Китай близко. Всего 350 километров по дороге – и граница. Не случайно, что многие географические названия здесь связаны с этой страной, имеют китайские корни. Вот и Тянь-Шань, насчитывающий более трёх десятков вершин — «шеститысячников» во главе с пиком Победы (7439 метров), по-китайски «небесные горы». Чтобы частично подтвердить «мудрую» мысль, что умный в горы не пойдёт, я решил в эти горы поехать. Поехать в Тянь-Шань. Заняться, так сказать, автомобильным альпинизмом.
Пролог.
Автомобильный альпинизм — это, конечно, шутка такая, машина не лазает по скалам, на то она и машина. Но это и не езда по асфальтированным и благоустроенным дорогам в европейских Альпах с ночёвками в комфортабельных шале. Подъём на машине почти на четырёхкилометровую высоту и автономность поездки по принципу «всё с собой» очень сильно роднит такие маршруты с походами в горы. Поскольку лично я поднимался пешком лишь на высоту чуть больше 4000 метров с двухпудовым рюкзачком за спиной, такие горные возможности автомобиля меня полностью устраивают.
Интерес к горам вполне объясним для жителя Алма-Аты, хотя далеко не каждый мальчишка постоянно ходит в горы. В моём случае выбора не было. Работа моего отца была связана с горами и меня постоянно брали с собой всё время, сколько я себя помню. С возрастом тяга к горам не прошла и, естественно, что первые загородные поездки на своём автомобиле, были поездками в горы.
От окраины Алма-Аты до ближайшей государственной границы Казахстана – 20 километров по прямой. Дальше, за границей, Киргизия. Но проехать напрямую, через хребет Заилийский Алатау, не получится по одной простой причине – нет дороги через границу. В конце прошлого тысячелетия была предпринята попытка пробить путь по кратчайшему расстоянию от Алма-Аты до озера Иссык-Куль. Идея такой дороги существует уже давно, фото и видео поездки по этому маршруту есть в рассказе «На машине вокруг Алма-Аты».
История с географией.
Будучи этнически близкой соседкой Казахстана, Киргизия разительно отличается ландшафтом. Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы, более половины её территории располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м.
Хребет Терскей-Алатау, идущий южнее озера Иссык-Куль, прорезают три дороги. В западной части хребта это дорога на Чарын и дальше, мимо озера Чатыр-Кёль, в Китай, Кашгар. В центральной части, в нескольких метрах от берега, начинается дорога вдоль реки Барскаун, к золотому руднику «Кумтор». И, наконец, третья дорога, в восточной части хребта, ведёт к посёлку Инылчек.
Горы к югу от Иссык-Куля очень богаты полезными ископаемыми. Однако, если добыча золота в Кумторе (третье по запасам золота в мире месторождение, полностью принадлежащее канадской золотодобывающей компании) ведётся полным ходом, то Иныльчек практически заброшен. Строительство современного города и горно-обогатительного комбината, начатое в последние годы существования Советского Союза, оказалось не по карману независимому Кыргызстану. Однако дорогу туда проложить успели, и вот по этой дороге я и направился через перевал Чонашу. Это был своего рода маршрут выходного дня – выезд рано утром и возвращение на следующий день вечером. Протяжённость маршрута составила 420 километров в одну сторону.
Раннее августовское утро, скорее – поздняя, поздняя ночь.
Выхожу на Кульджинскую трассу (и опять китайские корни, дорога ведёт в Кульджу, в Китай). Попутных машин практически нет, а вот встречный поток уже присутствует – люди тянуться в южную столицу несмотря на ранний час. Поскольку Кульджинка на протяжении нескольких десятков километров от Алма-Аты является практически одним посёлком, то и скорость движения соответствующая. Ближе к Чилику загородные интервалы увеличиваются, но скорость не растёт – капитальный ремонт дороги, практически строительство новой. Старая добрая Кульджинка появляется только после моста через реку Чилик. Посередине Сюгатинской долины эта дорога уходит на Чунджу, я же еду в Кеген.
Поскольку заправляться бензином в Киргизии не планировалось, в Кегене заливаю бак под пробку и вперёд, на Каркару, последний казахстанский посёлок перед границей. Примерно за десять километров до границы асфальт исчезает, но даже на этой малой скорости приезжаю к границе минут за десять до открытия КПП. Народу практически нет, по 2-3 машины с каждой стороны, границу прохожу быстро, не ощущая какого-либо интереса со стороны пограничников – пара стандартных вопросов и до свидания.
Киргизия.
После границы асфальт не появился. Дорога эта идёт дальше вдоль северного, курортного, побережья озера и там асфальт есть, но я сворачиваю налево на первый попавшийся мост через реку Тюп и ухожу на перевал Санташ. Через него машины ездят не густо – самое начало подъёма фильтрует транспорт, пропуская лишь тех, кому ну очень надо. Или любителей природы. А природа здесь красивая. Сам перевал не высок и, слегка погрозив вначале, всю оставшуюся дорогу демонстрирует дружелюбный нрав.
