Не знаю, как лучше назвать этот рассказ. Две тысячи километров разбитых дорог? Мы тоже строим автобаны? Дорога смерти вдоль Балхаша? Pajero держит удар? Все эти названия подойдут лишь для отдельных частей рассказа. Лучше расскажу всё по порядку, а там уже сами решайте – как лучше назвать.
Обновление! Свежая и подробная информация о дорогах Казахстана 2020 ЗДЕСЬ.
Начитавшись в Интернете отзывов о некоторых дорогах Казахстана, решил сам посмотреть — что же там на самом деле имеет место быть. По одним дорогам уже давно не ездил, где-то не был ни разу, а про недавние маршруты такое прочитал, что удивился. Поэтому взял, да и проехал по маршруту Алма-Ата – Талды-Курган – Аягуз – Усть-Каменогорск – Семипалатинск – Павлодар – Астана – Караганда – Балхаш – Алма-Ата.
Читайте также рассказ о дорогах Казахстана – 2019.
Примечание: Подробная легенда дороги от Алма-Аты до Усть-Каменогорска представлена в конце рассказа.
Цель — посмотреть на дороги и города Казахстана, отдохнуть, развеяться. Одним словом – туризм.
Средства – автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, видеорегистратор, навигатор, телефоны и огромное желание доехать туда и обратно (всё как обычно). Машину специально не готовил, лишь только проверил геометрию.
И ещё условие – проехать строго по знакам, не превышая ограничений скорости, посмотреть, каково это, ехать пять километров со скоростью 50км/час. Таких ограничений, по слухам, на этом маршруте будет много.
За что и как штрафуют в Казахстане. Закон на дороге.
Со словами «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт» стартую в четыре часа утра. Точка «0 километров» для первого дня автопутешествия будет на Капчагайском мосту, на выезде из города. Первый участок дороги знают все, но о хорошем не грех и напомнить. До Капчагая идёт 55 километров шести-полосной магистрали, на десятом километре направо уходит новая дорога на Хоргос.
Может быть мне показалось, но огни казино в Капчагае вообще почти не светились по сравнению с прошлым годом. Кризис жанра?
Вскоре после плотины Капчагайской ГЭС будет дорожная развязка, налево уходит дорога на Баканас. Далее, на 85-м километре, ещё одна развязка, направо уходит дорога к берегу водохранилища, к многочисленным базам отдыха.
Ещё десять километров – и посёлок Чингельды. Едем по нему четыре километра со скоростью 60 км/час. Ну всё, проехали. Следующим большим населённым пунктом будет уже только через 55 километров город Сары-Озек.
Торговая площадка перед подъёмом на перевал Архарлы.
На 127 километре начинается подъём на перевал Архарлы, ограничение скорости 70 км/час, зона действия знака по табличке – 4,7 километра, но фактически до отмены ограничения проходит шесть с половиной километров. Ехал рано утром, полиции не было, но днём они тут постоянно, ездят туда-сюда с радаром, разворачиваясь в разрывах полосы. Ранее уже имел с ними беседу, возвращаясь в прошлом году с Дальнего Востока. Сегодня дорога почти пустая, тихая и спокойная, не считая догорающего грузовика.
Это дорога на Талды-Курган.
В остальном ограничений скорости по пути в Талды-Курган очень мало. Четырёх-полосная дорога заканчивается на 227-м километре от Алма-Аты, до Талды-Кургана ещё 23 километра. Дорогу в этом месте достраивают уже год, объезд идёт по посёлку, ограничение 40, узкая проезжая часть. Проехать Талды-Курган можно через город, но много светофоров и знаков 40 в центральной части, поэтому выбираю маршрут по объездной дороге (идёт справа) и … проезжаю мимо поворота.
Никаких указателей нет. Дорога вроде знакомая, ездил здесь не раз, а вот промахнулся. Пришлось развернуться. Город начинается сразу за перекрестком, так что по объездной можно смело ехать 100 км/час. И даже 110, потому как значительная часть объездной дороги оборудована разделительной полосой. На следующей фотографии этот злосчастный перекрёсток. Как видно, со стороны объездной дороги никаких указателей также нет.
После аэропорта города Талды-Курган хорошая дорога заканчивается, и уже с 280-го километра выраженное ухудшение дороги, колеи, заплатки, ухабы, ограничение 70.
Дорога за Талды-Курганом.
Проезжаю Кызылагаш. За восемь лет, прошедших с момента трагедии, на новых улицах посёлка выросли деревья, люди обустроили дома и только скульптурная группа напоминает о событиях той страшной ночи.Чуть лучше участок 308-й километр (Кызылагаш) — 349-й километр (Сагабуен). Этот кусочек трассы мне всегда нравился – дорога прямая, видимость отличная. К тому же, ближе к посёлку Кызылагаш, дорога имеет разделительную полосу, а это плюс 10 в карму километров к разрешённой скорости движения. Даже сейчас состояние дороги позволяет держать почти максимальную скорость. Затем, начинаясь за четыре километра до Сарканда (398-й километр) хорошая дорога только до Алмалы (411-й километр).
Участок дороги Кызылагаш – Сагабуен.
Дальше дорога ещё хуже, от Колбая до Кабанбая постоянные поперечные вмятины в асфальте. Ох уж эти вмятины… Первый раз попробовал их девять лет назад и с тех пор ничего не изменилось, в смысле – не стало лучше. Да и сама дорога, идущая по холмам, с ограниченным обзором, ревущими на подъём фурами и весьма ограниченным пространством для обгона снижает среднюю скорость движения.
Постепенно рельеф местности выравнивается, но много ям, куски отсутствующего асфальта, ограничения скорости до 50 км/час разной продолжительности. Вокруг красота. Так бы стоял и смотрел. Но надо ехать и смотреть не по сторонам, а на дорогу.
495-й километр. Посёлок Кабанбай.
Налево дорога на Усть-Каменогорск, направо через горы на Алаколь. Здесь, сразу за кольцом, постоянно стоит полиция. Позиция удобная: глядя в сторону Алма-Аты наблюдают за машинами, проезжающими кольцо, глядя в сторону Усть-Каменогорска — фиксируют превышение скорости и нарушение правил обгона.
