Каждое лето, собираясь в дорогу к озеру Алаколь, любители пляжного отдыха задаются очень важным вопросом – как туда добраться? Удобнее всего было бы проехать эти шесть сотен километров на собственной машине, взяв с собой всё, что душе угодно. Но одни хорошо помнят разбитую пыльную дорогу, по которой пришлось тащится весь жаркий день. Для других эти неприятные подробности дополняются еще и воспоминаниями о пробитом колесе. А третьи, наслушавшись рассказов о «страшном бездорожье», поездку на своём автомобиле даже и не планируют, сразу предпочитая поезд или самолёт.
Для тех, кто твёрдо решил отдыхать летом на озере Алаколь, уже забронировал место в самом лучшем пансионате и, несмотря ни на что, поедет туда на машине, написан этот рассказ. Здесь сказано всё – какие там сейчас дороги и цена проезда по платным участкам, есть ли на трассе бензин и почём, где можно перекусить и повстречаться с дорожной полицией. О самом пляжном отдыхе и купании речь не идёт, на момент поездки (23 марта 2023 года) доступ к воде был несколько затруднён. 🙂
Итак, дорога на Алаколь.
Какие виды дорог встретятся на пути и с какой скоростью по ним можно ехать? Сразу за северной границей Алма-Аты начинается магистраль. Она обозначена соответствующими знаками зелёного цвета, состояние её почти идеальное, максимальная скорость 140 км/час и до города Конаев (быв. Капчагай) можно доехать очень быстро.
После Конаева и до Талды-Кургана дорога будет иметь по два ряда в каждом направлении и разделительную полосу. Максимальная скорость в этом случае составляет 110 км/час. Дорога очень неплохая, но ямки попадаются. Конечно, очень редко, но не расслабляйтесь слишком сильно. К тому же есть несколько мест с ограничением скорости, самое продолжительное – четыре с половиной километра — в районе перевала Архарлы. И полиция патрулирует там довольно часто. Перед началом подъёма на перевал есть место (44.215513, 77.703641) где можно отдохнуть и перекусить.
Как проехать через Талды-Курган?
Талды-Курган лучше обходить по объездной дороге, она в хорошем состоянии, там есть разделительная полоса и скорость движения, соответственно, 110 км/час. Но есть нюанс… Раньше табличка о начале города была только за поворотом на объездную и вопросов скорости не возникало. Сейчас же имеется такая же табличка перед поворотом на объездную и, вроде как, ты уже заехал в город. Но непосредственно перед поворотом стоит ещё одна табличка, обозначающая, что город начнётся только через километр.
Все эти знаки запутывают ситуацию и могут стать причиной неприятного разговора с полицией, которая вдруг предъявит превышение скорости аж на 50 километров. Но последний пройденный знак говорит о том, что объездная дорога, всё-таки, находится за городом. Полицию я здесь повстречал, точнее – обогнал, на скорости 110 км/час и никто за мной в погоню не кинулся. Но имейте ввиду наличие такого казуса.
Из пыльных архивов. Впервые на Алаколь!
На объездной дороге имеются АЗС разных брендов (45.042876, 78.419957), так что есть возможность заправится, перекусить и купить что-то по мелочи. Заправиться топливом действительно стоит, следующее подобное место с различными АЗС и кафе будет только через 280 километров, у поворота на Учарал. Цена топлива для меня была везде одинаковая, я заливал бензин АИ-92 по 180 тенге за литр. По качеству бензина претензий не возникло и это подтвердил мой автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, мотор которого работал ровно и с умеренным аппетитом – немногим больше 12 литров на 100 километров пути.
Дальнейшая дорога.
Заканчивая объезд Талды-Кургана и проезжая мимо аэропорта, мы заканчиваем путь по дороге, которая уже давно полностью готова и начинаем движение по трассе, где всегда чего-то не хватает. 🙂 Этот симпатичный самолётик стоит около аэропорта, который имеет двойное назначение.
Подробно и наглядно вся дальнейшая дорога до Алаколя представлена в ролике, что будет показан ниже. В рассказе я остановлюсь только на отдельных деталях. Сейчас, чтоб закончить с дорогой от Алма-Аты до Талды-Кургана, сообщу следующее: она платная и за проезд туда-обратно я отдал 780 тенге. А теперь – едем дальше.
Что не так со знаками?
Асфальт, как вы видели есть везде, и хороший асфальт. Но вот разметка, обочины и, самое главное, знаки…. Со знаками совсем беда. Их стоит настолько много, что в глазах желто. Стоят они по одному и группами, только жёлтые и в сочетании со знаками других цветов.
