3822 метра автомобильного альпинизма. Тянь-Шань. 2015 год.

Китай близко. Всего 350 километров по дороге – и граница. Не случайно, что многие географические названия здесь связаны с этой страной, имеют китайские корни. Вот и Тянь-Шань, насчитывающий более трёх десятков вершин — «шеститысячников» во главе с пиком Победы (7439 метров), по-китайски «небесные горы». Чтобы частично подтвердить «мудрую» мысль, что умный в горы не пойдёт, я решил в эти горы поехать. Поехать в Тянь-Шань. Заняться, так сказать, автомобильным альпинизмом.Автомобильный альпинизм — это, конечно, шутка такая, машина не лазает по скалам, на то она и машина. Но это и не езда по асфальтированным и благоустроенным дорогам в европейских Альпах с ночёвками в комфортабельных шале. Подъём на машине почти на четырёхкилометровую высоту и автономность поездки по принципу «всё с собой» очень сильно роднит такие маршруты с походами в горы. Поскольку лично я поднимался пешком лишь на высоту чуть больше 4000 метров с двухпудовым рюкзачком за спиной, такие горные возможности автомобиля меня полностью устраивают.

Интерес к горам вполне объясним для жителя Алма-Аты, хотя далеко не каждый мальчишка постоянно ходит в горы. В моём случае выбора не было. Работа моего отца была связана с горами и меня постоянно брали с собой всё время, сколько я себя помню. С возрастом тяга к горам не прошла и, естественно, что первые загородные поездки на своём автомобиле, были поездками в горы.

От окраины Алма-Аты до ближайшей государственной границы Казахстана – 20 километров по прямой. Дальше, за границей, Киргизия. Но проехать напрямую, через хребет Заилийский Алатау, не получится по одной простой причине – нет дороги через границу. В конце прошлого тысячелетия была предпринята попытка пробить путь по кратчайшему расстоянию от Алма-Аты до озера Иссык-Куль. Идея такой дороги живёт много лет, темы поездок по этой дороге я уже  касался в моём рассказе «На машине вокруг Алма-Аты».

Будучи этнически близкой соседкой Казахстана, Киргизия разительно отличается ландшафтом. Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы, более половины её территории располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м.

Хребет Терскей-Алатау, идущий южнее озера Иссык-Куль, прорезают три дороги. В западной части хребта это дорога на Чарын и дальше, мимо озера Чатыр-Кёль, в Китай, Кашгар. В центральной части, в нескольких метрах от берега, начинается дорога вдоль реки Барскаун, к месторождению Кумтор. И, наконец, третья дорога, в восточной части хребта, ведёт к посёлку Инылчек.

Горы к югу от Иссык-Куля очень богаты полезными ископаемыми. Однако, если добыча золота в Кумторе (третье по запасам золота в мире месторождение, полностью принадлежащее канадской золотодобывающей компании) ведётся полным ходом, то Иныльчек практически заброшен. Строительство современного города и горно-обогатительного комбината, начатое в последние годы существования Советского Союза, оказалось не по карману независимому Кыргызстану. Однако дорогу туда проложить успели, и вот по этой дороге я и направился через перевал Чонашу. Это был своего рода маршрут выходного дня – выезд рано утром и возвращение на следующий день вечером. Протяжённость маршрута составила 420 километров в одну сторону.

Раннее августовское утро, скорее – поздняя, поздняя ночь. Выхожу на Кульджинскую трассу (и опять китайские корни, дорога ведёт в Кульджу, в Китай). Попутных машин практически нет, а вот встречный поток уже присутствует – люди тянуться в южную столицу несмотря на ранний час. Поскольку Кульджинка на протяжении нескольких десятков километров от Алма-Аты является практически одним посёлком, то и скорость движения соответствующая. Ближе к Чилику загородные интервалы увеличиваются, но скорость не растёт – капитальный ремонт дороги, практически строительство новой. Старая добрая Кульджинка появляется только после моста через реку Чилик. Посередине Сюгатинской долины эта дорога уходит на Чунджу, я же еду в Кеген.