После Кабанбая дорога несколько улучшается. Ну как улучшается… Перестаёт быть очень плохой вплоть до поворота на Учарал, озеро Алаколь и, далее, к китайской границе (Достык).
Эта дорога спускается к Учаралу.
546 километров от Алма-Аты.
Поворот на город Учарал. Гостиница, несколько разных АЗС. Здесь «КазМунайГаз», новая АЗС от «Роял Петрол» и ещё парочка помельче. Стационарный пост полиции сразу после кольца. Часто сотрудники наблюдают за правильностью пользованием поворотниками во время проезда кольца.
Опять паршивая дорога, и надолго. Только на 650-м километре появятся свежие заплатки на асфальте.
Дорога от поворота на Учарал до озера Сасыколь.
590-й километр. Поворот на Актогай.
Всё заброшено, АЗС давно не работает. Глубокие поперечные ямы около этого места.
Покрыто солью, а кажется, что льдом.
Дорога в самом Аягузе очень хорошая, её сделали меньше двух лет назад. Сделали только в черте города. Даже временную объездную дорогу для такого случая не поленились вокруг города соорудить (угораздило меня по ней как-то проехать – кислое дело). Об одном жалею – город очень маленький и проезжаешь его приятно, но слишком быстро. Вот был бы город километров двести в длину, по такому асфальту ездить одно удовольствие.
В Аягузе, повернув налево, можно уйти по кратчайшей дороге на Караганду. Можно, но не нужно. Почему? Об этом отдельный рассказ.
Дальше дорога плохая и очень плохая, но после Аягуза, примерно на 800-м километре с левой стороны делают широкую временную дорогу, укатывают катком, здесь точно скоро будет начата реконструкция.
Несколько оживляет однообразный пейзаж озеро Каракол и скалистые холмы неподалёку.
На въезде в Калбатау развилка.
Семипалатинск налево, Усть-Каменогорск направо с глубоким объездом, но можно проехать посёлок не по окружности, а по диаметру, что я и сделал.
Дорога на Семипалатинск уходит налево. Сразу за Калбатау остаётся небольшой участок (километров десять) жесткого грейдера, рядом заканчивают новую дорогу. Возможно, что сейчас уже и закончили, ездил там в сентябре 2017 года, возвращаясь из поездки к Тихому Океану. Сейчас еду на Усть-Каменогорск, о дороге на Семипалатинск просто упомяну: после грейдера остальная дорога до города отличная, затем, в сторону границы с Россией (Веселоярск), была гораздо хуже – около сотни километров жёсткого грейдера и разбитого асфальта.
Первые несколько десятков километров от Калбатау в сторону Усть-Каменогорска ничего хорошего не обещают, а потом я замечаю приметы предстоящего строительства новой дороги. Именно строительства, а не ремонта. Делают новое дорожное полотно, не применяясь к складкам местности, а срезая и сглаживая их. Дорога получается ровная, без слепых зон.
Проезжал здесь последний раз когда путешествовал в Монголию и тогда уже были разговоры о ремонте этой трассы. Так что обещанная пару лет назад реконструкция дороги началась. Причём солидно, с размахом. «Об одном жалею – годы». Если 250 километров дороги от Алма-Аты до Талды-Кургана строили пять лет, то сколько будут строить 750 километров дороги от Талды-Кургана до Усть-Каменогорска?
Дорога от Усть-Каменогорска до Семипалатинска по левому берегу Иртыша такова:
первые 40 километров достаточно свежий асфальт, хорошая гладкая дорога, разметки нет. Дальше, километров тридцать, старый асфальт, кочки, откровенных ям нет, старые ямы заделаны, это в районе Таврического. Это самый плохой участок, однако красивые виды Иртыша, текущего справа от дороги, периодически улучшают настроение. Затем начинается большой участок гладкой дороги, с разметкой, асфальт положен не вчера, но в отличном состоянии, есть небольшой участок совсем свежего асфальта и там велись дорожные работы.
На 150-м километре начинается участок жёсткого асфальта, такое ощущение, что гудроном залили и щебёнкой засыпали, но дорога ровная, ям нет, просто жёсткий асфальт, шумный.
Стоит большой указатель — опасный участок дороги 20 км. Скорее всего из-за большого количества «слепых» зон для обгона.
На 175-м километре жесткий асфальт заканчивается.
С 180-го километра старая тряская дорога, но без ям.
200-й километр — Семипалатинск.
Альтернатива этой дороге есть.
От Усть-Каменогорска на Шемонаиху (через Секисовку либо Предгорное). Далее на Дмитриевку, Камышенку и Семипалатинск. От Шемонаихи до Дмитриевки сам я никогда не ездил, врать не буду. А вот остальные участки этого маршрута проходил в 2016 – 2017 годах. На мой взгляд, дорога по левому берегу Иртыша значительно лучше, не говоря уже о том, что она короче, километров на пятьдесят – шестьдесят. В целом состояние дороги по правому берегу такое же, как плохой участок около Таврического по левому берегу Иртыша.
Дорога от Семипалатинска до Павлодара по правому берегу Иртыша: первые 60 км отличная дорога, потом 10 километров глубокий объезд. Так и не понял – зачем надо было так далеко отводить временную объездную дорогу от основной, да ещё прорубать её по лесу. Возможно, в обход заболоченных мест, не знаю. После этого объезда снова отличная дорога, на 105-м километре начинается ремонт, объезды по разным дорогам.
На 273-м километре закончились ремонтные работы, пошла хорошая дорога до Павлодара.
312-й километр — Павлодар.
Доехать от Семипалатинска до Павлодара можно и по левому берегу Иртыша, через город Курчатов. Расстояние там примерно такое же, но подобных ремонтно-строительных работ не отмечается. По информации пользователей казахстанских форумов, дорогу можно считать удовлетворительной. Имеется грейдерный участок, протяжённостью десятка три километров и один-два участка объезда, где ведётся ремонт. Возможно, что на сегодняшний день, левобережный вариант дороги может показаться более предпочтительным.
От Павлодара до Астаны вскоре начинается магистраль, минут на десять, а затем идёт строительство разной степени готовности. Едешь то по жёсткой объездной, то по участкам старого асфальта, но много участков, где едешь по уже готовой половине дороги. Ограничения скорости в основном 60 км/час.
Павлодар — Астана.
