«Интересно, а как там дальше, за…» На машине из Алма-Аты по дорогам Дальнего Востока. 2017 год.

автопутешествия туризм MMC Pajero дороги блог

 

Пролог.

В конце августа 2016 года я возвращался из поездки по Монголии. Пройдя границу в Кяхте, приближаюсь к Улан-Удэ и вижу указатель: Иркутск — налево, Чита — направо. Поехал, конечно, в Иркутск, в сторону дома, но мысль – а как там дальше, за Читой – появилась.  

За минувшую  зиму эта мысль настолько окрепла, что подготовка к поездке перешла в фазу практических действий. Построен и просчитан маршрут, отмечены АЗС, технически подготовлена машина. Для максимального комфорта изготовлено спальное место – можно остановиться для полноценного сна где хочешь и когда хочешь. Стоит отметить, что это новшество не вызвало недовольства дорожной полиции.Спальное место в автомобиле MITSUBISHI PAJERO. Sleeper in the car MITSUBISHI PAJERO

Еду один – других ненормальных не нашлось. Цель конкретна – максимально на восток, а там видно будет. Средства – автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, навигаторы, телефоны и огромное желание доехать туда и обратно. Вещи и продукты загружены, запас необходимого для машины – на борту. В путь.

17.08.2017. День первый. 0 – 1266 км.

Как-то так повелось, что дальние поездки у меня начинаются в полчетвёртого утра. Так и в этот раз, выспавшийся, отдохнувший и позавтракавший, ставлю холодильник с едой в машину, осматриваю всё напоследок и сажусь за руль. Поехали!  Ночная Алма-Ата, кусочек автобана (на нём «включаюсь» в трассовый режим – год не ездил), огни казино в Капчагае – и теперь до Талды-Кургана гладко, пусто и быстро. Проехал Талды-Курган через центр, несколько лет там не был, приятно заметить новостройки, прямо расцвёл областной центр. Проехал аэропорт – и всё. Сказка кончилась, начались суровые будни. Дорога лучше не стала. Попытки дорожников слегка сгладить сильные впечатления от вмятин в районе Кабанбая нельзя считать успешными. Так же, как и дырочно-ямочный ремонт дороги после поворота на Учарал. Были ямки – стали бугорки. Ямку можно перепрыгнуть – бугорок не перелетишь. В дополнении к этому на отдельных участках дороги, где ещё можно ехать под сотню, понаставили знаков 70. Всё это не радовало, но, как говорится, назвался груздем – и волки сыты. Для них, собссно, и знаков понаставили.

К сожалению, проезжая эти места в конце лета, нельзя увидеть всей красоты степи. Весной степь поёт разноцветными голосами и даже практически однообразный равнинный ландшафт радует глаз. Очень красивый участок дороги Кызылагач – Сагабуен, живописно идёт дорога по холмам от Сарканда до Кабанбая, оживляет степь озеро Каракол у подножья скалистого холма. К неожиданностям дороги стоит отнести появление тяжелой техники в Аягузе. Дорогу танкам мне ещё уступать не приходилось. Пришлось.

Таким образом доехал до пос. Калбатау (Георгиевка), налево —  Семипалатинск, прямо – Усть-Каменогорск. Поворачиваю налево, 10 километров тряски – и до самого города прекрасная дорога. В сумерках въезжаю в город, проезжаю замечательное многосъездное кольцо, действительно красивый подвесной мост через Иртыш (слышал о нём и видел фото, но вживую – первый раз) и, заправившись, направляюсь в сторону границы. Стемнело. Дорога не балует, да куда денешься. На одном из поворотов в свете фар замечаю изогнутый железный прут, пальца с два толщиной и с метр длиной, лежащий поперёк дороги. Ухожу вправо, переднее колесо прошло, секунда – и гулкий удар сзади, слева. Первая мысль – а ведь почти новая резина… Вторая – и проехал то совсем ничего… Третья – посмотреть или уж не расстраиваться? Решаюсь посмотреть. В свете фонарика вижу целое колесо. Уже потом, при свете дня, увидел ссадину на бампере. Железяка подпрыгнула от колеса и ударила снизу по бамперу. Не критично. Едем дальше.

Дальше граница. Здесь я первый раз, раньше ездил через Шемонаиху. Одна очередь на въезд для всех, грузовиков много, пока дошёл до входной будки за бумажкой понял, что стоять долго. Очередь шла часа два, а само прохождение границы с казахстанской стороны прошло очень быстро. Откуда — куда – зачем – откройте – закройте — до свиданья. Несколько метров – и российский пункт пропуска. Впереди меня две семья с детьми проходят контроль. Пограничник спрашивает детей, как зовут папу, маму, когда у них день рожденья. Всё очень вежливо и спокойно. Получаю бумажку с точкой назначения, иду на досмотр авто. Моя машина осталась последней из группы. Досмоторщик. Ражий парень, по ходу дела из ближайшего посёлка, требует вытащить ВСЕ вещи на стеллаж. Видать недавно работает, энтузиазм налицо. Робко пытаюсь предложить посмотреть в машине – не соглашается. Вытаскиваю пару пакетов (масло и фильтры для авто). Успокаивается. Удивлённо переспрашивает куда я еду. Беседуем о различных системах для навигаторов. Расстаёмся.

Полночь. В Веселоярске проскакиваю будку страховщиков, возвращаюсь, делаю страховку и наблюдаю ночную жизнь этого населённого пункта (пара благодушно пьяненьких мужиков покупают разливное пиво и уезжают на мотоцикле продолжать банкет). Но пора бы и мне определятся с ночлегом. Еду в сторону Рубцовска, сворачиваю на полевую дорогу, пара десятков метров, упираюсь в полевой стан. Незадача. Возвращаюсь назад, проезжаю до следующей полевой дороге, поворот, стоп. Никого нет, никому не мешаю. Перехожу в спальный отсек машины и погружаюсь в крепкий здоровый сон.

18.08.2017. День второй. 1266 – 2208 км. (942 км.)

Еду по Алтайскому краю. Остался позади Рубцовск, о котором говорили, что там дорог нет. На удивление, навигатор провёл по вполне приличным улицам, да и движение было минимальным, учитывая ранний час. Раньше, насколько помню, эта дорога называлась федеральной трассой «Алтай», сейчас просто А322. Наверное, расстояние не большое, всего 330 км.  от границы до Барнаула. Еду не спеша, держу около сотни, с удовольствием глядя по сторонам. Вроде та же степь, что и вчера, да не та. Не степь, а поля. И далеко не пустые. Около 10 часов прохожу Барнаул, объездной дороги нет, но город приятный, еду через него не первый раз, а интересно.

Эти фото мои, архивные, в эту поездку не всегда удавалось снимать – один ехал.

Автопутешествие на Дальний Восток. Город Барнаул. Autotravel to the Far East. The city of Barnaul.Автопутешествие на Дальний Восток. Город Барнаул. Autotravel to the Far East. The city of Barnaul.

На выезде из города заправляюсь, первый раз в России (в эту поездку). До свиданья, 92-й бензин по 142 тенге за литр. Заливаю 60 литров по 35.5 р. (х на 5.5 тенге за рубль = 195 тенге). Душу греют 20 литров казахстанского бензина в канистре и мысль, что впереди меня ждут ещё более приятные цены на топливо.

Некоторое время еду в направлении Новосибирска и перед Тальменкой ухожу направо на дорогу «Алтай – Кузбасс». Первый раз проехал здесь в 2009 году, она была платной, заплатил страшные деньги (20 рублей) за 230 км. прекрасной дороги. До сих пор помню объявление над окошком оплаты, примерно так: «Не приставайте к кассиру, плата за дорогу не он придумал». С тех пор дорога слегка «подустала», оплату давно отменили, но прямая, как стрела, первая часть дороги и красиво идущая по горкам вторая часть остались и красоты вокруг не исчезли. Выскакиваешь на виадук и, как на вертолёте, пролетаешь над ущельем, дно которого остаётся в нескольких десятках метров внизу.

Автопутешествие на Дальний Восток. Трасса "Алтай - Кузбасс". Autotravel to the Far East. The route "Altai - Kuzbass". Автопутешествие на Дальний Восток. Трасса "Алтай - Кузбасс". Autotravel to the Far East. The route "Altai - Kuzbass".

 После Белово едем на север, кусочек автобана перед Кемерово и вот она – столица Кузбасса. Дорога идёт через город, а погода начинает хмуриться, пошёл дождь и временами не слабый. Оно мне на руку – мошку с машины смоет хоть слегка, по Алтаю налипло хорошо. Да и не жарко ехать в дождь. Забираю на северо-восток, еду уже по федеральной трассе «Сибирь». После Кемерово в указателях начинает появляться Иркутск, где и заканчивается эта трасса. Осталось 1700 километров – и не много то совсем.

Автопутешествие на Дальний Восток. Кемерово, трасса "Сибирь". Autotravel to the Far East. Kemerovo, the route "Siberia".

Мариинск. Сколько раз проезжал этот город, всё не получалось посетить мемориал жертвам Сиблага – то ночью едешь, то непогода. В этот раз получилось, правда на обратном пути. Подробнее о мемориале несколько позже, сейчас пара фото.Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. Вход. Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. Entrance.Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. Барак для заключённых. Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. Barracks for prisoners.