Они предупреждают о приближающихся перекрёстках, опасных поворотах и скользкой дороге. Запрещают обгон и, самое главное, ограничивают скорость.
Если строго следовать этим рекомендациям, то время в пути увеличится раза в два. Конечно, обгонять на опасном повороте не стоит, тем более, что это запрещено ещё и разметкой. Не вредно, также, знать о приближении перекрёстка, откуда может нежданно кто-нибудь выехать… Но ехать в течение пяти километров со скоростью 50 км/час по гипотетической причине скользкой дороги… Это уже перебор. А зачастую скорость ограничивается и вовсе без причин.
Скажу сразу – никто подобных скоростных ограничений не соблюдает. Там, где нет других препятствий, все держат около сотни. И дело не в том, что у нас сплошные нарушители. Дело в том, что эти жёлтые знаки формально не существуют. Они не указаны в Правилах дорожного движения, их нет в документе, регулирующем правила применения знаков. Изготовленные в огромных количествах, они, по непонятной причине, вытеснили из жизни дорожные знаки, существующие легально.
Полиция на трассе.
Однако я не заметил рвения дорожной полиции по принуждению водителей к соблюдению этой «жёлтой пурги». В районе поворота на Лепсы (45.377399, 78.647384) я проехал со скоростью примерно 80 км/час мимо жёлтого знака 40. Тоже самое сделала и машина, идущая впереди. Полицейский, что стоял чуть дальше, на противоположной стороне дороги, проводил нас равнодушным взглядом и удобнее облокотился на патрульную машину.
Раз уж речь зашла о полиции, то отмечу места, где она традиционно встречается. Это спуск с перевала Архарлы, объездная дорога вокруг Талды-Кургана, кольцо (46.197384, 80.868311) для поворота на Учарал и перекрёсток на выезде из Учарала в сторону Алаколя (46.182621, 80.971168). Старое традиционное место в посёлке Кабанбай (45.836440, 80.611775) в связи с перепланировкой дороги приказало долго жить. Но, думаю, найдут замену… 🙂
Указание подобных мест не означает, конечно, что соблюдать ПДД нужно только здесь, а в остальном ездить как попало. Соблюдать ПДД нужно везде и всегда. Просто наши патрульные полицейские, к сожалению, не всегда действуют строго по букве закона, а в подобных «рыбных местах» и прибавить могут то, чего и не было. Так что читаем ПДД, знаем ПДД, ездим по ПДД и хорошо помним ПДД в случае разногласий.
Два разных участка пути…
Хочу немного подробнее остановиться на участке дороги между населёнными пунктами Кольбай и Кабанбай. В ролике, который вы уже глянули, я упоминал об этом отрезке пути. Это действительно была самая печальная часть дороги и возились с ней дольше всего. Трассу, идущую по холмам, постарались максимально выровнять. Вершинки холмиков срезали, а ложбинки, оказавшиеся на пути, засыпали как могли. Для этой цели нарыли таких карьеров, как будто здесь алмазы добывают. 🙂 Но дорога в результате получилась очень даже хорошая.
На фоне всех этих масштабных ремонтов и реконструкций каким-то нелепым недоразумением выглядит кусочек дороги от кольца на трассе «Алма-Ата – Усть-Каменогорск» до реки Тентек. Там и ехать-то всего ничего, несколько километров едва наберётся, и дорога то не сильно страшная, можно от ям увернуться, но… То ли забыли сделать, то ли деньги потеряли и чуть-чуть не хватило. 🙂 Но, не успели все эти мысли обосноваться в голове, как Тентек остался позади, а с ним и этот «недоделок».
После Учарала дорога идёт вдоль гор Джунгарского Алатау.
Слева, на севере, к дороге постепенно приближается береговая линия озера, а справа, на юге, отчётливо становятся видны заснеженные вершины. Там, с другой стороны этого могучего хребта, тоже есть дорога, идущая от села Кабанбай к Алаколю.
Путь этот, конечно, не столь хорош, как по равнине, но несравненно более живописен. Горы, укутанные в настоящее время плотным снегом, летом покрываются яркой и пышной зеленью, среди которой бегут многочисленные ручьи.
Вы можете познакомится с этой дорогой у меня в рассказе. Он был сделан в 2021 году, но не думаю, что там произошли большие изменения. Насколько мне известно, хуже точно не стало. 🙂 В рассказе есть фото и видео и по ним, кстати, можно сравнить, насколько всё изменилось за два года.