После поворота на Караганду будет снова участок готовой магистрали, относительно небольшой, затем едем по готовой половинке магистрали, то справа, то слева. В одном месте мне показалось, что я проскочил место возврата на свою половину дороги. Еду по встречной половине, разделительное ограждение справа, временами в ограждении технические разрывы, но предписывающих знаков нет. Навстречу мне, в сторону Павлодара, периодически идут машины, а в моём направлении – никого! Хоть бы догнать кого, или меня кто обогнал бы… Так нет. И, главное, дорога справа от меня полностью готова.
Ну, думаю, вот так я сейчас и прикачусь прямо в тёплые объятия дорожной полиции. Страшно даже представить размер штрафа, который с меня сдерут за проезд пятнадцати километров почти готовой автомагистрали по встречной полосе. Много было передумано и заново осмысленно в эти минуты. Однако вскоре, за две секунды до инфаркта, увидел я знаки возврата на свою полосу, переехал и успокоился. На этом участке ограничение скорости 60, полиция ездит туда-сюда с радаром. Затем снова начнётся магистраль, и это будет уже до Астаны.
Парковка на магистрали перед Астаной.
Астана.
Не видел этот город восемь лет, а он всё хорошеет и хорошеет. Прямо жаба душит жителя экс-столицы. Одно успокаивает – в Алма-Ате климат мягче. Правда, читал о проекте поместить центральную часть столицы под купол. Ежели такая идея выгорит, то астанчан ожидает вечная весна. Астанчанок, кстати, тоже.
Астана – Караганда.
Вскоре после Астаны начинается магистраль, идёт до Темиртау. Здесь особенно говорить не о чем. Как включил круиз-контроль на 140 км/час, так и ехал. Затем, по окончании магистрали, до Караганды качество дороги хорошее, но иногда она узкая.
Доехал до Караганды и прикинул, что после строительства магистрали время поездки между этими двумя городами сократилось, наверное, раза в два. Оно и понятно – старая дорога была в две полосы, шла по посёлкам, да и разрешённая скорость была гораздо меньше. Караганду проехал через центр, по улице Гоголя, по объездной дороге не поехал – не знаю, есть ли там она сейчас и в каком состоянии. По крайней мере, замеченные дорожные указатели советовали ехать именно так – через центр.
Дорога от Караганды до Аксу-Аюлы довольно подуставшая, особенно это сильно ощущается после магистрали. Поскольку дорога двух-полосная, да и многовато участков с ограниченным обзором, то машины сбиваются в кучки за грузовиками, начиная байгу на опережение при улучшении обзора. Эту дорогу капитально ремонтировали лет пятнадцать назад, но так и пустили по всем складкам местности, практически ничего не выравнивая. Вот теперь и плетёмся за фурами по пригоркам да изгибам.
От посёлка Аксу-Аюлы дорога улучшается и имеет, до перекрёстка Агадырь/Акчатау, достаточно хорошее качество асфальта. После этого перекрёстка снова дорога становится хуже, трясёт сильнее. Полиция в Аксу-Аюлы стоит прямо на перекрёстке, на въезде в посёлок, несмотря на ранний час – 5 часов утра. Также машина полиции стояла в 30 километрах после посёлка, что-то караулила. И ещё одна машина полиции — поворот на Акжал.
А вот этот плакат я, честно говоря, не понял.
Им что – естественных неровностей мало? Вероятно, речь идёт об участках, на которых когда-то была нанесена поперечная «насечка» с белыми полосками, дабы водитель, наезжая на них, встрепенулся и взбодрился – борьба со сном за рулём. По сути идея прекрасная, эти полоске видно в моём видеоролике. Однако за долгие годы эксплуатации дороги «насечка» стёрлась (видна, но не ощущается), зато появились и ощущаются кочки, а плакат так и остался…
Перед городом Балхаш несколько АЗС, в том числе и «КазМунайГаз».
Так или иначе, до Балхаша я добрался. Традиционно заправился топливом на АЗС «КазМунайГаз» — в поездках по Казахстану всегда стараюсь у них заправляться, проблем никогда не было. Стоит сказать, что по всему маршруту никаких неожиданностей с наличием бензина не было. Также не заметил ограничений на продажу топлива в виде талонов. До Алма-Аты остаётся мне ехать 625 километров, заправляться больше не буду, до дома бензина хватит.
Обновление. Свежую и подробную информация о состоянии дороги Балхаш — Алма-Ата смотрите здесь.
От Балхаша прямо «дорога смерти» начинается.
Нет, сама дорога-то весьма неплохая, скажем даже — хорошая, но сколько стоит вдоль неё мемориальных досок… До поворота на Шубар-Тюбек десяток таких мест, а что там ехать-то? Километров пятнадцать? Эта машина улетела с дороги несколько часов назад, водитель уснул за рулём.
Разговорился с офицером полиции, бывшем на месте происшествия.
Много, говорит, бьются на этом участке дороги, в основном ночью. Засыпают за рулём — или в кювет, или встречное столкновение. Разбитая дорога – плохо, хорошая – тоже плохо? Или дело не только в дороге? Или полиция должна останавливать каждого водителя в тёмное время суток и орать ему на ухо анти-колыбельную? Так ведь и днём за рулём засыпают. Как говорится: заснул на секунду — уснул навеки. Наверное, дело ещё и в нас, в водителях.
От города Балхаш и до посёлка Бурыбайтал дорога на протяжении трёхсот километров идёт вдоль берега озера Балхаш. Самым крупным населённым пунктом этого отрезка пути будет Сары-Шаган – дорога проходит через него насквозь. От города Балхаш это будет 140 километров пути. Вскоре после Сары-Шагана, проехав развязку на Приозёрск, вы покидаете Карагандинскую область. Начинается область Жамбыльская и, соответственно, жамбыльская дорожная полиция – самая справедливая и неподкупная полиция в мире. После шымкентской, ессессно…
Бурыбайтал.
Купил несколько вкусных вяленых рыбок к пиву, потому как еду домой и впереди последний кусок плохой дороги – по приезду без пива не обойтись. После Бурыбайтала будет развязка, поворот на Чу. До Алма-Аты 340 км. Началась плохая дорога. Ну тут всё — и ямы, и колеи, и кочки, и поперечные вмятины различной глубины и ширины — всё в широком ассортименте. Особенно убитый участок до посёлка Аксуек — ограничения скорости 50, продолжительность чаще всего 5 километров.