Солнце, между тем, клонилось к закату, Мариинск остался позади. Этот город, да ещё Ачинск и Канск, стали самыми северными точками моего маршрута, более 56*с. ш. И ехал я теперь строго на восток, навстречу солнцу, которое должно взойти завтра. А сегодня, остановившись около кафе в нескольких десятках километров после Мариинска, я поужинал и с чувством выполненного долга уснул. Рядом спали фуры и несколько легковых путешественников, вроде меня.

19.08.2017. День третий. 2208 – 3189 км. (981 км.)

Трасса «Сибирь». Эта дорога, протяжённостью 1955 км. идёт от Новосибирска до Иркутска через Кемерово и Красноярск. Другой дороги на Байкал из центра России нет. Первый раз проехал по ней в 2009 году, тогда она называлась «Байкал», активно строилась и обновлялась. Помню убитые бетонные плиты в районе Ингашей, проезд через Тайшет и Тулун, постоянные объезды, большое количество техники. Но уже через два года картина резко изменилась в лучшую сторону, а сейчас это хорошая дорога, много АЗС, кафе и мотелей на любой вкус и кошелёк. Постоянно идёт реконструкция отдельных участков и мостов (ничто не вечно), но это почти не напрягает – организация этих работ на высоте, везде знаки, предупреждения и светофоры в узких местах. Польза от этого большого труда очевидна. Даже за короткий промежуток времени, на обратном пути, я видел готовые свежие участки асфальта там, где буквально пару недель назад дорога начинала разрушаться. Короче говоря – за дорогой следят. А ведь можно было просто построить и забыть, понаставить ограничительных знаков 50 и иметь с этого.

Поскольку это единственная дорога из центра на восток, то и движение здесь соответствующее. Дорога не спит. Большое количество фур, но водители большегрузов великодушны к братьям меньшим – и в сторону слегка подвинутся, и поворотником помигают – обгонять или нет, а уж чтоб ехать строго посредине дороги и неохотно принимать вправо после сигналов – не видел такого. К сожалению, в первый и последний день моей поездки подобный эгоизм наблюдал постоянно.

Также, к сожалению, надо сказать, что и улетают с дороги фуры чаще. За время поездки видел десяток разных большегрузов в кювете. Аварий с легковыми авто 2-3. Хотя, может быть фуры и не бьются чаще, просто убирать гораздо дольше. Но статистика такая.

Хватит о грустном. Впереди – Сибирь. Боготол, Красноярск (обхожу по объездной, мост через Енисей впечатляет), Канск (родина моих предков и знаменитого кинофестиваля 🙂 ), Верхний и Нижний Ингаш с разноцветными палисадами, Тайшет (здесь железная дорога уходит на БАМ), Нижнеудинск с рекой Уда и, наконец, Тулун.

В Тулуне развилка – налево Братск, Иркутск прямо. В Братск не еду, там уже были (2011 год, Северобайкальск). Еду в Иркутск. Точнее говоря – никуда пока не еду. Стемнело, пора отдыхать. Останавливаюсь на въезде в Тулун. Завтра Иркутск и Байкал.

Несколько фото разных лет на эту тему дороги (время года – конец лета).

Около Красноярска:

Красноярск. Объездная дорога. Krasnoyarsk. Bypass road.

Дорога в районе Канска.

Трасса "Сибирь" около Канска. Туман. The route "Siberia" near Kansk. Fog.

Мой верный конь перед харчевней в Тулуне.

Тулун. Харчевня "Бюргерский дворик". Tulun. Kharchivnya "The Burger's Court".

20.08.2017. День четвёртый. 3189 – 3939 км. (750 км.)

Ночи пока достаточно тёплые, спать приятно, не душно. Комаров пока тоже нет. На рассвете трогаюсь в путь. Разница с Алма-Атой 2 часа, начинаю движение около 5 часов местного времени. Впереди Иркутск. Менее 400 километров отделяет меня от этого города. Остановок не планирую — бензина полный бак, заправился перед Тулуном в посёлке с весёлым названием Булюшка. Кстати о названиях. Забавно читать такие имена населённых пунктов, как Худоелань, Мальта, Байроновка, Облепиха, Тулюшка, Победим. На Алтае – Чистюнька и Топчиха. Ну и конечно станция Тыреть, на которой, как говорят, и пропала часть золота Колчака. Странно, что пропало не всё…

Проезжаю Тыреть без потерь и около 10 часов утра я в Иркутске. Здесь запланирована культурная программа в виде осмотра некоторых достопримечательностей: памятники Колчаку и Александру III , а также ледокол «Ангара». Да и сама центральная часть города вызывает у меня ощущение домашнего уюта.

Автопутешествие на Дальний Восток. Иркутск, центр города. Autotravel to the Far East. Irkutsk, the city center.

Еду на набережную Ангары напротив ж/д вокзала – бульвар Гагарина.

Иркутск, набережная реки Ангары. Бульвар Гагарина. Irkutsk, embankment of the Angara River. Gagarin Boulevard.

Паркую машину вблизи памятника Юрию Алексеевичу. До памятника императору рукой подать. Памятники людям, которых разделяет целая эпоха, стоят в нескольких сотнях метров друг от друга.

Иркутск. Памятник императору Александру III. Irkutsk. Monument to Emperor Alexander III.

Памятник рождался, уничтожался и вновь появлялся, как благодарность царю за принятое им решение о строительстве Транссиба. И вполне может быть, что построенный железный путь до Владивостока дал основание сказать – Владивосток далеко, но город это нашенский.

Путём опроса местного населения и после общения с навигатором был определён дальнейший путь. Сначала вернулся немного назад – к памятнику Колчаку

Иркутск. Памятник адмиралу Колчаку. Irkutsk. The monument to Admiral Kolchak.

а затем поехал смотреть ледокол «Ангара».

В течение шести лет (1900 – 1906 г.г.) работала байкальская паромная железнодорожная переправа – Транссиб ещё не был сквозным. Он стал таковым после строительства Кругобайкальской железной дороги – «золотой пряжки стального пояса России». Пряжка – потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотая – потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Вот на этой паромной переправе, вместе с огромным и, увы, несохранившимся ледоколом «Байкал» работал ледокол «Ангара», находящийся сейчас на вечной стоянке около плотины Иркутской ГЭС.

Иркутск. Ледокол "Ангара". Irkutsk. Icebreaker "Angara".

Посмотрев на всё это, я решил покинуть Иркутск, но это удалось не так быстро, как хотелось. Навигатор проложил, как ему показалось, кратчайший путь до магистрали, но обнаружилось это не сразу. Проведя меня через коттеджный городок на холмах и заведя в тупик, он слегка задумался, затем приказал – «развернитесь налево» и повёл по таким дорогам, что я не раз порадовался большому дорожному просвету машины прежде чем выбрался на асфальт. И здесь стало понятно – трасса «Сибирь» кончилась, началась трасса «Байкал».  В конце этой трассы, через 1113 км. была Чита.

Быстро сказка сказывается…  Сначала нужно доехать до Байкала, перед которым нас ждёт увлекательное и головокружительное преодоление перевала (увлекательность прямо зависит от скорости движения). Байкал появляется внезапно и впечатляет.

Озеро Байкал. Посёлок Култук. Lake Baikal. Settlement Kultuk.

Затем надо медленно (как правило) проехать Култук и Слюдянку, после чего вас ждут подобные головокружительности почти до Утулика. И только потом можно долго ехать вдоль Байкала, то ближе то дальше от берега, но уже по практически прямой дороге. Всё это прибавляет впечатлений за счёт скорости передвижения. Поднырнув под Транссибом, можно выехать прямо на берег озера:

Автопутешествие на Дальний Восток. Южный берег Байкала. Autotravel to the Far East. Southern shore of Lake Baikal.

И потом – омуль. В холодильнике лежит, ещё с Алма-Аты, пара банок пива и ждёт вяленого слабосолёного омуля. Останавливаюсь на одном базарчике, на другом – вяленого нет…. Почти четыре дня глотал слюнки, вспоминая прошлогоднего омуля – и на тебе. Приехал, понимаешь. Наконец нахожу. Дааа. Как-то это не та рыбка. И дело даже не в цене (150 р. за хвост вместо 50 прошлогодних), качество совсем другое. А ведь брал так же на дороге, примерно в том же месте. Однако делать нечего, базарный день стремительно завершается, продавцы начинают рассасываться. Беру, что есть и еду дальше, на Улан-Удэ.

После г. Бабушкин дорога покидает ласковый берег Байкала для того, чтобы вскоре, перед Селенгинском, прижаться к не менее ласковому берегу Селенги. Так, вдоль берега этой могучей реки, она идёт до столицы Бурятии. В этот день я ещё не знал, что так же близко к реке дорога идёт и после столицы. А сегодня, набравшись впечатлений, я был рад увидеть вывеску «Кафе. Баня», тем более, что время уже шептало – пора. Правда баня, в полном смысле слова, ещё не была готова – недавно затопили, но мне нужно было просто помыться-побриться, что и стало возможным моментально и за смешные деньги. Кстати, замечу – подобное сочетание «кафе/баня или душ» на трассе очень часто встречаются, что полностью решает вопросы чистоты.

Помытый, сытый и напитый пивом с омулем я уснул. Ехать по знакомой дороге мне оставалось совсем немного.

21.08.2017. День пятый. 3939 – 4910 км. (971 км.)

