Что брать с собой и как подготовить машину для дальнего автопутешествия? Этот вопрос задаёт себе каждый, готовясь к поездке. Путешествие в несколько тысяч километров по разным дорогам предусматривает некоторую автономность и готовность к случайностям. Необходима максимальная уверенность в своём автомобиле и достаточное снаряжение. Конечно, каждый водитель решает такие вопросы самостоятельно, исходя из собственного опыта, поэтому хочу рассказать о своей подготовке. Некоторые вещи покажутся кому-то лишними – не беда, ведь у каждого свой стиль и метод путешествия на машине.
Начну с подготовки автомобиля.
Необходимо проверить сроки замены расходных материалов – свечи, фильтры, масло и тому подобное. Сервисный интервал должен покрывать планируемый пробег с некоторым запасом. Если срок службы, например, моторного масла подходит к концу через пару тысяч километров, а нам предстоит проехать тысяч пять, масло лучше поменять заранее – смена масла в дороге отнимет лишнее время и не всегда может быть сделана грамотно.
Также необходимо проверить уровни всех жидкостей автомобиля – тормозная жидкость, гидроусилитель руля, антифриз, редукторы мостов, КПП. Предварительный тщательный осмотр автомобиля на хорошем сервис-центре поможет выявить начинающиеся дефекты ходовой части машины.
Взять с собой моторное масло для доливки просто необходимо – расход масла будет всегда, а при повышенных оборотах двигателя этот расход возрастает. Если продолжительность маршрута больше интервала замены моторного масла, то фильтр и масло берём, однозначно, с собой – где там в дороге искать необходимое…
Запасной комплект лампочек и предохранителей так же не помешает в дороге.
Всегда беру с собой в дальнюю поездку топливный и воздушный фильтры – качество бензина на АЗС может обмануть ожидания, движение по пыльным дорогам значительно сократит срок службы воздушного фильтра.
Всегда устанавливаю на машину капроновую сетку перед решёткой радиатора, иначе радиатор может так забиться насекомыми, что машина начнет греться. Летом, да ещё в южных широтах, это вполне реально.
Ставлю на фары пластиковые «очки» — камень может прилететь даже на асфальте. Наличие шрамов на «очках» тому подтверждение, однако фары не пострадали.
Теперь о снаряжении.
Обязательные предметы – аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки – не обсуждаются. Аптечка должна учитывать индивидуальные потребности участников поездки, по существу аптечек получается две – стандартная (обязательная) и личная. Лучше их не смешивать.
Буксировочный трос и провода высокого напряжения для «прикуривания», лопата и топорик – эти вещи могут сильно помочь не только вам, но и другим, менее опытным путешественникам, ведь на дороге надо помогать друг другу.
Желателен минимальный набор самых необходимых ключей, ну а ключик для снятия колеса так просто обязателен. Рекомендую непременно проверить степень затяжки колёсных болтов/гаек, особенно если их затягивали без применения динамометрического ключа. Излишне затянутая гайка может доставить много хлопот в случае замены колеса в дороге. Также беру с собой компрессор и комплект ремонта бескамерных шин. Компрессор небольшой, только на случай подкачки шин, накачать колесо «с нуля» им не получится, но такая задача и не ставится.
Кстати, о колёсах.
Оптимальным, на мой взгляд, является оснащение машины резиной АТ (all terrain). Достаточно уверенно можно ехать по любым дорогам, проходить небольшие песчаные или подтопленные участки, мелкие реки и ручьи. Проехав по Монголии на резине Yokohama Geolandar A/T-S G012 ни разу не пожалел, что выбрал её – прекрасно справилась с острыми камнями так называемых дорог. Для более тяжёлых условий, «полного внедорожья», такая резина не пойдёт, но там и подготовка машины нужна совсем другая.
Стёкла на машине никогда не тонировал, для дальних поездок сделаны шторки. Шнур протягивается вдоль всего салона над окнами, шторки закрывают все боковые стёкла по необходимости. Такая же шторка крепится на багажную дверь. На стоянке можно полностью закрыть весь салон.
Сзади, у багажной двери всегда стоит пара 5-и литровых фляг с водой – помыть руки, долить в бачок омывателя. На моей машине — MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model – третий ряд сидений прячется в нишу. Сидения перед путешествием снимаются и в эту нишу кладу канистру с бензином, лишней ещё ни разу не оказывалась.
Кстати, о канистре.