Но шутники зачёркивают знаки краской, переписывают таблички, появляется продолжительность и 15 километров, и 3150 метров. Проще было бы от моста поставить под знаком «Хреновая дорога» табличку «до Куртов» и не тратить деньги на остальные знаки. Ну по крайней мере полиции на этом участке не было. После Аксуека заканчивается Жамбыльская область, начинается Алматинская, и дорога, почувствовав это, становится немного лучше. А может быть, это я уже привыкаю…
Перед Алма-Атой.
После Куртов ехать ещё сотню километров по хорошей дороге, но ближе к городу, крутясь по посёлкам, пока доедешь до Алма-Аты…
Если отбросить те участки, где ведётся строительство дорог, то в сухом остатке получается два «конкурирующих» между собой отрезка: Бурыбайтал – Курты (расстояние примерно 220 километров) и Талды-Курган – Калбатау (расстояние в три раза больше). Не говоря уже о расстоянии, хочу выделить вот что: основная проблема дороги от Алма-Аты на Усть-Каменогорск – это ямы, т.е. риск повреждения ходовой части автомобиля. Основной риск дороги от Алма-Аты на Балхаш – это глубокие колеи в асфальте, т.е. риск «поцарапать брюхо», разбить поддон двигателя. Ободранные гребни колеи и масляные пятна тому свидетельства. Что лучше? Или поставим вопрос несколько иначе – что хуже?
Вот, собственно, все впечатления от этого автопутешествия.
Теперь немного статистики:
Дата и время выезда из Алма-Аты: 17 июня 2018 года. 04.00.
Дата и время приезда в Алма-Ату: 19 июня 2018 года. 16.00.
Общее время поездки: 60 часов.
Пройденное расстояние: 3300 километров.
Общий расход топлива: 400 литров.
Средний расход топлива: чуть больше двенадцати литров на 100 километров пути.
Цена бензина АИ-92 на АЗС «КазМунайГаз» (Усть-Каменогорск, Павлодар, Астана, Балхаш) 156 тг./л.
Цена бензина АИ-92 на АЗС «КазМунайГаз» (поворот на Учарал) 158 тг./л.
После поездки долил масла граммов сто пятьдесят.
Колёса остались целые (резина Yokohama Geolandar A/T—S G012, 265/60R16). Резину новой не назовёшь, ездил на ней в Тянь-Шань, Монголию и на Дальний Восток.
Дорожная полиция никаких претензий ко мне не предъявляла, не останавливали. Радаром «стреляли» только один раз, между Павлодаром и Астаной – там, где были ограничения 60, но я ехал строго по правилам. На том разошлись в разные стороны…
Дороги, которые были упомянуты в рассказе, имеют следующее обозначение:
A-3: Алма-Ата – Усть-Каменогорск (карты Яндекс). Согласно картам Гугл, дорога А-3 идёт от Алма-Аты только до Сары-Озека. Дальше, до Усть-Каменогорска, эта дорога называется А-350.
M-38: Калбатау – Семей.
P-24: Усть-Каменогорск – Семипалатинск по левому берегу Иртыша.
R-151: Усть-Каменогорск – Шемонаиха (через Предгорное). Карты Гугл.
A-10: Усть-Каменогорск – Шемонаиха (через Предгорное). Карты Яндекс.
A-10: Усть-Каменогорск – Шемонаиха (через Секисовку). Карты Гугл.
A-9: Усть-Каменогорск – Шемонаиха (через Секисовку). Карты Яндекс.
От Шемонаихи до Семипалатинска карты Гугл ведут по дорогам P-147 до Дмитриевки и A-322 дальше, карты Яндекс дорогу до Дмитриевки вообще не называет, дальше, до Семипалатинска, обозначает как A-11.
Вот такое у них расхождение в обозначениях, вот такой плюрализм мнений.
M-38: Семипалатинск – Павлодар по правому берегу Иртыша.
R-174: Семипалатинск – Павлодар по левому берегу Иртыша. Это карты Гугл. Согласно же картам Яндекс, там вообще дороги нет, какая-то «тропа койота» без обозначения.
A-17: Павлодар – Шидерты.
P-4: Шидерты – Астана.
M-36: Астана – Алма-Ата.
(Обозначения дорог даны на момент написания статьи и могут измениться.)
Буду очень рад, если мой рассказ поможет проехать по Казахстану. Не думаю, что ситуация на маршрутах, о которых шла речь, резко изменится.
Удачи на дорогах!
P.S. Легенда дороги Алма-Ата – Усть-Каменогорск.
0 км. Старт от Капчагайского моста.
10 км. Развязка, дорога на Хоргос.
55 км. магистраль закончилась.
63 км. закончился город Капчагай.
впереди внизу мост, плотина ГЭС. ограничение 50 км/час, обгон запрещён.
85 км. развязка на городские зоны отдыха.
95 — 99 км. посёлок Чингельды.
111 км. площадка, место отдыха, магазин.
122 км. с левой стороны кафе Мирас, стоянка. Виден перевал Архарлы.
127 км. начало подъёма на перевал Архарлы, кафе с правой стороны, ограничение 70 на 4,7 км.
129 км. торговый комплекс.
132 км. собственно перевал.
133.5 км. конец ограничений скорости.
148 км. в городе было 15 градусов, потом было 18, а здесь 9 градусов. время 5.30
154 км. город Сары-Озек.
175 км. площадка, место отдыха.
205 км. спуск 5% и волны на дороге.
218 км. спуск, ограничение 80.
227 км. конец новой дороги разделительная полоса исчезла, ж/д переезд. ограничение 50.
240 км. город Талды-Курган, граница города начинается прямо за поворотом, объездная дорога направо, указателей нет.
268 км. аэропорт. заканчивается хорошая дорога. ограничение 70.
273 км. исчезает разделительная полоса, дорога весьма средненькая.
280 км. ухудшение дороги, колеи, заплатки, ухабы, ограничение 70.
288 км. поворот на город Копал.
300 км. небольшое озеро слева.
303 км. кольцо, поворот на Лепсы.
308 км. посёлок Кызыл-Агаш.
349 км. посёлок Сагабуен.