В Улан – Удэ я не поехал. Как-то всё сошлось к этому: и уже прокатился по нему немного в прошлом году, и смотреть «главную» достопримечательность города (самую большую в мире голову вождя) не захотел, и встречи с местными гаишниками (которые, по слухам, уступают в злости лишь комарам дельты Селенги) не искал. В общем, бочком-бочком, обошёл город справа, перемахнул по мосту через Селенгу и был таков. Места вокруг пошли незнакомые, неизведанные. Именно здесь, перед мостом, был тот перекрёсток, где год назад начиналась эта история. И сразу новая деталь – количество «голосующих». В Сибири не помню, чтоб местные жители (хоть в посёлках, хоть на трассе) просили подвезти. Здесь, начиная с Улан-Удэ и до Тарбагатая кто-нибудь обязательно машет рукой. В связи с отсутствием у меня в машине посадочных мест, вопрос – брать или не брать – не возникал. Среди «голосующих» заметил даже одну молодую женщину, путешествующую автостопом (судя по амуниции). Восхитился её смелостью, прям Красная Шапочка…  В целом, «автостопщиков» видел раза три – четыре: парень с девушкой, команду из трёх парней и одного или двух парней-одиночек. И это за всю дорогу! Читаешь форумы и думаешь: народ-то толпами путешествует, а глянешь – почти никого. Хотя, возможно, уже не сезон.

Деталь вторая — машин стало ощутимо меньше. Ещё до Мухоршибири временами еду один по трассе. Дальше – больше, в смысле – ещё меньше. Но остановки в связи с ремонтом дороги случались.

Трасса "Байкал". Участок дороги Улан-Удэ - Чита. The Baikal highway. A section of road between Ulan-Ude and Chita.

Трасса "Байкал". Участок дороги Улан-Удэ - Чита. The Baikal highway. A section of road between Ulan-Ude and Chita.

Красивых мест по дороге было много, но фотографий мало. Специально останавливаться ради фотосессии не любитель, так что основная масса увиденного осталась в виде ощущений и, частично, роликов регистратора. Главная задача – посмотреть, почувствовать – пока выполнялась.

Приближалась Чита. Здесь была запланирована замена масла в двигателе – подходил срок – и по времени я вроде успевал. Но приехав в город обнаружил, что здесь уже не пять часов вечера, а все шесть. Смена часовых поясов (забыл об этом) сыграла со мной весёлую шутку, увиденные СТО благополучно закрывались чуть ли не на глазах, проехав Читу я понял – мне не светит. К тому же цены на бензин после Иркутска перестают держать себя в руках и, залив 75 литров по 37,9 р. (а это 210 тенге вместо привычных 142), начинаешь завидовать богатым жителям Забайкалья.

Шутки шутками, однако Чита – город знаковый. Здесь заканчивается старая добрая трасса «Байкал» и начинается новая, но уже легендарная, трасса «Амур». Как-то сразу обратил внимание на обустройство дороги: регулярно появляющиеся места стоянок с эстакадами, беседками и туалетами, а также асфальтированным и размеченным местом парковки.

Удобные места стоянок на трассе "Амур". Convenient parking places on the "Amur" highway.

Однако кафе и гостиницы не спешили вырастать, как грибы после дождя. Проехав больше сотни километров, решаю остановится на ночлег на одной из таких парковок. Стоящие на ней две фуры убеждают меня в мысли, что так делают многие. Пока расположился, поужинал и лёг, фуры уехали. Стою один, как перст, машин нет, темно, страшно, ой как страшно. От страха не заметил, как уснул.

22.08.2017. День шестой. 4910 – 6012 км. (1102 км.)

Еду по трассе «Амур». Вчера лишь слегка её попробовал, так сказать, откусил кусочек. Сегодня для меня это и завтрак, и обед, и ужин. Двадцать две сотни километров – такое не съешь за один присест. Природа меняется, на смену сухим степям Забайкалья постепенно приходят холмы, покрытые лесом. Выскакиваешь на пригорок и видишь, как до горизонта уходят разноцветные волны. Зелёные вблизи, они постепенно темнеют, наливаются синевой и тают в голубоватой дымке. Вот такой природы мне всегда не хватает у нас в Алма-Ате. Лес в горах есть, и лес красивый, но чтоб вот так, на десятки километров вокруг…

Трасса «Амур» официально закончена в сентябре 2010 года и, по данным Википедии, «это самый незагруженный и просто безлюдный участок трассы от Москвы до Владивостока, и с самыми высокими ценами на моторное топливо (в Читинской области).» Возразить тут нечего. Ещё до поездки прочитал, что на участке Васильевка – Уруша (а это 644 км. по моему одометру) бензина нет. Ну как нет… Либо плохого качества, либо дорого, а чаще – и то, и это. Поэтому в Васильевке заправляюсь под пробку по 38,5 р/л, с собой у меня ещё 20 л. в канистре, надеюсь хватит. Хватило выше крыши. В Уруше при полной заправке в бак влезает 75 литров бензина, но уже по 40 р/л. Семьдесят пять литров на 650 км. за шесть с половиной часов – нормально.

Как уже говорил, сервис по трассе пока не навязчив. Занозой в голове сидит мысль о замене масла, два раза заезжаю под вывеску «Замена масла», оба раза предлагают подождать 2-3 часа (работы много, машину ремонтируем). Сложилось впечатление, что народ едет на трассу за плановым ремонтом, а масло, по ходу дела, сами меняют.

А вот в плане обустройства дороги есть одна интересная деталь. Многие автобусные остановки, пешеходные переходы и примыкания мелких дорог освещаются по ночам фонарями на солнечных батареях. Так же много мест, где вместе с батареей на столбе стоит ещё и ветрогенератор. Нет солнца – есть ветер, и наоборот. И всё работает!

Продолжая тему интересных названий, хочу отметить следующие, попавшиеся в пути: Потайка, Ерофей Павлович, Сковородино, Малоковали. Слово «Сковородино» произносят с ударением на последний слог, как «Бородино».

Однако основная достопримечательность трассы —  не безлюдность и дороговизна, а знаменитые «амурские волны», происхождение которых народом толкуется по-разному: от научной версии (тают линзы мерзлоты под полотном дороги и происходит осадка грунта) до полукриминальной (не без корысти, дескать, строили). Надо сказать, что с волнами борются. Очень много кусков заделано, залито асфальтом и только слегка покосившееся ограждение напоминает о волне. Есть и новые волны, сказать по правде – не шибко и страшные. Но! На скорости не больше 100 (а лучше – 70), и не для большегрузов. Думаю, что фуру и на этой скорости так может подкинуть, что мама не горюй. Появление волн я заметил на 285 км. от Читы, а когда закончились – не обратил внимания.

Сказанное выше не стоит рассматривать как легенду трассы, это больше личные ощущения. Некоторое впечатление о дороге можно получить при просмотре ролика видеорегистратора.

23.08.2017. День седьмой. 6012 – 7020 км. (1008 км.)

Светает. Впереди, километрах в сорока, Шимановск. Еду на юго-восток, справа от трассы остаются Свободный, Белогорск, Завитинск. Проезжаю реки Зея и Бурея. Вот и Облучье, а это значит, что началась Еврейская АО. Хотя Биробиджан, столица этого субъекта Российской Федерации, находится несколько в стороне от трассы, заехать туда необходимо – от мысли поменять, таки, масло я всё ещё не отказался. Представил возможный диалог на биробиджанской СТО:

— Я хочу поменять масло. –

— А на што ви таки хотите его поменять? –

— На масло –

— И в чём гешефт? –

Но всё оказалось гораздо проще. Хозяева станции, люди южных горных кровей, вопросов не задавали. Непосредственный же исполнитель, проведший, судя по виду, молодые и зрелые годы в объятиях пенитенциарной системы, вымолвил за всё время слов пять, умудрившись при этом с грохотом уронить защиту поддона. У меня прямо камень с души рухнул – вы будете смеяться, но масло, таки, я поменял! Выруливаю на улицу Шолом-Алейхема, проезжаю центр города и выхожу на трассу «Амур». Ехать по ней мне осталось около двухсот километров.

Переезжаю по мосту через Амур – и вот он, Хабаровск. Ехать надо по городу, объездной дороги нет, но мне даже лучше, город-то посмотреть хочется. Правда на одном форуме прочитал – «нет ничего интересного, кроме набережной». Ладно, еду к набережной. Уссурийский бульвар и вот она – набережная. Надеюсь, что эта. Походил, посмотрел, понравилось. Да и город понравился: чистый, спокойный, аккуратный – таким он мне показался.

Хабаровск. Набережная реки Амур. Khabarovsk. Embankment of the Amur River.Хабаровск. Набережная реки Амур. Дебаркадер. Khabarovsk. Embankment of the Amur River. The landing stage.Хабаровск. Набережная реки Амур. Уссурийский бульвар. Khabarovsk. Embankment of the Amur River. Ussuriysky Boulevard.

Желающим посмотреть кусочек Хабаровска предлагается ролик видеорегистратора:

От набережной поехал вдоль Амурской протоки к выезду из города в сторону Владивостока. Движение было достаточно оживлённое, но ехали быстро и вскоре я покинул столицу Хабаровского края, выйдя на трассу «Уссури». Эта магистраль, протяженностью 760 км., идет на юг вдоль одноимённой реки до столицы Приморья. Проехав пару сотен километров, остановился на ночь на небольшом перевале, около кафе. В этом месте закончился Хабаровский край и начиналось Приморье. Но его я увижу только завтра.