Дорога пересекает реку Чарын.Дорога от Алма-Аты до посёлка Кеген. Мост через реку Чарын. The road from Alma-Ata to the village of Kegen. The bridge over the river Charyn.Дорога от Алма-Аты до посёлка Кеген. Река Чарын. The road from Alma-Ata to the village of Kegen. The Charyn River.Казахстан. Река Чарын. Kazakhstan. The Charyn River.Дорога от реки Чарын до посёлка Кеген. The road from the Charyn River to the village of Kegen.

Кегенский перевалДорога от Алма-Аты до посёлка Кеген. Кегенский перевал. The road from Almaty to the village of Kegen. Kegensky pass.

КегенКазахстан. Село Кеген. Kazakhstan. The village of Kegen.

Поскольку заправляться бензином в Киргизии не планировалось, в Кегене заливаю бак под пробку и вперёд, на Каркару, последний казахстанский посёлок перед границей. Примерно за десять километров до границы асфальт исчезает, но даже на этой малой скорости приезжаю к границе минут за десять до открытия КПП. Народу практически нет, по 2-3 машины с каждой стороны, границу прохожу быстро, не ощущая какого-либо интереса со стороны пограничников – пара стандартных вопросов и до свидания.

После границы асфальт не появился. Дорога эта идёт дальше вдоль северного, курортного, побережья озера и там асфальт есть, но я сворачиваю налево на первый попавшийся мост через реку Тюп и ухожу на перевал Санташ. Через него машины ездят не густо – самое начало подъёма фильтрует транспорт, пропуская лишь тех, кому ну очень надо. Или любителей природы. А природа здесь красивая. Сам перевал не высок и, слегка погрозив вначале, всю оставшуюся дорогу демонстрирует дружелюбный нрав. Дорога, в основном мягкая, на спуске с перевала даёт насладиться широкой панорамой «Восточного Прииссыккулья». В появившемся слева хребте Терскей-Алатау я замечаю начало ущелья. Это Тургенаксу. На петляющей через посёлки дороге участки асфальта чередуются с гравием, есть даже новый кусок асфальта, но, по мере углубления в ущелье состояние покрытия ухудшается и асфальт полностью пропадает. Дорога, медленно поднимаясь в горы, идёт вдоль реки, по правому берегу.