359 км. появляются знаки неровная дорога, ограничения 70 и зона действия 5 км.
368 км. посёлок Жансугуров. объездная дорога идёт справа, скоростной режим загородний.
374 км. посёлок Таусамалы.
378 км. ограничение 50 на 2 км.
398 км. началась хорошая дорога до Сарканда.
402 км. город Сарканд, АЗС «КазМунайГаз».
411 км. посёлок Алмалы.
за посёлком Алмалы пошли колеи, свежие латки, самые страшные ямы заделали
416 км. ограничение 50, свежие латки, но дорога плохая, дальше даже ремонт не делали, ямы остались, какие были.
425 км. пятикилометровый участок сильно разбитой дороги, ограничение 50.
438 км. несколько улучшилась дорога.
445 км. посёлок Койлык, по посёлку очень плохая дорога.
454 км. р.Лепсы. начало Алакольского района.
460 км. начались поперечные вмятины.
появились дорожные рабочии, время от времени группы людей в жилетках что- измеряют, рисуют белой и красной краской кружки на асфальте, возможно действительно будет ремонт.
468 км. посёлок Колбай.
485 км. на этом участке дорога тоже с ямами, но она идёт по пригоркам, поэтому часто обгон запрещён.
495 км. посёлок Кабанбай. налево на Усть-Каменогорск, направо через горы на озеро Алаколь. здесь на кольце постоянно стоит полиция.
498 км. АЗС «КазМунайГаз».
516 км. площадка, место отдыха, кафе.
519 км. посёлок Жумахан Балапанов.
546 км. поворот на город Учарал. гостиница, АЗС разных брендов.
590 км. глубокие поперечные ямы около поворота на Актогай
606 км. озеро Сасыколь.
624 км. похоже начинают делать рядом объездную дорогу для того, чтобы начать реконструкцию трассы.
645 км. стали появлятся свежие заплатки на асфальте немного больших и много мелких.
655 км. очень сильно разбитый участок, асфальта нет, метров 500, ямы, ограничение 20.
673 км. поворот на село Урджар. АЗС «КазМунайГаз».
726 км. кафе, гостиница, шиномонтаж.
732 км. посёлок Шинкожа.
761 км. город Аягуз.
800 км. с левой стороны делают временную дорогу широкую, укатывают катком, здесь уже точно скоро будет начата реконструкция.
935 км. около Жангизтобе относительно неплохой участок дороги.
960 км. Калбатау (Георгиевка).
1066 км. Усть-Каменогорск.
Автор, спасибо за рассказ. Как раз планируем ехать на Тянь-Шань примерно твоим маршрутом. Было очень познавательно.
Занимательно, терпения автору не занимать, удачи в новых землях.
Талдык — Усть каменогорск сложно назвать дорогой. Мало того что дорога убита еще и в темное время суток каждый третий встречный на колхозном ксеноне и не переходят с дальнего на ближний свет фар. Добивают глаза камазы и междугородние автобусы с трехэтажным светом ксенона или диодов китайских.
С такой дорожной легендой не грех и карты для навигатора подправить
Автору спасибо за свежие данные. Смотрю от Талды-Кургана да Устькама дорога вообще не меняется.
Самое поразительное, что дороги у нас (Восточно-Казахстанская область) ремонтируются в огромных количествах и ежегодно. Но почему-то ремонта такого хватает в аккурат до весны, весной асфальт благополучно сходит вместе со снегом и ремонт начинается по кругу…
Спасибо за отличную статью.Подскажите,по вашему мнению,участок от Семея до Алма-Аты проезжаем на низкопрофильной резине(профиль 45) или риск неоправдан?
проехать-то можно. вопрос с какой скоростью. и какой риск. много читал о пробитых колёсах по этой дороге и сам видел три легковые машины, меняли колёса. своего опыта езды на такой резине нет, так что определённо не скажу.
Проехал недавно этими местами. От Веселоярска до Семска — по кз меркам на 4 дорога. Кое где можно 90 идти. Минимум — 60. (около 100 км)
От Семска до Калбатау — автобан по сути, жми сколько не страшно. (200 км). От Калбатау до Учарала, далее Лепсов — 600 км ужаса. Ехал в ту сторону 20 часов (ночной период), обратно — 12 часов. Авто — SUV.
Единственное место, где за 900 км пути можно по человечески поесть — СТоловая «Куерен» в Калбатау. Все остальные харчевни — вонючие и грязные как сортир.
Народ в кз отмороженый на дорогах. Понятий о правилах никаких. Через одного гейский ксенон в фарах. Кто ночью на ближнийй переключился — слабак. А самые конченые — водятлы междугородних автобусов. Их видать выращивают с детства , чтоли.
Прошлой осенью проезжал через Казахстан от Карасук по берегу Балхаш в сторону Бишкека. На этот маршрут закладывал примерно 15 часов пути… как же я ошибался… в итоге поездка от г. Новосибирск до г. Бишкек заняла двое суток практически без сна и остановок… Как итог от дороги устал ужасно, но были ограничения временем отпуска, а планов было еще больше))) по ходовой части все выдержало и проблем не возникло, только пару раз налетал на выпирания асфальта защитой, не приятно конечно, но она отработала себя.
много лет прожил в павлодаре и экибастузе, во что превратилась дорога просто ужас, а ведь когда то была дорога по 2 полосы в каждую сторону на большем участке дороги.