24.08.2017. День восьмой. 7020 – 7972 км. (952 км.)

Начиналась вторая неделя путешествия. Некоторая монотонность последних дней кончилась, события и впечатления накрыли меня с головой.

Сначала о впечатлениях. Дорога «Уссури» показалась мне несколько староватой по сравнению с «Амуром». Нет, дорога хорошая, слов нет, но видно, что срок жизни асфальтового покрытия приближается к концу. Да ведь и нагрузка на эту дорогу куда больше, чем на «Амур», оживлённая трасса, по старинке проходит через посёлки и вот здесь заметил одну деталь. Когда едешь по Сибири, то вдоль дороги торгуют в основном картошкой. Ещё, конечно, грибы и ягода, но с огорода почти один картофель. В Приморье ассортимент расширился по «самое не хочу» – торгуют практически всем, кроме южной экзотики, всё растёт. И мёда очень много. Раньше казалось, что климат в этих местах более суровый, а оно видишь как.

Стационарный пост ДПС где-то на трассе. Останавливают. Даю документы, заглядывают в машину – что там, откуда, куда? Объясняю. О причине остановки не спрашиваю – стационарный пост. Но инспектор сам озвучивает причину – любопытство. Я, говорит, никогда таких номеров на машине не видел. Ладно, смотри, не жалко. Спрашивает паспорт. А паспорт-то вам зачем? – интересуюсь. Ну как же, я должен знать, сколько времени Вы у нас в стране находитесь – отвечает. Видать, своих забот человеку мало, решил ещё за миграционную полицию порадеть. Нет, говорю, у меня паспорта, въезд по удостоверению личности.  Ну как же я дату въезда узнаю – продолжает любопытствовать. А на этот случай, говорю, у нас есть багор и ракетница миграционная карта – и показываю. На том и расстались. Кстати сказать, на обратном пути меня здесь снова остановили, опять не смогли справиться с любопытством.

Еду к Владивостоку. Хочется посмотреть остров Русский, там вскоре ожидается представительный саммит, готово ли всё к этому… Навигатор выводит к острову по кратчайшему пути, через Де-Фриз. Проехал по западной части города, пересек бухту Золотой Рог и затем, по подвесному мосту через пролив Босфор Восточный, на остров.

Владивосток. Де-Фриз. Vladivostok. De-Freeze.

Владивосток. Де-Фриз. Vladivostok. De-Freeze.

Владивосток. Мост на остров Русский. Vladivostok. The bridge to Russky Island.

Остров Русский.  Слева Дальневосточный федеральный университет.

Остров Русский. Дальневосточный федеральный университет. Russian Island. Far Eastern Federal University.

Автопутешествие на Дальний Восток. Остров Русский. Autotravel to the Far East. Russian Island.

Владивосток тоже удивил меня, несведущего, своей холмистостью. Почему-то раньше думал, что местность здесь ровная. Однако, всё оказалось красивее, чем ожидал.

Владивосток. Дорога вдоль моря. Vladivostok. The road along the sea.

Владивосток. По улицам города.Vladivostok. Through the streets of the city.

Фотографировал в движении, поэтому на качество не пенять.

Владивосток. По улицам города. Vladivostok. Through the streets of the city.

Владивосток. По улицам города. Vladivostok. Through the streets of the city.

Ещё одно важное дело ждало меня здесь. Надо было сделать ротацию колёс (10000 км. пробега). Вижу вывеску СТО, заезжаю туда, объясняю, что надо, зовут мастера. Меняем колёса по схеме. Закручивает гайки «пистолетом», говорю, что сильно затягивать не надо, до конца сам затяну. Со словами «ладно, ладно» заканчивает работу, выезжаю из бокса, беру свой ключ – не то что затянуть, открутить не могу. Мастер стоит рядом, смотрит.

— Ну и как я буду откручивать, если что?- говорю.

Берёт мой ключ, ничего не получается, приносит свой, с длинной-длинной ручкой, откручивает.

-А что, динамометрический ключ отсутствует в арсенале? – спрашиваю. По ходу дела, не понимает о чём речь – мы, говорит, всегда так закручиваем. Ну и … молодцы, говорю. Открутил мне половину гаек, сказал я Ришату спасибо, затянул сам, как надо, и поехал дальше.

Дальше путь лежал к Находке. Навигатор предложил дорогу покороче, по берегу Уссурийского залива, но я не решился – не знал, какая там дорога. Возможно, напрасно, дорога через Артём была загружена, ехали медленно. Потом машин стало меньше, но дорога – хуже, участки без асфальта, засыпаны щебнем, скорость опять упала, машины идут плотно и медленно, чуть появляется просвет – стараются рвануть вперёд, поспешить. На одном таком участке, идущий впереди меня, через 3 машины, Паджеро годов 90-х рванулся вперёд, на щебёнке машину тащит в сторону и он уходит в кювет. Сначала идёт поперёк склона, потом поворачивает вправо и утыкается носом в землю. Транспорт впереди меня останавливается, я тоже, выходим, смотрим. Машина стоит, повреждений не видно. Кричим – живы? Машут рукой – живы, здоровы. Еду дальше, помочь нечем, мне их не вытащить – и далеко, и тяжело.

Погода не балует, пасмурно, накрапывает дождь. Дело идет к вечеру. В планах было остановиться на ночь где-то на берегу, за Находкой. Проехал Находку (порт Восточный):

Находка. Порт "Восточный". The city of Nakhodka. Port of Vostochny.

Запланировал заранее одно место, но проехать туда не смог – путь преградила построенная база отдыха, дорожка упёрлась в ворота. Не получилось доехать, а может и я что-то напутал. Но долго искать времени не осталось – оно ушло на медленную езду от Владивостока. Разворачиваю машину в обратный путь, по дороге видел один пляжик рядом с асфальтом. Солнце уже село, когда я добрался до этого места. Погода резко улучшилась, небо ясное, тепло, тихо. Заезжаю на пляж, стоят несколько машин, видно, что не на один день приехали. Место каменистое, не ровное, машина вязнет в камнях, подключаю передний мост, вылезаю на ровное место, за последней машиной. Приехал. К морю. Вплотную.

Дальний Восток. Бухта Руднева, мыс Опасный. Far East. Rudneva Bay, Cape the Dangerous.

Соседи (молодая пара с двумя детишками) смотрят на меня, потом парень подходит, спрашивает, откуда я приехал. Казахстан, говорю. Жена его из Усть-Каменогорска, узнала казахстанские номера. Сами живут в Комсомольске-на-Амуре, сюда приехали отдыхать.

Пока устраивался – стемнело, купаться поздно. Дай, думаю, хоть в воду зайду, пятки помочу. Одел шорты, прошёл пару десятков метров до воды, зашёл по колено, вода тёплая, волна чуть-чуть. Постоял, насладился, так сказать, пошёл обратно. Похожу к машине – ключа в кармане нет, выпал. Темно, фонарь в машине, машина закрыта. Дааа…  Иду к соседям, беру фонарик, начинаю поиски. Прошёл тем же путём от машины до воды – ключ с пультом сигнализации не вижу. В воду даже заходить не стал, ну что там найдёшь теперь. Иду обратно, расширяя зону поиска. Тем временем сосед заводит свою машину, сдаёт чуть вперёд и влево, освещая фарами кусок пляжа и кричит: «Правее, правее метра три!». Нашлись. Отдаю фонарик, благодарю. Парень пытается вернуться на место, зарывается в камни, сказывается отсутствие полного привода. Мой выход. Разворачиваюсь, цепляем трос, вытаскиваю его на твёрдую поверхность, возвращаюсь на место. Достаю купленную в Находке бутылку пива, стоим у костра, общаемся. День, полный событий, завершён.

25.08.2017. День девятый. (0 км.)

Это был день отдыха. Никуда не еду, лежу кверху пузом, в смысле – сижу на берегу, смотрю на море, купаюсь, гуляю по берегу, попиваю вино домашнее – полноценный отдых. За восемь дней так наездился, что аж земля под ногами покачивалась, когда выходил из машины. Надо взять паузу, посмотреть на мир не из окошка персонального автомобиля. Погода прекрасная, жара под 30 градусов, вода тёплая и чистая, до обеда легкая волна и слабый ветер. Повезло ещё и в том, что абсолютно не было медуз, а они, по словам местных жителей, часто бывают в это время года. После обеда ветер посвежел, волна усилилась, поплыли водоросли. Однако народ купался весь день. Рядом дорога, прямо на дороге, не заезжая на пляж, останавливались и легковые машины, и грузовики, люди купались, отдыхали и ехали дальше.

Залив Петра Великого. Бухта Руднева. The Gulf of Peter the Great. The Bay of Rudnev.

Утро. Слева машина моих спасителей, дальше – моя.

Автопутешествие на Дальний Восток. Утро на пляже. Autotravel to the Far East. Morning on the beach.

Пляж при свете дня.

Автопутешествие на Дальний Восток. Утро на пляже. Autotravel to the Far East. Morning on the beach.

Не спеша разобрался с фото, видео и путевыми заметками. Побеседовав с соседями, узнал о состоянии дорог дальше по маршруту, прикинул варианты. Получалось так, что ничего особо радостного меня не ожидало – туда, куда я собирался ехать, асфальт пока не завезли. Это, вроде, минус. Но то, что с бензином по маршруту проблем быть не должно – это, вроде, плюс.