Представленные далее фотографии были сделаны на обратном пути, поэтому направление съёмки не всегда совпадает с направлением движения в рассказе.Киргизия. Река Тургень-Аксу. Kyrgyzstan. The Turgen-Aksu River.Киргизия. Река Тургень-Аксу. Kyrgyzstan. The Turgen-Aksu River.Киргизия. Река Тургень-Аксу. Kyrgyzstan. The Turgen-Aksu River.Примерно в двадцати километрах от начала ущелья дорога резко поворачивает налево, здесь в реку впадает ручей Коккиянын-Суы. Основное ущелье уходит дальше прямо, но оно тупиковое, там не только проехать, пройти вряд ли возможно.Киргизия. Ущелье Тургень-Аксу.Kyrgyzstan. The Turgen-Aksu gorge. Киргизия. Ущелье Тургень-Аксу.Kyrgyzstan. The Turgen-Aksu gorge.Киргизия. Ущелье Тургень-Аксу.Kyrgyzstan. The Turgen-Aksu gorge.Киргизия. Дорога к перевалу Чон-Ашу.Kyrgyzstan. The road to the Chon-Ashu Pass. Поэтому, повернув налево, еду вдоль ручья, всё выше поднимаясь в горы и всё ближе подбираясь к перевалу. Граница леса (а это высота, примерно, чуть ниже трёх километров) осталась далеко внизу, вокруг расстилаются ярко-зелёные альпийские луга. Видя всё это и чувствуя себя настоящим альпинистом, мой автомобиль достаточно быстро поднимается выше и выше. Надо сказать, что дорога пока относительно неплохая. Нет, асфальт не присутствует, но поверхность ровная, в меру твёрдая, а, самое главное – дорога не крутая. Поскольку делалась она для круглогодичного проезда тяжёлых грузовиков в Иныльчек и обратно, то и угол подъёмов здесь соответствующий.Киргизия. Дорога к перевалу Чон-Ашу вдоль ручья Коккиянын Суы. Kyrgyzstan. The road to the Chon-Ashu pass along the Kokkiyanyn-Suy creek.Киргизия. Дорога к перевалу Чон-Ашу вдоль ручья Коккиянын Суы. Kyrgyzstan. The road to the Chon-Ashu pass along the Kokkiyanyn-Suy creek.Для равномерного распределения привода передний мост на машине конечно я включил, но о пониженной передачи речи не шло. Между тем травы вокруг становилось всё меньше, а скальных осыпей – всё больше. Рядом с основной дорогой были видны старые участки, менее удобные и более крутые.Серпантин перед перевалом Чон-Ашу.Serpentine before the pass Chon-Ashu. Плавный, широкий изгиб почти горизонтального участка пути, кусочек практически прямой дороги – и перевал.Киргизия. Перевал Чон-Ашу. Дорога перед перевалом.Kyrgyzstan. Pass Chon-Ashu. The road before the pass. Киргизия. Перевал Чон-Ашу. Дорога перед перевалом.Kyrgyzstan. Pass Chon-Ashu. The road before the pass. Киргизия. Перевал Чон-Ашу. Высота 3822 метра. Kyrgyzstan. Pass Chon-Ashu. The height is 3822 meters.Киргизия. Перевал Чон-Ашу. Автопутешествие на MITSUBISHI PAJERO. Kyrgyzstan. Pass Chon-Ashu. Autotravel on MITSUBISHI PAJERO.Киргизия. Перевал Чон-Ашу. Автопутешествие на MITSUBISHI PAJERO. Kyrgyzstan. Pass Chon-Ashu. Autotravel on MITSUBISHI PAJERO.Ну вот и достигнута наивысшая точка маршрута – перевал Чонашу  высотой 3822 метра согласно карте Генштаба.

Так же, сначала плавным изгибом идёт дорога с перевала, оставляя далеко внизу ручеёк Чонашу, чтоб затем, сделав пару крутых поворотов и спустившись в долину реки Оттук, идти вдоль этой реки до Сарыджаза. На этих фото видно, как идёт дорога сразу от перевала: Киргизия. Дорога с перевала Чон-Ашу к поселку Иныльчек.Kyrgyzstan. The road from the Chon-Ashu pass to Inylchek village. Киргизия. Дорога с перевала Чон-Ашу к поселку Иныльчек.Kyrgyzstan. The road from the Chon-Ashu pass to Inylchek village. Прокрутив все положенные ей серпантины, дорога плавно спустилась вниз, к реке. Суровые скалы ненадолго отступили, снег исчез, каменные осыпи сменились ярким ковром травы, по которому бежали ручьи. Всё это дополнялось ярким солнцем и единственное, что не вписывалось в эту идиллическую картину, была довольно жёсткая дорога. Мне показалось даже, что её состояние стало ухудшаться после спуска с перевала в долину. Так, прикидывая возможное время прибытия в конечную точку маршрута, я проехал ещё пару километров.Дорога на перевал Чон-Ашу. Киргизия. Тянь-Шань. The road to the Chon-Ashu pass. Kyrgyzstan. Tien Shan.Киргизия. Дорога в долине реки Оттук. Kyrgyzstan. The road in the valley of the river Ottuk.Киргизия. Дорога в долине реки Оттук. Kyrgyzstan. The road in the valley of the river Ottuk.Здесь меня поджидал приятный сюрприз. Достаточно давно исчезнувший асфальт вдруг взял, да и появился. И, в целом, достаточно хороший, идущий до самого посёлка Иныльчек.Киргизия. Дорога к посёлку Иныльчек вдоль реки Оттук. Kyrgyzstan. The road to Inylchek village along the Ottuk river.Киргизия. Дорога к посёлку Иныльчек вдоль реки Оттук. Kyrgyzstan. The road to Inylchek village along the Ottuk river.После спуска с перевала дорога идёт примерно километров десять по широкой долине реки, до того места, где чистейшая вода Оттук вливается в грязно-жёлтый поток Сарыджаза, берущего начало от северных ледников Хан-Тенгри. Хотя высота этого пика достаточна велика – 7000 метров, увидеть его мешает узкое ущелье и большое расстояние — от места слияния рек до этой могучей горной вершины 85 километров по прямой.