Автор, Вам повезло еще с дорогой, я как то ездил по этому маршруту, вот только после Балхаша км 300-400 как проезжаешь, начинается развилка, налево в Алма-Аты, а направо, дорога в сторону Шымкента. И сразу после поворота на право (в сторону Шымкента) начинается дорога, которую я даже во сне не представлял. Так как я ехал первый раз, а ехал я не быстро км 60-70 в час, пробил колесо, заработал по 2-3 грыжи на передних колесах, и помял защиту. Участок был 200 км. На обратном пути этот участок я ехал не более 40 км. в час и проехал за 8 часов. Хотя были водители особенно на внедорожниках, которые летели от 120 км/ч и выше. И еще одна особенность на платных дорогах Казахстана. Когда не видно Российские номера (например из за снегопада) за платные дороги рассчитывают как обычные машины (т.е. как казахстанские), а когда номера чистые и видно что машина из России, могу накинуть от 30% до 100%. Мне говорили об этом и даже сами гаишники. Да и сам столкнулся, на обратном пути на 50 рублей больше заплатил, чем когда ехал туда, но не стал вызывать и разбираться, хотя говорили что если вызвать сотрудника могут перерасчет сделать. Ну и тормозили конечно на каждом посту (проверка документов) не самые лучшие впечатления, от Гаишников Казахстана. А вот в Узбекистане, остановили всего 1 раз из за тонировки задних стекол (в Узбекистане запрещено тонировать задние стекла), но я объяснил что я гость (а народ там гостеприимный — и гостей обижать не хорошо), машина из России и мне пожелали счастливого пути. Одним словом на самолете потратил бы меньше всего, т.к. ехал я туда из Ханты-Мансийского Автономного округа в ноябре, у нас снег, а там после Караганды снега не было, ну и шипов тоже на обратном пути тоже не было. Новый комплект шипов, + полировка (из за скол) + химчистка, осмотр авто после дороги туда и еще обратно. Больше нет желания туда на машине двинуть.
ездил на Балхаш осенью этого года, с Кокшетау до Балхаша, до Караганды долетели быстро, а вот с Караганды до Балхаша гемор, трасса узкая, не важная. Но мы неслись быстро, нарушая все правила, Паджик дорогу держит хорошо.
«В целях качественного содержания новых дорог и обеспечения безопасного движения, в текущем году планируется внедрение системы платности на 500 километрах дорог», сказал Сулейменов.
Очень полезное путешествие и отчет крайне полезная штука, большое спасибо автору.
От себя добавлю, что каждый год на протяжении вот уже 5 последних лет ездим на отдых на озеро Алаколь из Усть-Каменогорска. Дорога на Алмату всегда была плохой, но именно в этом году мы заметили очень сильную деградацию дорожного полотна на довольно протяженных участках дороги. Всерьез задумались о том, стоит ли ехать в 2019 году на Алаколь. Новую дорогу строят одновременно на нескольких участках, но как верно заметил автор, дело в сроках. Боюсь, что продлится стройка долго.
Зато на Западе явные улучшения с автодорогами. Заканчивается строительство Актау (б.Шевченко) -ЖанаОзен.
Актау-Бейнеу-Кульсары-Атырау-Уральск-граница Р Ф построена. Если закончат участок от ЖанаОзена на юг можно с комфортом проехать из России до Туркмении и далее до Ирана.
В этом году обещали строить Астрахань-Атырау.
Может быть получится проехать по Западному Казахстану этой весной — посмотрю.
Уважаемый автор,
Планирую из Алматы в Усть-Каменогорск в марте на машине Renault Duster.
Скажите, пожалуйста, сколько времени у вас занял конкретно этот отрезок? Вы его проехали разом или где то останавливались на ночлег?
Если выехать в 5 утра из Алматы, реально приехать в Усть-Каменогорск в 7 вечера того же дня?
Заранее спасибо!
Здравствуйте! У меня получилось так: выехал в четыре утра и примерно в шесть часов вечера был в Усть-Каменогорске. Так что доехать за один день вполне возможно, если только дорога не испортилась окончательно от морозов за эту зиму. Удачи!
Да, дороги… когда всё это сделают?
Спасибо автору за такой подробный отчёт о поездке. Я в прошлом году на Volkswagen Polo проехал этот маршрут несколько раз. Всё таки со временем привыкаешь к этим неудобствам на дорогах. Ещё раз спасибо! И удачи Вам на дороге!
Здравствуйте!
Спасибо за рассказ!
Подскажите пожалуйста, какой маршрут выбрать из Бишкека до Москвы, с наиболее хорошим состоянием дорог?
Спасибо!
Здравствуйте!
По Казахстану лучше всего будет через Тараз — Чимкент — Кызыл-Орда — Актобе (Актюбинск). Сам собираюсь проехать по этому маршруту в начале мая, несколько человек подтвердили, что дорога там хорошая, новая. И расстояние по этому маршруту до Москвы минимальное — 3700 км. Если ехать через Астану, то надо будет сначала пройти почти до Алма-Аты (участок Чу — Бурыбайтал очень плох), и после Астаны через Кустанай получается 4200 до Москвы. К тому же участок Курты — Бырыбайтал (230 км) тоже плохой. Как ехать после Актобе — через Самару или Саратов — сказать не могу, не знаю, это лучше спросить на российских форумах. Когда собираетесь ехать? Если летом, то позже смогу рассказать свои впечатления от дороги по Казахстану.
Большое вам спасибо!
Все сайты так и прокладывают маршрут как вы сказали (Тараз — Чимкент — Кызыл-Орда — Актобе (Актюбинск)), но были мысли что они не учитывают состояние дорог, а лишь расстояние. Поэтому решил спросить у вас. В сети практически нет информации именно по этому маршруту.
Мы думаем ехать примерно в июне-июле. Было бы очень интересно почитать ваш отзыв про этот маршрут, будем ждать!
Добрый день. Подскажите за какое время проехали расстояние от Усть-Каменогорске до Балхаша? Хочу проехать на машине (седан), а то всегда поездом добиралась. Спасибо
Добрый день. Когда ехал, это время не фиксировал, сейчас прикинул — получается около суток чистого времени. Но ведь это самый длинный вариант (более 1600 км.), через Павлодар и Астану. Дорога там сейчас уже хорошая, платный участок Астана-Темиртау. Есть маршрут покороче (менее 1300 км.), от Семипалатинска через Каркаралинск на Караганду, но состояние дороги там я не знаю.
Через Каркаралинск не стоит, там местами просто грейдер, а потом чуть хуже чем Караганда-Балхаш.
Уже проехал )) Там не местами грейдер, а 300 километров. И не просто грейдер — а убитый напрочь. А потом не чуть хуже, чем Караганда-Балхаш, а гораздо хуже. Как раз сейчас монтирую видео этого участка, дополню описание — чуть позже можно прочитать https://roadstravel.ru/kazakhstan-2019/
Добрый день. Я тоже много катаюсь на своем авто. Планирую в этом году поехать в Павлодар , вот думаю как поехать через Караганду или через Семей. Кстати я ездил в 2018 году Алматы -Казань — Актау — Алматы. Ездил по югу через Кызыл орду , Актобе. По России дороги хорошие , но ограничения 40 км в час по населенным пунктам. А по федеральным трассам я ехал 110.