После обеда волна усилилась, но народ купается.

Автопутешествие на Дальний Восток. Бухта Руднева. Autotravel to the Far East. The Bay of Rudnev.

Вдоль берега.

Автопутешествие на Дальний Восток. Пляж бухты Руднева. Autotravel to the Far East. The beach of Rudneva Bay.

Спать ложусь рано, завтра надо выехать затемно, чтоб пораньше, пока нет большого движения, проехать плохие куски дороги до Артёма и сам город. А там уже по «Уссури» без проблем. Однако получилось не совсем так.

26.08.2017. День десятый. 7972 — 9086 км. (1114 км.)

Местное время 4.30. В родном городе – 0 часов 30 минут. Завожу мотор. Не спеша, чтоб не будить соседей, проезжаю по пляжу мимо спящих машин и выхожу на дорогу. Еду к Артёму. Транспорта практически нет, поэтому проблемные участки дороги проходятся почти незаметно. Путь лежит на Хабаровск. В районе Штыково навигатор уводит меня по кратчайшему пути прямо, дорога на Артём (и, соответственно, на «Уссури») уходит левее, но я не сразу это замечаю. Лишь потом, увидев, что слишком долго нет асфальта, начинаю задумываться – куда это я еду? Останавливаюсь, смотрю на предлагаемый маршрут по навигатору. Вроде всё правильно, только вместо жирной полосы федеральной трассы мне предлагается проехать по тоненькой ниточке «прочих дорог». Взвешиваю все «за и против», побеждает лень – не возвращаться же обратно эти несколько километров! Еду дальше, асфальта нет, но дорога ровная, мягкая. Темно, вокруг лес, машин нет. Уже потом посмотрел, что дорога эта идёт по Уссурийскому заповеднику. Светает. На дорогу выскакивают приветливые кабаны, вероятно хотят предложить мясо-сало.  Проезжаю мимо.

На трассу выехал около Сибирцево, пройдя примерно четверть расстояния до Хабаровска. Небольшая потеря времени была полностью компенсирована природой. Да и куда спешить? В Хабаровске заправляю полный бак по 38.2 р/литр, а вскоре вижу небольшую заправку с ценником 36.5 р/литр. Не останавливаюсь – бак полон, но место замечаю. Такой разброс цен несколько удивляет.

Курс на северо-восток, вдоль Амура. Дорога достаточно хорошая, однако несколько участков, засыпанных скальником, снижают скорость движения до 20 км/час и дают ощутимую тряску. Проезжаю Лидогу, здесь направо уходит дорога на Ванино. На минутку мелькает мысль – а не рвануть ли на Сахалин? Удерживаю себя в руках – Сахалин посмотрим позже – и еду в сторону Комсомольска-на-Амуре. Около Селихино – АЗС. Доливаю бак до полного, узнаю у заправщика о дальнейшей дороге. Темнеет. Сегодня проехал больше 11 сотен км., впереди асфальт не обещают, смысла ехать на ночь глядя нет. Ночую тут же, на заправке. Не спеша ужинаю, по машине временами стучит дождь, под шум которого засыпаю.

27.08.2017. День одиннадцатый. 9086 — 9647 км. (561 км.) Часть первая.

Асфальт кончился вдруг. Не до конца сбросив скорость, окончательно просыпаюсь от сильной тряски. Дорога жёсткая, туман. Скорость движения упала, еду 20-30 км/час, машину жалко. Временами лихачу, топлю под сорок. Испытывая тёплые чувства к дорожникам, которые не удосужились пройти дорогу грейдером, сочиняю открытое письмо в Администрацию Президента, Росавтодор и СпортЛото. Прикидываю, сколько времени понадобится до конечной точки маршрута – по любому до зимы успеваю вернуться.

Хабаровский край. Дорога Селихино - Циммермановка. Khabarovsk region. Road Selikhino - Zimmermanovka.

Постепенно дорога улучшается, а может быть привыкаю. Где-то слева Амур, его пока не видно с дороги. Машин мало, но каждая машина (хоть встречная, хоть обгоняющая) заставляет сжиматься – камня в стекло не хочется никому. После Ягодного дорога становится мягкой – прошёл грейдер. Вплотную к обочине кусты, тонкий ольховник. Скорость около шестидесяти. На правой обочине стоит молодая женщина, спортивные штаны, майка, в руке нож. Как-то не уверенно поднимает руку. Мелькает мысль – грибы, что ли, собирает. Метрах в пяти, в кустах, замечаю странно стоящую машину, что-то вроде Toyota Town Ace, не больше. Торможу, сдаю назад.

— Топор есть?  – спрашивает барышня.

Вот это, думаю, солидные грибочки – нож не берёт. Однако всё серьёзнее, но, слава Богу, не сильно печально. Ехали две женщины в Николаевск-на-Амуре, после Ягодного на хорошей дороге слегка расслабились, а «свежегрейдированная» дорога таких вещей не любит. Буквально на ровном месте машину потащило, перевернуло через крышу и поставило в кювете лицом в обратную сторону. Деревца не дали машине упасть дальше, на бок. Одна барышня ножичком пытается расчистить выезд на дорогу, вторая сидит в машине, держится за бок – сильно ударилась. Достаю топор, начинаю помогать. Подъезжает «Скорая помощь» (кто-то проезжал мимо, поехал в Ягодное, вызвал – сотовой связи здесь нет). Пока врач осматривает пациентку, мы с водителем заканчиваем расчистку, машину-то вытащить надо. Девушка нам помогает по мере слабых сил, попутно сообщая, что машина почему-то не заводится. Ладно, будем решать неприятности по мере поступления, сначала на дорогу надо попасть. Водитель «скорой» бурчит – как грейдером пройдут дорогу, так начинают в кювет улетать…. Вытаскиваем машину на дорогу, пробуем, мотор не заводится, вообще тишина. Внешний вид болтающегося аккумулятора вызывает вопрос – как оно вообще работало? Цепляем провода, пытаясь «прикурить» от моего мотора – тишина. Останавливается ещё одна машина, водитель вроде понимает в электрике, проверяет реле и предохранители – результат прежний, то есть никакой. Уезжает. Да и мне вроде тоже ехать надо. Давайте, говорю, вас до Ягодного дотяну, там вроде мастера есть. Но тут машина каким-то чудом заводится, они едут в посёлок (врач говорит, что надо проехать в больницу), я – своим маршрутом. На том и расстались.

Циммермановка. На въезде указатель, чуть в сторону – АЗС. Надо немного налить бензина. Заезжаю туда, хотя навигатор показывает, что АЗС на другом конце посёлка. Пара машин заправляется, бензин по 42 р/л. Спрашиваю – а на другой заправке дороже? Нет, говорят, так же, но эта заправка лучше. Ладно, заправился. Дорога по селу идёт близко к Амуру, в одном месте, проехав между домами, выехал на берег.

Хабаровский край. Циммермановка. Река Амур. Khabarovsk region. Zimmermannovka. Amur river.Хабаровский край. Циммермановка. Река Амур. Khabarovsk region. Zimmermannovka. Amur river.

Проехал через посёлок, думаю – дай гляну АЗС на выезде. Заехал, смотрю: штук пять старых «ЗИЛов», чуть ли не 157-х, на вечной стоянке, 92-го бензина нет. Да, подумал я, на въезде было действительно лучше. И поехал дальше.

Хабаровский край. Дорога Циммермановка - Де-Кастри. Khabarovsk region. Road Zimmermanovka - De-Kastri.Хабаровский край. Дорога Циммермановка - Де-Кастри. Khabarovsk region. Road Zimmermanovka - De-Kastri.

Впереди Де-Кастри. От него основная дорога идёт на Богородское, а другая – на Лазарев. Вот по ней я и собираюсь ехать. От Лазарева планируется проехать к Богородскому напрямую, но об этом позже. В Де-Кастри асфальт, на выезде тоже. Доезжаю до нужного поворота и останавливаюсь перекусить.

Хабаровский край. Дорога Циммермановка - Де-Кастри. Khabarovsk region. Road Zimmermanovka - De-Kastri.Хабаровский край. Дорога Де-Кастри - Лазарев.Khabarovsk region. The road De-Kastri - Lazarev.

Вот по этой дорожке, что видна за машиной, я и отправился после обеда в путь.

 

27.08.2017. День одиннадцатый. 9086 — 9647 км. (561 км.) Часть вторая.

Пока обедал, смотрю – из леса появляется машина, едет к асфальту. Останавливаю, спрашиваю, как там дальше дорога, можно ли проехать на Лазарев. Есть дорога, говорят, проехать можно, только сильно каменистая. Но охрана нефтепроводов, мол, постоянно ездит. Перед поворотом указатель, Лазарев – 93 км. Завершив трапезу, начинаю движение. Сначала вроде ничего, а потом я понял глубинный смысл этого слова – каменистая. Это означало сплошной камень. Еду со скоростью 5 км. за долгий час. Трясёт так, что даже в СпортЛото письмо писать не хочется. Да ещё не ровная, а по горкам. Потом сплошной камень кончился, пошёл жесткий грейдер. Дальше – больше. Идешь по горке – трясёт на камнях, спускаешься в ложбинку – лужи, грязь, а в грязи торчат концы брёвен, гатили дорогу по низинам. Вокруг лес стеной стоит (не исключено, что с амурскими тиграми). Самую каменистую дорогу не снимал, не до того было, когда стало чуть ровнее – сделал несколько снимков.