Поскольку она у меня с закручивающейся пробкой и, к тому же, в поездках лежит горизонтально в закрытой нише, поначалу сильно волновал вопрос её герметичности и надёжности – а ну как начнёт сочиться топливо, сразу и не заметишь. К тому же прошлой зимой из-за сильных морозов и собственной глупости (оставил в сарае плотно закрытой) её немного сжало – пришлось потом выправлять. Опасения оказались напрасными – даже слегка деформированная канистра, будучи полной, прекрасно выдержала не только изменения температуры градусов на тридцать, но и сильные изменения давления. Наполнив и закрыв её на высоте 700 метров, поднялся на высоту более четырёх километров — герметичность полная. Однако хранить пустую канистру лучше чуть приоткрытой.
Обязательно имеется достаточно мощный фонарь, перед поездкой его аккумулятор полностью заряжается.
Необходимое устройство – навигатор.
Даже в родном городе нет-нет да пригодится, а уж в дальней поездке, да по незнакомой местности без него никак не обойтись. На мой взгляд необходима спутниковая навигация, не стоит надеяться на бескрайнее распространение интернета. Своевременно обновлённые карты с нанесёнными на них самостоятельно путевыми точками хорошо помогут в пути. Желательно даже иметь пару навигационных систем с различными типами карт и степенью детализации местности.
Машина оборудована видеорегистратором и радар-детектором.
Стационарно установлены впереди на потолок, справа и слева от центральной потолочной лампы. Малозаметны снаружи, не ограничивают обзор, не нагреваются от солнца, «высоко сидят, далеко глядят». Проводки питания спрятаны под обшивку. Запасная SD-карта даёт возможность сохранить интересный ролик и перенести его на компьютер прямо в пути.
Беру с собой в поездку инвертор. Конечно, мощность его небольшая, всего 1000 Вт, но я не собираюсь в пути пользоваться электросваркой или «болгаркой». А вот для зарядки телефонов, ноутбука, планшета такой мощности хватает за глаза.
Теперь одежда и обувь.
Даже летом всегда в поездку берётся пуховая куртка и «внедорожные» ботинки – путешествие предусматривает движение не только по асфальту и ночёвки там, где придётся. Перепады температур могут быть значительны – во время поездки на Дальний Восток температура однажды утром опустилась до -3 градусов. И это в августе!
В машине имеется так называемый «cool box» — охлаждаемый от кондиционера ящик между передними сидениями. Но размеры его не велики (несколько пакетиков сока), да и температура там недостаточно низкая. Поэтому в машину ставится переносной холодильник размером побольше – 17 литров, работающий от бортовой сети. К тому же это устройство работает в двух режимах, как охлаждение, так и подогрев. Для этого просто меняется полярность при подключении штекера. Наличие адаптера даёт возможность пользоваться этим холодильником в помещениях.
Не ставя перед собой задачи обязательной полной автономности, тем не менее всегда беру с собой газовую плитку и минимальный набор посуды. Поскольку консервы и сублиматы обязательно входят в перечень продуктов, надо иметь средства их приготовления.
Спальное место.
Изготовил своими руками и ни разу не пожалел труда. Никаких хлопот с ночёвками, не надо искать и бронировать заранее, торопиться успеть в назначенную точку.
Поскольку стараюсь не ездить в тёмное время суток, то движение идёт от рассвета и до вечерних сумерек. Подвернулась к этому времени гостиница – хорошо, нет её – совсем не страшно. Кровать размером 180 сантиметров в длину и 110 сантиметров в ширину даёт возможность полноценного отдыха. Единственное условие – поставить машину горизонтально, чтобы не лежать вниз головой.
Вещи и продукты в небольших сумках лежат под кроватью. Поскольку сумок несколько, желательно их подписать, обозначить содержимое – и самому легче найти, и на границе при досмотре удобнее.
Спасибо, познавательно. Вопрос по кровати. На время путешествия, она постоянно находится в собранном состоянии? Получается, что это для путешествий вдвоем? или же ее можно разбирать, тем самым увеличивая количество пассажиров?
Кровать не разборная, её рама цельносварная. Так было проще сделать и так она жёстко крепится в машине, не болтается, не дребезжит. Два места сидячих соответствуют возможности спать двоим на кровати. Если в машине будет больше людей, тогда зачем кровать, проще спать в мотеле.
Вот была мысль поавтопутешествовать, но, прочитав, сколько всего нужно, решил, что ну его нах. «Летайте самолетами Аэрофлота» (с)
я бы поставил нормальный насос и травил шины — так больше получаешь позитива от разных дорог, больше комфорта, проходимости и надежности . без лебедок, хайджеков и лишнего перегруза . Сетку на решетку лучше сразу нормальную сделать. Кровать шикарная и пространство над ней )
Хороший сайт, был на нём не раз !
поскольку езжу в основном один, то стараюсь не залазить в такие места, где нужно стравливать давление. а так да, для более внедорожных поездок нужен насос помощнее. а сетка на решётке одноразовая, поставил — выкинул. основное время то по городу езжу.
Резина Йокогама для грязи не очень хороша,а так нормальный набор для поездок получается