Thanks, it is very informative
Thanks for the terrific article
Добрый день, спасибо за отчёт! Сам каждый год езжу из Кемерово в Фергану. В Казахстан заезжаю через Карасук, далее иду — Павлодар, Баянаул, Караганда, Балхаш, Шу, Тараз, Шимкент, Ташкент, Коканд, Фергана.
Второй маршрут Кемерово- Барнаул- Рубцовск — Семей — Аягоз — Талдыкурган — Капшагай — Алма-Ата — Тараз нет желания повторять.
Собственно вопрос по маршруту Бурыбайтал-Шу, карты предлагают мне обойти этот участок, после Караганды свернуть направо в сторону Жезказгана и ехать на Кызыл-Орду, Туркестан и далее на Шимкент. Есть смысл довериться картам? Хочу исключить знаменитый участок Бурыбайтал — Луговая)
Добрый день! Дорога от Кызыл-Орды на Чимкент хорошая, узнавал её состояние, собираюсь ехать туда в начале мая, так что расскажу свои впечатления. А вот от Караганды до Кызыл-Орды через Джезказган состояние не знаю, раньше никогда не слышал, чтоб там была очень хорошая дорога. Попытаюсь узнать, напишу.
А вот от Караганды до Кызыл-Орды через Джезказган состояние не знаю, раньше никогда не слышал, чтоб там была очень хорошая дорога. Попытаюсь узнать, напишу.
— Если есть возможность уточнить, отпишитесь потом здесь, спасибо!
Из нескольких источников информация одинаковая — дороги от Джезказгана до Кызыл-Орды практически нет. Эти 400 с небольшим километров можно проехать за 8-10 часов с риском повреждения авто. Реконструкция планируется с 2020 года.
От Караганды до Джезказгана дорога получше, но смысл ехать?
По словам заместителя председателя комитета автомобильных дорог МИР РК Амангельды Бекова в 2019 году будет реконструкция участка Мерке-Бурыбайтал.
Не слабо замахнулись на 300 км) Только там не реконструировать, а новую прокладывать пора, от Бурубайтала до Татти точно. Страшные волны «арбузтрансом» наезженные и наторможённые. Дорогу латают, как могут, парням дорожникам здоровья и сил, климат то — не тропики). За три года кстати дорогу от Павлодара до Караганды починили, прям радует.
Thank you for the excellent post
Все доброго времени суток. Подскажите каково состояние дороги на2019 год?? Могу поехать на машине киа (седан). Заранее спасибо за советы.
Рассказ о состоянии дорог Казахстана (май 2019) можно прочитать здесь https://roadstravel.ru/kazakhstan-2019/
Здравствуйте. Спасибо за статью очень информативно. Подскажите пожалуйста. Собрались на машине от Алматы до Павлодара. Как я понял из статьи все таки лучше ехать через Астану. Не знаете ли, сегодняшний день (июнь 2019) ситуация как то изменилась? Заранее спасибо.
Здравствуйте! Сейчас на участке Курты — Бурыбайтал идёт строительство новой дороги. Дальше, до Караганды, почти без изменений. От Астаны до Павлодара стало лучше, этот участок очень близок к полному завершению ремонта.
По необходимости периодически езжу по маршруту Алматы-Павлодар, по привычке всегда через Караганду и никак ни от кого не мог добиться правды о дороге через Семипалатинск (одни говорят нормальная, другие что хуже). Этот подробный рассказ открыл мне глаза и теперь я уверен, что всегда ездил в правильном направлении (конечно участок до Бурыбайтала это просто дикий ужас и между Карагандой и Щидертами тоже с каждым разом все хуже и хуже)
Отличная статья!!! Большой респект автору)
Доброго времени суток!
17.08.19 планируем выехать из Новосибирска в сторону Усть-Каменогорска. В планах посетить Алматы (близ лежащие достопримечательности и особенно Чарынский каньон), дальше планируем поехать на Иссык-Куль, потом Бишкек, через Балхаш, Караганду, Нур-Салтан, Павлодар и обратно в Новосибирск.
На все про все 14-16 дней.
Пожалуйста помогите построить грамотный маршрут? В Казахстане первый раз. Опыт дальних поездок только Алтай (Телецкое озеро, Куюс, Кош-Агач)
Машина Шевроле Каптива 2,4. Состав семьи сын, муж, я-за рулем.
Заранее большое спасибо!
Здравствуйте! Вы хотите ехать в Алма-Ату через Усть-Каменогорск — Аягуз — Талды-Курган? Если не обязательно заезжать в Усть-Каменогорск, то лучше поехать от Барнаула на Рубцовск и Семипалатинск, выйдя потом на Калбатау (Георгиевка). От Семипалатинска до Калбатау хорошая дорога, дальше плохо, почти до самого Талды-Кургана. Дорога от Караганды до Балхаша, и дальше к Алма-Ате, тоже не очень, идет ремонт. Если выезжать из Новосибирска, то лучше запланировать ночёвку в районе Учарала, там на развилке есть гостиница. От этого места на следующий день приедете в Алма-Ату не спеша. Пока так. По этому участку есть вопросы?
Поняла. Спасибо большое!
Можно еще вопрос? На Иссык-Куль через Кеген можно проехать? Читала, что вроде как дорога относительно нормальная, не считая 80-90 км. грунтовки. Или лучше через Бишкек ехать?
Теперь дальше. Если хотите посмотреть Чарынский каньон, то лучше всего ехать из Алма-Аты на Иссык-Куль через Кеген (пункт пропуска «Каркара»), каньон будет по пути, всего 10 км. в сторону от трассы. Если планируете посмотреть Алма-Ату, то лучше сделать это за 2 дня — первый день походить по городу, по центру (с парковками в центре может быть сложно). Второй день — поехать на Большое Алма-Атинское озеро (БАО) и посмотреть Медео. Это два разных ущелья, но за день на машине можно успеть. Информация по БАО здесь https://roadstravel.ru/на-машине-вокруг-алма-аты-часть-вторая/
Ну а на третий день, рано-рано утром уезжаете из города, смотрите каньон (Долина Замков) и к вечеру — на Иссык-Куле. Информация по каньону здесь https://roadstravel.ru/charyn-kanon-dolina-zamkov/ Дорога через Кеген здесь https://roadstravel.ru/3822-метрa-автомобильного-альпинизма-кир/#more-232
Здесь https://roadstravel.ru/тянь-шань-киргизия-2018-год/ (видео КПП Каркара)
И здесь https://roadstravel.ru/тянь-шань-киргизия-перевалы/ (карта)
Дорога через Кеген вполне проходима для кроссовера, а с учётом посещения каньона — предпочтительна. После въезда в Киргизию можете немного отклониться в сторону от трассы и проехать через перевал Санташ — крюк небольшой, а места красивые, кроссовер легко пройдёт, видео в рассказах.