Хабаровский край. Дорога Де-Кастри - Лазарев. Khabarovsk region. The road De-Kastri - Lazarev.Хабаровский край. Дорога Де-Кастри - Лазарев. Khabarovsk region. The road De-Kastri - Lazarev.

Так или иначе, за четыре часа доехал до Лазарева.

Хабаровский край. Посёлок Лазарев. Khabarovsk region. The village "Lazarev".Хабаровский край. Посёлок Лазарев. Khabarovsk region. The village "Lazarev".Хабаровский край. Посёлок Лазарев. Khabarovsk region. The village "Lazarev".

До Сахалина здесь рукой подать – всего семь километров через пролив Невельского.

Посёлок Лазарев. Пролив Невельского. Остров Сахалин. The village "Lazarev". Strait of Nevelskoy. Sakhalin island.

Всё это красиво, гораздо красивее, чем на фотографиях, но надо узнать дорогу на Богородское. Расстояние небольшое, по прямой меньше ста километров, но есть ли дорога? Один из местных жителей, солидный мужчина, прогуливающийся с комнатной собачкой, выслушал мои «хотелки», посмотрел на меня с сожалением и веско заметил – «Не рекомендую.» Дорога, мол, есть, но уже лет пять назад там кусты и деревья смыкались над дорогой, никто там давно не ездит и мосты могло посносить. И повторил – не рекомендую.

— Как же вы отсюда в Николаевск катаетесь? – спрашиваю.

— Едем на Де-Кастри, будет указатель 13 блокпост, а за ним – 14 блокпост, там направо и по глине выезжаем на асфальт. Это дорога на Николаевск –

— По какой такой глине? – спрашиваю. – Там проехать то можно? –

— Сам ездил в позапрошлом году – говорит.  Хорошая дорога, раз – и ты уже в Николаевске-на-Амуре.

Пожелали мы друг другу всяческих благ и покатил я в обратный путь, к «глине». Стемнело. И днём то по лужам ехать было весело, а уж ночью – просто обхохочешься. Беспокоила возможность пропороть резину, наехав на какой-нибудь острый сучок. Так и представил – меняю колесо, а из леса за мной наблюдает тигр, которому самое время поужинать. Но всё обошлось. Часа через три заметил прибитую к дереву фанерку, на которой была нарисована стрелка и написано «Хабаровск». Стрелка предлагала повернуть направо, что и было сделано. Путь «по глине» оказался вполне приличной грунтовой дорогой, по которой легко можно было ехать под 60. И вот я выезжаю на прекрасный асфальт, на тот самый асфальт, что начался от Де-Кастри. Ну прямо федеральная трасса… Как я по ней притопил! Так бы ехал и ехал. Но время позднее, усталость берёт своё, да и нет смысла —  ехать в темноте и не видеть ничего вокруг. Сворачиваю в небольшой «карман» справа от дороги, спугиваю придремавшего зайца, который улепётывает в свете фар к лесу, в гости к тигру, перехожу в спальный отсек, завершая этот весёлый день. Столько нового за 561 километр пути – удельная «впечатлибельность» зашкаливает. Пятиминутный ролик «за дорогу» на Лазарев. Так сказать — взгляд одинокого водителя через грязное стекло.

28.08.2017. День двенадцатый. 9647 — 10246 км. (599 км.)

Вначале был асфальт. Но не долго, как раз хватило, чтоб окончательно проснуться. Дальше пошла уже привычная грейдерная дорога. Еду почти строго на север, вдоль Амура. Перед Богородским дорога прижимается к реке вплотную.

Хабаровский край. Село Богородское. Река Амур. Khabarovsk region. The village of Bogorodskoye. Amur river.

Потом река уходит влево и теряется из вида, чтоб спустя некоторое время мелькнуть впереди, обозначив конец маршрута.

Хабаровский край. Дорога Богородское - Подгорное. Река Амур. Khabarovsk region. The road Bogorodskoe - Podgornoye. Amur river.

Навстречу, одна за другой, проходят несколько машин – утренний паром через Амур разгрузился, люди поехали на «большую землю», на «материк». Ещё несколько поворотов, подъёмов, спусков – и вот он, Амур-батюшка.

Хабаровский край. Река Амур. Село Подгорное. Khabarovsk region. Amur river. The village of Podgornoye.

Как говорится – приехали…

MITSUBISHI PAJERO на берегу реки Амур. MITSUBISHI PAJERO on the banks of the Amur River.

Село Подгорное. Паромная переправа через Амур.

Село Подгорное. Паромная переправа через Амур.The village of Podgornoye. Ferry crossing the Amur.

Паром будет теперь вечером, но для пешеходов существует такси. При мне водитель набрал полный «салон» пассажиров и лихо рванул к Николаевску.

Переправа через Амур на моторной лодке. Crossing the Amur by motor boat.

За речкой – Николаевск.

Николаевск-на-Амуре. Автопутешествие на Дальний Восток. Nikolaevsk-on-Amur. Autotravel to the Far East.

Судя по размерам кораблика, речка то не мелкая.

Николаевск-на-Амуре. Автопутешествие на Дальний Восток. Nikolaevsk-on-Amur. Autotravel to the Far East.

Село Подгорное. Набережная.

Село Подгорное. Набережная реки Амур. The village of Podgornoye. Embankment of the Amur River.

Вот так я ходил по берегу, разминаясь после дороги и думая, чем бы занять себя до вечерней лошади, в смысле – до парома, как вдруг раздался телефонный звонок. Звонит жена и задаёт один-единственный вопрос: где ты находишься, что ты там делаешь и когда, наконец, домой собираешься? Сказать, что буду почти целый день ждать парома туда, а потом ещё день до парома обратно, смелости не хватило. Всё, говорю, достиг я крайней точки маршрута, «за прошедшую отсрочку не обессудьте, видно судьба моя такая, однако ничего этого больше не предвидится и теперь путь мой лежит к Вам, бесценная моя…». Так что в Николаевск-на-Амуре я не попал. Заправился на местной АЗС по 46р/литр, шиканул, так сказать, и тронулся в обратный путь.

Вокруг царило безудержное «праворулье». Если раньше большегрузный транспорт ещё как-то соблюдал традиции левого руля, то теперь и тяжёлые грузовики, размером поболее КАМАЗа, самосвалы и лесовозы, степенно катили по дорогам, управляемые водителем справа. Остаётся только, в целях удобства и безопасности, поменять стороны движения – автопарк к этому давно готов.

В обратный путь.

Новый мост. Николаевск-на-Амуре. Хабаровский край. The new bridge. Nikolaevsk-on-Amur. Khabarovsk region.

Село Богородское. До поездки читал одну заметку, люди ездили сюда и хвалили – какая тут рыба, какая икра. Проехал через село по дороге – торговли не видно. Стоит машина полиции, что-то бдят, кого-то останавливают. Спрашиваю, есть ли какой-нибудь базарчик, торговый центр. Базарчиков, говорят, нет, а торговый центр туда – назад и налево. Поехал, стоят несколько магазинов, захожу в гастроном, спрашиваю – а рыба есть? Да, говорят, селёдка. А местная рыба? Рыба, вежливо говорит продавщица, в Амуре. Идите и ловите. Ну, думаю, слава Богу, хоть в Амуре есть. Поехал дальше, не зная то ли радоваться, что здесь так бережно относятся к живой природе, то ли печалиться за ненавязчивость сервиса. Для сравнения – у нас едешь вдоль Балхаша, постоянно рыбу продают на дороге.

Уже в темноте доехал до Циммермановки, заправился на заправке, которая лучше, и думаю – куда ехать в темноте. Места вроде уже знакомые, но дорога не очень располагает к ночным поездкам. Там и остановился на ночлег. Позади остались два участка маршрута с рекордно низким дневным пробегом.

29.08.2017. День тринадцатый. 10246 — 11379 км. (1133 км.)

Десять тысяч километров остались за спиной. Но до дома ещё не близко, весьма не близко. Особенно остро ощутил это накануне – после одной ямки, где слегка задел бугорок защитой, вышел посмотреть – всё ли в порядке? Наклонившись к бамперу, услышал посвистывание из-за решётки радиатора. Открываю капот – похоже свистит ролик. Как же так, поменял три месяца назад… Видать, грязевые ванны Лазарева прошли не даром. Ну ладно, если ролик – дёшево и просто. А если помпа? Да мало ли там спереди подшипников. Поскольку заезжать в Комсомольск не планировалось, решил отложить этот вопрос до Хабаровска.

Несколько часов езды, 170 км. до Селихино, и — прощай грейдер. Временами идёт довольно сильный дождь, еду к Хабаровску. Позавчера, когда рассказывал о дороге на Лазарев, я несколько раз упомянул про тигров. Возможно, кому-то это показалось перебором – какие там тигры или другие хЫшники… За тигров спорить не буду, но медведь… По дороге на Хабаровск…. Днём…

В Хабаровске, где-то на северной окраине, увидел крупный сервис-центр. Заехал, что-то свистит в моторе, говорю, может ролик.  Загнали в бокс, открывают воздушный фильтр, проверяют масло, смотрят уровни тормозной жидкости, антифриза и гидроусилителя. Чуть до свечей дело не дошло. Ребята, говорю, вы мне ролик послушайте, с расходниками я сам разберусь. Послушали, всё послушали – точно, ролик. Есть возможность поменять? – спрашиваю. В наличии нет – отвечают. Заказать надо, часа через три привезут. Откуда в Хабаровске можно ехать три часа – не знаю. Если только из Китая…. Но, говорят, не беспокойтесь, он ещё долго может свистеть. Ладно, думаю, если на трассе «Амур» не встану, то впереди весь мир: Чита, Иркутск, Красноярск. Что-нибудь решим. Забегая вперёд скажу, что ролик посвистывал всё меньше и меньше, пока полностью не выздоровел. Работает до сих пор.