Подъезжая к Сарыджазу, я всё время ожидал встречи с пограничниками — по сведениям, полученным из «достоверных» источников Интернета, здесь должен был находиться пост и дальнейший маршрут был под вопросом. Однако мои опасения оказались напрасны, никаких пограничников здесь не было, и я спокойно поехал дальше, вдоль мутных вод этой горной реки. Встреча со стражами границы пока откладывалась.

 

Предлагаемый ролик включает в себя путь, описанный выше. Забыв хорошенько зарядить батарею камеры перед поездкой, мне не удалось сделать видео всего маршрута. Однако главное — преодоление перевала Чонашу — зафиксировано для потомков.

К сожалению, время и горы берут своё, дорога разрушается, но тяжёлое наследие Советского режима продолжает служить людям. В одном месте камушки хорошо засыпали дорогу.Киргизия. Дорога на Иныльчек вдоль реки Сарыджаз. Kyrgyzstan. The road to Inylchek along the Saryjaz river.Киргизия. Дорога на Иныльчек. Завал на дороге. Kyrgyzstan. Road to Inylchek. Blockage on the road.Киргизия. Дорога на Иныльчек. Завал на дороге. Kyrgyzstan. Road to Inylchek. Blockage on the road.Киргизия. Дорога на Иныльчек. Завал на дороге. Kyrgyzstan. Road to Inylchek. Blockage on the road.Киргизия. Дорога на Иныльчек. Завал на дороге. Kyrgyzstan. Road to Inylchek. Blockage on the road.Через эту осыпь надо было переехать