А мне остаётся только сказать, что поездка прошла без каких-либо происшествий. Всё время была прекрасная погода, торосы на озере планов не нарушили, поскольку купаться никто и не собирался. К сожалению, горы затянуло дымкой, идущей от Джунгарских ворот, поэтому и фотографии не все получились чёткими. На зонах отдыха тишина, они ещё погружены в зимнюю спячку, но скоро всё начнёт просыпаться и готовиться к летнему пляжному сезону.
Приятной поездки на Алаколь и удачи на дорогах!
Посмотрел видео про дорогу на Алаколь. Очень рад что теперь можно доехать без тряски и ущерба подвеске. Скажите пожалуйста, знаете/слышали ли вы про состояние дороги на сегодня от Ушарала до Калбатау?
На одном форуме прочитал следующее сообщение:
«Отчёт про дорогу Семей-Калбатау-Аягоз-Учарал-Талдыкорган-Алматы по состоянию на 16 марта 2023 года куда лучше стала, есть конечно объезды, но самая попа это до Аягуза и после Аягуза примерно по 30 км в каждую сторону, а в остальном дорога вся новая, с Семея до Алматы 14 часов заняло с двумя остановками на перерыв минут по 30. Двигался на пузотёрке Hyundai Accent.»
Подтвердить достоверность не могу, другой информацией не владею.
я 2 года назад ездил, было намного хуже. Ну а тут всего 60 км. Устькаман-Алматы с вычетом остановок 16 часов было на кроссовере.
Спасибо за информацию! Надеюсь, она достоверная. )
В прошлом году, с Капчагая до Усть-Каменогорска 16 часов, с перекурами 4 раза примерно по 20-30 минут, на Ниссан Партфиндер… самая попа да, в районе Аягоза, в сравнении с 2014 годом, дорога почти идеальная )
Доброго времени суток, до Аягуза и после него примерно по 30 км в каждую сторону объезды. Остальной участок дороги точно же такой как коллега описал в ролике (новый асфальт и временные знаки, но мне от Семея до учарала ни одного ДП не повстречалось.
(Немного не по теме статьи, но в последних статьях у вас поездок таких не нашёл.) Случайно не знаете, закончен ли ремонт от Караганды до Балхаша? Или какое там сейчас состояние дороги? Летом думаю проехать по маршруту Кустанай — Алматы: в одну сторону через Атбасар, Астану, Балхаш, а обратно через юг на Кызылорду, Карабутак, Лисаковск.
Встречал информацию, по состоянию на середину прошедшей зимы, что дорога стала гораздо лучше от Караганды до Балхаша. За исключением нескольких объездов нормальная дорога. Плохие участки в районе Аксуека, это у нас традиционно на стыке областей. ))
Но вся эта информация «со слов».
Спасибо!
Здравствуйте, каждый год вот уже на протяжении 9 лет ездим отдыхать на Алаколь в поселок Акчи. Все время ездим через горы (поворот на Кабанбаевском кольце на право и через поселок по главной дороге). В прошлом 2022 году дорогу через горы на перевалах отгрейдировали, заасфальтировали. Через горы ехать короче и пейзажи там прямо Швейцария (горные речки, зелёные горные луга), в деревушках продают очень вкусный мёд с местных пасик.
Дмитрий, можете рассказать как ехать через горы.
Присоединяюсь к предложению рассказать подробнее о своих впечатлениях. Пока Дмитрий готовит ответ, предлагаю карту, фото и видео дороги на Алаколь через горы (вторая половина рассказа) https://roadstravel.ru/ozero-alakol-zhalanashkol-doroga-2021/
Здравствуйте! А как это через горы ехать? Куда надо ехать чтоб через горы поехать
Здравствуйте! В рассказе есть ссылка на подробное описание дороги через горы. Там и фото, и видео, и карта.
Согласен! Мы заезжали в Константиновку на несколько дней, там во времена СССР была пасека, мед которой получал много разных наград. Я его сам не ем, но жена и родственники говорят, что лучше не пробовали!
Wow, blog ini seperti roket meluncur ke alam semesta dari keajaiban! Konten yang mengagumkan di sini adalah perjalanan rollercoaster yang mendebarkan bagi imajinasi, memicu kegembiraan setiap saat. Baik itu gayahidup, blog ini adalah sumber wawasan yang inspiratif! #KemungkinanTanpaBatas Berangkat ke dalam petualangan mendebarkan ini dari pengetahuan dan biarkan pemikiran Anda melayang!