Заправился я по полной ещё до Хабаровска, в Анастасьевке. На въезде в посёлок бензин по 39.10 р/л, на выезде – 36.50. Разница очевидна. Наливаю полный бак и канистру (20 л.), которую опорожнил в Лазареве. Скажу сразу. За всю дорогу постоянно заправлялся на небольших АЗС, отличающихся ценой от гигантов типа «Газпромнефть» и т.п. Никакой разницы – расход топлива, мощность, работа двигателя – не заметил. «А если нет разницы – зачем платить больше?»

Проехав от Хабаровска километров шестьсот, остановился на ночлег. Ночевать на трассе «Амур» начинало входить в привычку. Тринадцатый день пути, вопреки его номеру, неприятностей не принёс.

30.08.2017. День четырнадцатый. 11379 — 12598 км. (1219 км.)

Ничего выдающегося в этот день, к счастью, не случилось – обычная спокойная дорога, располагающая к созерцанию и размышлению.

За время поездки у меня сложилось впечатление, что основная масса машин, едущих по трассе «Амур» — местные жители. Калейдоскопа регионов, судя по номерам, не наблюдается. Редко попадаются перегонщики машин, нечасто автовозы, фуры тоже, максимально, из соседних регионов. В общем, тотального вавилонского столпотворения нет. Встретилось несколько велотуристов, определить их национальную принадлежность не представилось возможным. Но едут издалека, судя по экипировке. Так же и мототуристы, явно не из ближнего зарубежья. И тоже не много их было. Почти весь день ехали рядом две машины из Германии, то обгоняя меня, то отставая. Вот, собственно, и весь транспортный туризм, как я его увидел. Статистику путешествующих автостопом уже приводил выше.

Некоторые размышления по поводу бензина на трассе «Амур» (а также «Сибирь», «Байкал», «Уссури»). Заправлялся и на брендовых АЗС и на мелких заправках без названия. Никакой разницы на ощутил. Расход топлива, работа двигателя — всё так же. По поводу недолива — с кружкой не мерил, а так не заметил, счётчик показывал ожидаемое количество. А вот разница в цене.. Около Барнаула на каком-то «бренде» 35.50 р/л, чуть дальше на дороге «Алтай-Кузбасс» — 32.50, «небренд». Нижний Ингаш «бренд» 36.50, чуть дальше, 40 км. на восток, Елизаветка — «небренд» 35.00. В районе Мариинска 35.00 и 33.00 соответственно. Анастасьевка (правда, это чуть в стороне от Хабаровска) — тенденция та же: 39.10 и 36.50. Владивосток — 40.17 и 38.50. Туда и обратно заправлялся в Уруше (40.00 р/л) и Васильевке (38.50 р/л). Расстояние между ними 644 км. по моему одометру, пройдено на одной заправке, получается 75 литров. Недалеко от Улан-Удэ в сторону Читы небольшая АЗС, цена была 35.00 р/л, а через 185 километров, в Новопавловке, уже 41.70. Цены указаны за 92-й бензин.

В настоящее время цены, возможно, изменились, но общая картина, думаю, осталась прежней — «брендовая» маржа за сервис в цене на один и тот же бензин.

Однако кое-что интересное было. Неверская развязка, начало трассы «Лена». Дорога на Якутск и далее, по трассе «Колыма» — на Магадан. Дорожный указатель с названием этих городов весь в ярких наклейках, не перевелись ещё романтики дальних дорог. Заезжаешь на путепровод и видно, как на север уходит дорога на Охотское море.

И, традиционно. Понимаю, это фото делают и публикуют все, но просто так проехать мимо я не мог.

Стелла "Москва - Владивосток". Трасса "Амур". Stella "Moscow - Vladivostok". Federal Highway "Amur".

31.08.2017. День пятнадцатый. 12598 — 13839 км. (1241 км.)

Рассвело, но солнце ещё не взошло. Приближаюсь к Чите, на одном пригорке термометр показывает, что снаружи -3 градуса. Вот такое лето… Это была самая низкая температура за всю поездку. Но появившееся солнце освещает и согревает всё вокруг, погода тёплая и ясная, настроение отличное, дорога ведёт вперёд, к дому. Забайкалье остаётся позади, впереди Бурятия, мосты через Селенгу и сама река близко к дороге, поворот на Кяхту (нет, нет, мне прямо, снова через Монголию не поеду).

Посёлок на трассе, рядовая АЗС, мосты, Селенга, поворот на Кяхту.

Байкал уже близок, но только заезжаю в Бабушкин, как меня тормозит дорожная полиция.

— А в чём, спрашиваю, дело? Какая причина остановки? –

— Оперативно-профилактическое мероприятие «Курорт» — отвечают.

— Какое название? – переспрашиваю.

— Курорт – гордо отвечает полицейский. – Сейчас много отдыхающих, мы должны порядок поддерживать. Вот Вы ведь тоже отдыхающий, турист?

— Ну, типа того – соглашаюсь.

— А что-то вроде страховки имеется? – продолжает интересоваться страж порядка.

— Почему «вроде»? Настоящая страховка есть – и показываю.

— О, даже российская – удивляется сотрудник. Ну тогда – счастливого пути! –

Это был последний случай беседы с полицией в России и единственный, когда у меня спросили страховой полис ОСАГО.

Дорога идёт вдоль Байкала, солнце садится, бьёт в глаза и через грязное, залепленное мошкой стекло плохо видно. А помыть нечем – вся вода закончилась. К счастью, проезжая речку, вижу сразу за мостом поворот и спуск к реке. Это река Переёмная, рядом с Танхоем. Подъехал к ж/д мосту, который стоит прямо на берегу, с одной стороны река, с другой стороны через несколько метров начинается Байкал. Пока набрал воды и сообразил сделать фото – стемнело, поэтому качество не ахти. Но Транссиб впечатлил в очередной раз. За 15-20 минут, что провёл там, поезда шли сплошным потоком в обе стороны, на мосту по два состава сразу, и грохот стоял оглушительный. Так что долго в этом месте я не задержался, выбрался на асфальт и поехал дальше. Миновав около Выдрино самую южную точку Байкала, остановился на ночлег, оставив дорогу с серпантином на следующий день. В Иркутск, по плану маршрута, мне надо было приехать к восьми часам утра.

Озеро Байкал. Река Переёмная. Транссиб. Lake Baikal. The River Pereemnaya. "Transsib" railway.

01.09.2017. День шестнадцатый. 13839 — 14961 км. (1122 км.)

Еду к Иркутску и вспоминаю прошлогоднюю поездку. В тот воскресный тёплый вечер вся дорога от Байкала была одной сплошной пробкой. По извилистой дороге машины шли плотно и медленно. Находились отдельные перекупавшиеся, видимо сильно спешившие в туалет, они обгоняли 2-3 машины, грубо втискивались обратно и плелись дальше, полностью удовлетворив свои амбиции. Наблюдать это было весело. Сейчас дорога практически пустая. Пятница, утро, временами слабый дождь. В восемь утра приехал на центральный рынок Иркутска, надо взять омуля, это уже традиция. Опять же, говорят о запрете добычи омуля с 2018 года. В этом случае торговлю точно прикроют. Взял вяленого слабосолёного и ещё холодного копчения. Прекрасная рыбка, не то что на трассе.

Иркутск, центр.

Проехав по центру города и миновав Ангару, выхожу на трассу «Сибирь», по ней мне теперь ехать до Кемерово. Еще одна торговая операция в пути – покупка брусники, так же традиционно. Но это уже дальше, на север. Местные жители, собрав ягоду в лесу, выносят на трассу для продажи. Более предприимчивые поставили столы, там тебе и ягода, и орехи, и грибы, и чай из самовара, и всякое другое. Такие вот супермаркеты на обочине. Ну и торговая надбавка за сервис не заставила себя ждать. Ведёрко брусники, за которое в прошлом году я платил 500 р., сейчас продают за 1000. И точка. В знак протеста против этой ценовой политики, покупаю ягоду по 650 р. за ведёрко у одиночных торговцев. Всё, коммерция закончена, можно ехать домой.

После реконструкции трассы «Сибирь», примерно в 2008 – 2011 годах, дорога стала проходить в стороне от многих посёлков, появились объездные дороги городов Канск, Тайшет, Тулун, сделали асфальт в Нижнеудинске. Однако, если объезд Тайшета сделан удачно, с прекрасной дороги город даже не виден, неплохо в Тулуне (едешь по краю города, но дорога хорошая), то в Канске объездная дорога была в ужасном состоянии. Не знаю, какова она сейчас – проехал через город, но если даже асфальт сделали, то расстояние там больше чем в два раза.

Канск. Архивные фотографии.

Автопутешествие на дальний Восток. Город Канск. Autotravel to the Far East. The city of Kansk.