Конечно, упавшие камни, и достаточно большие, встречались на дороге и дальше, но таких осыпей больше не было. Лента асфальта вела на юг, извиваясь вместе с рекой и с трудом протискиваясь среди практически отвесных скал. Внизу, в теснине, шумел Сарыджаз, неся свои мутные воды в Китай, к ожидающей его там плотине ГЭС.Киргизия. Река Сарыджаз. Дорога на Иныльчек. Kyrgyzstan. The Saryjaz River. Road to Inylchek.Киргизия. Дорога на Иныльчкек. Мост через Сарыджаз. Kyrgyzstan. The road to Inylchkake. Bridge over Saryjaz.Киргизия. Глубокое ущелье Сарыджаза. Kyrgyzstan. Deep Sarijaz gorge.Киргизия. Отвесные скалы Сарыджаза.Kyrgyzstan. Cliffs of Saryjaz. Киргизия. Река Сарыджаз. Дорога на Иныльчек. Kyrgyzstan. The Saryjaz River. Road to Inylchek.Неспешно продвигаюсь вперёд и с радостью наблюдаю, как склоны гор вокруг меня постепенно утрачивают суровость. Ущелье тоже потихоньку расширяется, чтоб потом, в месте слияния рек Сарыджаз и Иныльчек, распахнуться во всю ширь.Киргизия. Дорога на Иныльчек. Долина реки Сарыджаз. Kyrgyzstan. Road to Inylchek. The valley of the Saryjaz river.Киргизия. Слияние рек Иныльчек и Сарыджаз. Kyrgyzstan. Merging of Inylchek and Saryjaz rivers.Сразу за мостом через реку Иныльчек – пограничный пост.Киргизия. Иныльчек. Мост через реку.Kyrgyzstan. Inylchek. Bridge over river. Шлагбаум закрыт, постовые с автоматами, к охране государственной границы здесь относятся серьёзно. Дальше ехать нельзя, поскольку начинается погранзона, а пропуска у меня нет. Выясняется, что пропуск можно было оформить в Караколе (Пржевальск), делается это, якобы, достаточно быстро. На будущее учтём. А пока, ещё немного поговорив с пограничниками, разворачиваюсь. Чуть отъехав от моста и свернув с дороги, ставлю машину для стоянки. Обустроившись и немного погуляв вокруг, сажусь ужинать, выпиваю сто грамм за успешное достижение цели, наслаждаюсь свежим воздухом, разглядываю руины городка и комбината. Печальное зрелище.Киргизия. Город - призрак Иныльчек. Kyrgyzstan. The ghost town of Inylchek.Киргизия. Город - призрак Иныльчек. Kyrgyzstan. The ghost town of Inylchek.Киргизия. Город - призрак Иныльчек. Kyrgyzstan. The ghost town of Inylchek.Рядом шаги, подходит давешний служивый от шлагбаума, опять с автоматом. То ли обход делает, то ли просто гуляет. Слово за слово, разговорились. Парнишка поведал мне о тяготах и опасностях службы, я угостил его чаем и морально поддержал. Потом спрашивает:

— А куда Вы хотели дальше проехать?-

— Недалеко,  тут вроде горячие источники есть, слышал об этом, хотел посмотреть, искупаться – отвечаю.

— Да, говорит, есть такие. Если только до источников и обратно, могу сейчас пропустить –

— Спасибо, говорю, уже выпил спиртного, не поеду. Теперь в другой раз. –

Ещё немного поговорили и расстались. Собственно, дальше вдоль Сарыджаза мне было ехать и ни к чему. А вот проехать по дороге, которая идёт вверх по реке Иныльчек, было бы интересно. Примерно через тридцать пять километров дорога закончится, раньше там был базовый лагерь для экспедиций на Хан-Тенгри. С этого места до ледника Южный Иныльчек остаётся порядка десяти километров, что вполне доступно для пешей прогулки.  Так что планы на будущее есть.

P.S. Возвращение в Тянь-Шань случилось не так быстро, как хотелось бы. Как говорится: обещанного три года ждут…

Примечание.

Использованные в рассказе географические названия взяты с топографических карт Генштаба. Возможно другое написание и произношение этих названий.Тянь-Шань. Киргизия. Иныльчек. Tien Shan. Kyrgyzstan. Inylchek.

© 2018.

3822 метра автомобильного альпинизма. Тянь-Шань. 2015 год.: 1 комментарий

  1. Река Сарыджаз берёт своё начало с ледника Семёнова, который сползает с пика Семёнова, хребет Сарыджаз.

    В прошлом году, посещал заброшенный г.Иныльчек. Мы поднимались к шахтам Сарыджазского ГОК, зрелище скажу я эпичное. Встречается брошенная техника, например кран на гусеничном ходу, так и не смог найти в Google его марку. Никогда такой не видел, не раскуроченный.
    В штольнях, которые посетили, на разных глубинах от входа завалы. Произошло обрушение сводов и грунт засыпал проход. Встретили целую парковку шахтных вагонеток, перевёрнутых вверх колёсами, то до сих пор легко крутящихся без скрипа. Видимо смазка сделанная в СССР ещё работает.

    Но в целом разрушения и мародёрство достигает огромных размеров, практически весь металл, который можно сдать в металлолом вырезан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *