелкие, перезжал такие, дорога вполне, получше чем горные дороги на северном урале.
на велосипедах вполне, а вот на кроссовере до альплагеря — это вряд ли.. я пару раз зацепил днищем, да и свесы у меня короткие, на кроссовере можно бампера повредить. хотя, если не обращать внимания на эти «мелочи», то да — дорога вполне проходима…
Ну..верю, тогда значит не везде проходима, просто судя по видео, везде даже не плохо.
Рассказ подробный, но неинтересный. Вот дорога, вот я ехал, вот приехал.
Цели, что ли, не видно — зачем ехал, почему именно туда, почему именно этим путем.
И получается весьма пресный рассказ, даже не история, а сухое описание дороги.
Спасибо за комментарий!
Если внимательно посмотреть на мой рассказ, а ещё лучше — прочитать его, то станет ясно, что он является продолжением другого рассказа о поездке в Тянь-Шань. А тут уже становятся понятны и цели, и маршрут.
Но даже без предисловия — проехать по красивым горным местам уже удовольствие, по крайней мере для меня. Для урбанистов, естественно, вряд ли…
Я читал и другие Ваши рассказы, тем более что речь идёт о местах, где я был в прошлом году. Читал от корки до корки. И в них — других рассказах — та же особенность — преснота и рафинированность.
Пожалуйста, не обижайтесь, это не критика с моей стороны, а личное мнение.
Согласен, «преснота» имеет место быть. Ничего не происходит, не отваливаются подгнившие колёса, не вытекает масло, не рвутся ветхие ремни, почти нет диалогов с полицией. Не удаётся утонуть в грязи или остаться без топлива посреди степей. Парочка ДТП так же могла оживить повествование. Даже резина — и та не рвётся, один прокол за все путешествия — ну что ты с ней будешь делать…
И «рафинированность». Это да, никуда не денешься, присутствует. Если б Вы только знали, как хочется порой отринуть русский язык и быть в тренде, написать что-то хлёсткое и живое. Ну, вроде так:
«Привет всем решилимы тут с телкой понтанутся затарились хавчиком и катнулись на моей бехе на юга. Еще кореш хотел с нами на прадосе но пеереобулся типа дела. Едем мы такие значит…»
Приветствую Вас! С друзьями были там 29 сентября, на выходные. Тремя бортами — Тойота, Паджеро (Казахстан) и Патруль из Каракола, у которого лифт и силовые бампера 🙂
Доехали до самого языка ледника, до Ивы. Эти 20 км от охотничьего дома были самыми «весёлыми» из пройденных 1000 км из Алматы.
p.s. Где тут лайк ставить? ))
Здравствуйте! Здорово, что проехали, я так не решился дальше ехать одному — дожди, много воды. Хотелось бы прочитать немного о Вашей поездке и глянуть фото.
Здравствуйте! Да, во время дождей воды много. Лучше одним бортом не рисковать.
Публикации на данный момент есть в моём Инстаграмм, Что бы посмотреть, найдите пользователя overlanderskz. А чуть позже доберусь и будет отчёт на drive2. Я отправлю вам ссылку.
🙂
Можете сюда написать небольшой отрывок, про дорогу от альплагеря до ледника, как дополнение к моему рассказу. И несколько фото, как иллюстрации.
Что-то не вижу кнопки добавить фотографии. Как загрузить снимки в пост или в поле комментария?
В двух словах это бездорожье, от охотничьего лагеря проехав примерно километр или полтора, съехали в русло реки Иныльчек и двигались по азимуту. Я вляпался в так называемый «плывун» — внешне не замтен, сухой песок, но заехав на него машина резко провалилась всеми колёсами. Просигнализировав впереди идущему Ниссан Патруль, он развернулся и на подъезде ко мне так же провалился передним мостом.
Патруль достал Паджеро, так как его выдернуть было легче. Ну а меня уже дёргал Патруль, с рывка 5 выдернул.
Далее путь до ледника прошёл без происшествий, но так же проходил практически по азимуту. В конце пути мы доехали до Ивы, к морене ледника Южный Иныльчек. И наблюдали пик Нансена, в хребте Иныльчек Так (путь проходит мимо него), так же был виден пик Броненосец, это начало хребта Тенгри Тау, в котором находится пик Хан-Тенги. Его вершина так же была видна за пиком Броненосец.
Впечатления от поездки остались положительные. Масштабы вокруг поражают. Насколько мне известно, мы первые казахские борта, которые добрались до ледника Южный Иныльчек. Отчёты о подобных поездках которые могли быть ранее не встречались в сети.
По поводу рассказа и фото ответил на эл. почту.
Как паджеро справился поломки, как качество топлива?
поломок никаких не было, резина осталась целой, пару раз цеплял днищем, но на машине впереди стоит метал. зашита, она сбивала камни, которые высоко лежали. на вросшие в землю камни, к счастью, не напоролся. броды мелкие, так — ручьи.
по Казахстану бензин без проблем, всегда в поездках стараюсь заправляться на АЗС этой сети, нареканий нет. в Киргизии заправился совсем чуток — долил меньше 15 литров ( бак 88 литров) перед тем, как ушёл в горы, поэтому о качестве говорить сложно.
Подскажите как сделать пропуск в погран. зону?
Ответил на почту.
И мне очень интересно, как сделать пропуск?
Для получения пропуска необходимо обратиться в ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИОННУЮ СЛУЖБУ при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. https://grs.gov.kg/ru/
Никогда не путешествую без дневника. Увлекательное чтение необходимо в дороге.