 

Автопутешествие на дальний Восток. Город Канск. Autotravel to the Far East. The city of Kansk.

Миновав радары Канска, дорога лежит на Красноярск. Уже темнеет, а я никак не могут найти место для ночёвки. Машин на трассе почему-то особенно много, едем плотно, совсем стемнело, фары слепят, увиденные места не нравятся, там, где понравилось, не успеваю остановиться, одним словом – устал. В этот вечер, один раз за всю поездку, мелькнула мысль – и когда же всё это закончится…. Но всё когда-нибудь заканчивается, место найдено и на меня навалился отдых.

 

02.09.2017. День семнадцатый. 14961 — 16621 км. (1660 км.)

День оказался долгим, насыщенным, интересным. Сам того не желая, я установил рекорд дневного пробега, проведя за рулём почти 20 часов. Вот такой был кураж.

Начало было положено около Красноярска. Уже не ночь, сереет, и фары мало что уже освещают. Идущая впереди легковушка чуть виляет в сторону, из-под неё появляется что-то аморфное, перекатывающееся по асфальту. Влажный шлепок снизу и еду дальше. А дальше, на обочине, стоит фура, водители ставят новое колесо вместо старого, развалившегося, на обрывки которого мы наехали. К счастью, без последствий.

Мариинск, местное время 9 часов утра. Вовремя закончился дождь, когда я подъехал к мемориалу жертв Сиблага. Мемориал открыт, посетителей пока нет. Захожу, мне давно надо было это сделать.

Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. "Путь лишений". Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. "The path of deprivation."Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. "Барак для заключённых". Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. "Barracks for the prisoners."Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. "Холм памяти". Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. "Hill of Memory."Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. "Расстрельная стена". Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. "The Shooting Wall".Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. "Поминальный звон". Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. "Commemoration ringing."Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag.Мариинск. Мемориал жертвам Сиблага. Часовня. Mariinsk. Memorial to the victims of Siblag. Chapel.

В Ачинске навигатор отошёл от федеральной трассы и провёл меня через понтонный мост, что несколько сократило путь. Опять же, вспомнил поездки по другой понтонной переправе, размером поболее, через Амударью, в Чарджоу.

Снова выхожу на трассу «Сибирь». Здесь к календарю относятся серьёзно. Это у нас, в Алма-Ате, нет никакой разницы, что 31 августа, что 2 сентября – всё равно лето. В России календарь показал осень, значит осень. Ехал «туда», всё вокруг зелёное, еду «обратно» (а сколько там времени прошло, всего ничего) – берёзы желтые, лиственницы красные, ветер гонит листву через дорогу. Весь день по Кузбассу дожди, дожди. Перед Кемерово вдоль дороги полно машин стоит, народ вёдрами несёт грибы из леса. Суббота, день грибника. Автобан около Кемерово прохожу в дождь, а возле Белово навигатор предлагает мне срезать крюк, который делает основная дорога для выхода на трассу «Алтай-Кузбасс». Покупаюсь на это заманчивое предложение, но после первого километра асфальта начинается такое непотребство, что сразу вспоминаю золотое правило – прямиком ближе, а в обход быстрее. Возвращаюсь назад и еду дальше привычной дорогой. Практически до Барнаула дожди, осень отмывается от лета.

Километров за 80 до выхода на дорогу Барнаул – Новосибирск заливаю 50 литров бензина по 32.50 р. Это моя последняя заправка в России за эту поездку.

Навигатор в Барнауле и Рубцовске отыгрался на мне по полной программе «Навител». Заехал в Барнауле в какие-то узкие улочки, слева холм, лесом поросший, а барышня надрывается: «Поверните налево, поверните налево». Насилу отбился, вышел на знакомую дорогу и быстро-быстро за город. А в Рубцовске и того хлеще – по таким переулкам провёл, по таким ямам, что волны Тихого океана молча курят в сторонке.

Переход границы запомнился комарами. Они, кровососы этакие, дождались команды «Открыть все двери, опустить стёкла, к осмотру изготовиться!», да как рванули в машину. Видать, просто так их через границу не пускают, только в качестве пассажиров. И покидать моё авто они потом не спешили, прям до смертоубийства дело дошло.

Дорога до Рубцовска позволила ехать с приличной скоростью, что дало выигрыш во времени, но и расход топлива подскочил. Горящая жёлтая лампочка ясно даёт понять – до Семипалатинска не доеду. Поэтому вскоре после границы, в ауле Аул, заливаю 10 литров бензина, тут я что-то побоялся полный бак заливать. Приезжаю в город, на первой заправке «Казмунайгаз» бензин по талонам. Замечательно, только талонов у меня нет. Рядом «Гелиос», залил бак без проблем, но впереди ещё одна заправка топливом (около Учарала), и если уже прозвучал «осенний ввод талонов», то хорошего мало. Но это не портит настроения, я уже на родине, поэтому проехав несколько десятков километров ложусь спать и вижу дивный сон – я приехал домой.

03.09.2017. День восемнадцатый. 16621 — 17594 км. (973 км.)

От Георгиевки до Учарала дорога плохая и это особенно чувствуется, когда возвращаешься обратно. Разбаловала меня Россия своими федеральными трассами, расслабила. Но сама дорога ещё полбеды, а вот водители грузовиков, упорно считающие, что вся дорога принадлежит им – это почти беда. Едет такое чудо строго посередине дороги, ладно, когда никого нет – твоё дело. Но ты уйди к себе на полосу, когда тебя обгоняют, так нет же. И фарами ему моргаешь, и сигналишь – « товарисч не понимает». И только потом, нехотя, подвигается слегка, снисходит, так сказать.

На повороте к Учаралу заправляюсь без проблем, про талоны никто не говорит. Вот и славно, теперь до дома доеду без остановок. Но у неподкупных работников ЖоПаПо( Жол Патрульдiк Полициясы) было другое мнение на этот счёт.

Дорога Талды-Курган  — Алма-Ата. Впереди перевал Архарлы. Еду 110 км/час, на разрыве разделительной полосы мне навстречу разворачивается патрулька. Еду дальше, появляются знаки ограничения скорости, снижаю скорость, патрулька обгоняет и уходит (превышает скорость без включения спец. сигналов, ну да ладно). Дальше есть такое место, где знаки 90, 70 и 60 стоят очень близко один от другого. За последним знаком вижу несколько стоящих машин и эту патрульку. Снижаю скорость соответственно знакам, проезжаю знак 60 — тормозят.
— Превышение, больше 70 ехали —
— Покажите —
Прошёл в машину, показывает прибор, куча мелких фото, тыкает в них пальцем и говорит: ну вот.
— И что я должен с этого понять, спрашиваю. Вы мне покажите моё авто с моим номером и с превышением скорости.
Увеличили несколько фото, на одних скорость 64, на других 70. Номер нигде не различим.
— Это же Ваша машина, говорит —
— Как Вы это поняли? — спрашиваю.
Посмотрел на меня с тоской — ладно, езжайте.
По ходу дела, раз номера не читаются даже при увеличении, фото было сделано на достаточно большом расстоянии, до знака 60. Но поскольку знаки стоят очень близко, есть прекрасная возможность «наехать по полной»
 — протокол на другого водителя уже начали составлять.

Плотина Капчагайской ГЭС. Уже почти дома. Звонит жена – что, как, где? Решил пошутить, ещё далеко, говорю, в районе Алаколя, вода вокруг. Поскольку было около 16 часов, семья решила, что приеду я только ночью, и встречу с холодным свежим пивом под байкальского омуля запланировали на завтра. А что там от Капчагая ехать-то? Вышел на автобан, включил круиз-контроль на 140 и по левому ряду домчался в момент. Кусочек города – и в 17.30 я уже дома. Звоню в домофон – тишина. Жена была чем-то занята на участке, остальные домочадцы разбежались кто-куда. Но, таки, дозвонился, заехал во двор, сел в тенёчке. Песок неважная замена овсу. Кола вместо пива как достойная оценка моей шутки… Однако в течение получаса ситуация была исправлена, мы достали всё, что нужно и я начал рассказ о поездке.

Эпилог.

Семнадцать суток и четырнадцать часов провёл я в дороге, проехал 17594 километра, сжёг 2238 литров бензина. Поднялся на север от 43-го до 56-го градуса, прошёл на восток от 76-го градуса до 141-го, сменил четыре часовых пояса.

Это цифры, их посчитать легко. Ощущения передать труднее. Конечно, много осталось в стороне, но время на поездку было не бесконечно. Задача – благополучно съездить туда и обратно – была выполнена. Посмотреть Дальний Восток с юга на север получилось. Естественно, хочется посмотреть что-то ещё и не случайно, проезжая на обратном пути по неверской развязке, я посмотрел направо и подумал: «Интересно, а как там дальше, за….»

Автопутешествие на Дальний Восток. Автомобиль MITSUBISHI PAJERO. Autotravel to the Far East. Car MITSUBISHI PAJERO.

© 2018.

 

«Интересно, а как там дальше, за…» На машине из Алма-Аты по дорогам Дальнего Востока. 2017 год.: 3 комментария

  1. хорошая поездка. а что у вас в казахстане танки часто так ездят?

  2. Не часто, к счастью )) Но около Аягуза такое может быть.

  3. ?I was more than happy to find this web-site.I wanted to thanks to your time for this wonderful learn!! I positively enjoying every little bit of it and I’ve you bookmarked to check out new stuff you weblog post.

Добавить комментарий