Ну как то так…
Спасибо Вам большое, огромное!
Спасибо за такой развёрнутый рассказ! Очень полезная информация.
Здравствуйте! Подскажите как лучше проехать до Павлодара с Караганды. Через Нур-Султан или по прямой Караганда — Павлодар?
Здравствуйте! Посмотрите комментарии к этому рассказу https://roadstravel.ru/kazakhstan-2019/
Нет, мы недавно таким маршрутом приехали. Ужас. Дорогу строят, то что ее заменяет, дорогой трудно назвать. Выехали в 8 утра из Алматы и заехали в Усть-каменогорск к 10 утра следующего дня. При этом как могли, старались ехать быстро.
Да, дорога там сейчас почти никакая. Участок от Учарала до Талды-Кургана на видео в конце рассказа https://roadstravel.ru/kazakhstan-2019/
i am from Italy hello. Can you help me translate?
I think the admin of this web site is in fact working hard in support
of his web page, because here every material is quality based material.
По направлению Астана – Петропавловск – граница РФ протяженностью 562 км с начала реализации открыто движение на всем протяжении участка Астана – Петропавловск 463 км. Начата реконструкция дороги до границы РФ (на Курган). Работы ведутся на 65 км. По итогам года планируется ввести в эксплуатацию участки «Подъезд к г. Кокшетау» и путепровод на обходе г. Петропавловск.
Добрый день. Ездил Алматы — Балхаш 7 марта, Балхаш — Алматы 9 марта. Машина камри 055. От Алматы до Куртов как обычно. Потом начинаются объезды, и их много до самого Бурыбайтала. ОБъезды не такие уж протяженные (те, что по грунтовке), грунтовка уже довольно утрамбованная, колдобин на ней почти нет. Плохо конечно, когда съезжаешь на нее за впереди идущей машиной — тогда ничего не видно из-за столба пыли. Есть также протяженные участки, где надо ехать по старому асфальту вдоль уже насыпанного сбоку нового полотна. Вот тут тяжко — старый асфальт совсем плохой, и я так понял, на него забили и никто не собирается ремонтировать. Порой лучше оттормозиться и проехать очень аккуратно, особенно если вы на низколете. Ночью я бы там точно не рискнул ездить, но видел народ ездит.
Местами, по большей части между Куртами и Каншенгелем есть съезды на новый асфальт — там конечно классно. Но! здесь внимание: толстый слой нового асфальта местами прерывается и происходит это такой внушительной «ступенькой» вниз, потом идет 10-15 метров грунтовки или такого низкокачественного асфальта, потом такой же внушительной «ступенькой» идет подъем на толстый слой нового асфальта. Так вот, местами такие «обрывы» обозначены знаками. Причем если увидели знак вдалеке, то тормозите заранее, потому что обрыв, скорее всего сразу после него. Засада в том, что местами знаков нет (идиоты!), отсюда вывод — на кусках нового асфальта лучше сильно не разгоняться (а ведь как хочется!), особенно если вы не на жыпе, иначе можно так не хило подлететь на этой ступеньке, либо очень сильно оттормозиться, что я и сделал пару раз, потеряв наверное половину шипов.
Гайцев на отрезке Курты-Бурыбайтал встретил только раз — на обратном пути, когда проезжал, стояла их машина (ССангЙонг) на Каншенгеле. Правда не знаю, пасли ли они кого или просто стояли. Я не сбросил скорость на знаках (90-70), как должен был, но меня не остановили. Может просто на камеру записали и позже придет штраф — без понятия.
После Бурыбайтала в сторону Балхаша все как обычно. Старая трасса все в таком же хорошем состоянии. На участке между Сарышаганом и Балхашом есть только один объезд, не далеко от Гульшата. Гайцев было немного, когда я ездил.
Когда проезжаете Сарышаган, лучше не нарушать скоростной режим (там 40 на протяжении всего поселка) — в одном месте висит камера, типа сергека.
Строительной техники немного, активно идущих работ почти нет, в основном работы земляные (копают, ровняют), асфальт точно нигде не стелят.
Thank you very much for the invitation :). Best wishes.
PS: How are you? I am from France 🙂
Just desire to say your article is as astounding.
The clarity for your publish is just excellent and
i could suppose you are knowledgeable on this subject. Fine with your permission let me to clutch your feed to stay updated with impending post.
Thank you 1,000,000 and please keep up the gratifying work.
A professional and reliable artical. Thanks!
This is a very good tip particularly to those fresh
to the blogosphere. Brief but very accurate information…
Thank you for sharing this one. A must read post!
Valuable info. Lucky me I discovered your site by accident,
and I am shocked why this accident did not took place earlier!
I bookmarked it.
Welcome!
Drive, drive, drive your car
Gently down the street.
Merrily, merrily, merrily, merrily,
Life is such a treat.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как лучше ехать из Щучинска до Рубцовска? Авто Хонда Джаз.
Яндекс предлагает через Астану — Ерейментау-Экибастуз-Павлодар-Курчатов-Семипалатинск-…
На сколько это правильно? и нет ли варианта лучше?
Добрый день! Так и надо ехать, лучше маршрута нет. После Павлодара советую рассмотреть вариант движения по правому берегу Иртыша.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, нужно ехать из Самары в Астан. Лучше ехать через границу на Уральск и дальше по Казахстану или идти на Омск — Челябинск -Костанай? Интересует качество дороги и возможность нормальной ночевки
Добрый день! Думаю, что вариант Омск — Челябинск -Костанай более предпочтителен с обеих точек зрения.
Классный обзор. Приятно было прочитать.
Отличная статья, благодарю!