Дорога, в основном мягкая, на спуске с перевала даёт возможность насладиться широкой панорамой «Восточного Прииссыккулья». В появившемся слева хребте Терскей-Алатау я замечаю начало ущелья. Это Тургенаксу. На петляющей через посёлки дороге участки асфальта чередуются с гравием, есть даже новый кусок асфальта, но, по мере углубления в ущелье состояние покрытия ухудшается и асфальт полностью пропадает. Дорога, медленно поднимаясь в горы, идёт вдоль реки, по правому берегу.
Представленные далее фотографии были сделаны на обратном пути, поэтому направление съёмки не всегда совпадает с направлением движения в рассказе.
Примерно в двадцати километрах от начала ущелья дорога резко поворачивает налево, здесь в реку впадает ручей Коккиянын-Суы. Основное ущелье уходит дальше прямо, но оно тупиковое, там не только проехать, пройти вряд ли возможно.
Подъём на перевал Чон-Ашу.
Повернув налево, еду вдоль ручья, всё выше поднимаясь в горы и всё ближе подбираясь к перевалу. Граница леса (а это высота, примерно, чуть ниже трёх километров) осталась далеко внизу, вокруг расстилаются ярко-зелёные альпийские луга. Видя всё это и чувствуя себя настоящим альпинистом, мой автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model достаточно быстро поднимается выше и выше. Надо сказать, что дорога пока относительно неплохая. Нет, асфальт не присутствует, но поверхность ровная, в меру твёрдая, а, самое главное – дорога не крутая. Поскольку делалась она для круглогодичного проезда тяжёлых грузовиков в Иныльчек и обратно, то и угол подъёмов здесь соответствующий.
Для равномерного распределения привода передний мост на машине конечно я включил, но о пониженной передачи речи не шло. Между тем травы вокруг становилось всё меньше, а скальных осыпей – всё больше. Рядом с основной дорогой были видны старые участки, менее удобные и более крутые.
Плавный, широкий изгиб почти горизонтального участка пути, кусочек практически прямой дороги – и перевал.
Ну вот и достигнута наивысшая точка маршрута – перевал Чонашу высотой 3822 метра согласно карте Генштаба.
Долина реки Оттук.
Так же, сначала плавным изгибом идёт дорога с перевала, оставляя далеко внизу ручеёк Чонашу, чтоб затем, сделав пару крутых поворотов и спустившись в долину реки Оттук, идти вдоль этой реки до Сарыджаза. На этих фото видно, как идёт дорога сразу от перевала:
Прокрутив все положенные ей серпантины, дорога плавно спустилась вниз, к реке. Суровые скалы ненадолго отступили, снег исчез, каменные осыпи сменились ярким ковром травы, по которому бежали ручьи. Всё это дополнялось ярким солнцем и единственное, что не вписывалось в эту идиллическую картину, была довольно жёсткая дорога. Мне показалось даже, что её состояние стало ухудшаться после спуска с перевала в долину. Так, прикидывая возможное время прибытия в конечную точку маршрута, я проехал ещё пару километров.
Здесь меня поджидал приятный сюрприз. Достаточно давно исчезнувший асфальт вдруг взял, да и появился. И, в целом, достаточно хороший, идущий до самого посёлка Иныльчек.
После спуска с перевала дорога идёт примерно километров десять по широкой долине реки, до того места, где чистейшая вода Оттук вливается в грязно-жёлтый поток Сарыджаза, берущего начало от северных ледников Хан-Тенгри. Хотя высота этого пика достаточна велика – 7000 метров, увидеть его мешает узкое ущелье и большое расстояние — от места слияния рек до этой могучей горной вершины 85 километров по прямой.
Река Сарыджаз.
Подъезжая к Сарыджазу, я всё время ожидал встречи с пограничниками — по сведениям, полученным из «достоверных» источников Интернета, здесь должен был находиться пост и дальнейший маршрут был под вопросом. Однако мои опасения оказались напрасны, никаких пограничников здесь не было, и я спокойно поехал дальше, вдоль мутных вод этой горной реки. Встреча со стражами границы пока откладывалась.
Предлагаемый ролик включает в себя путь, описанный выше. Забыв хорошенько зарядить батарею камеры перед поездкой, мне не удалось сделать видео всего маршрута. Однако главное — преодоление перевала Чонашу — зафиксировано для потомков.
К сожалению, время и горы берут своё, дорога разрушается, но «тяжёлое наследие Советского режима» продолжает служить людям. В одном месте камушки хорошо засыпали дорогу.
Через эту осыпь надо было переехать
Конечно, упавшие камни, и достаточно большие, встречались на дороге и дальше, но таких осыпей больше не было. Лента асфальта вела на юг, извиваясь вместе с рекой и с трудом протискиваясь среди практически отвесных скал. Внизу, в теснине, шумел Сарыджаз, неся свои мутные воды в Китай, к ожидающей его там плотине ГЭС.
Впереди Иныльчек.
Неспешно продвигаюсь вперёд и с радостью наблюдаю, как склоны гор вокруг меня постепенно утрачивают суровость. Ущелье тоже потихоньку расширяется, чтоб потом, в месте слияния рек Сарыджаз и Иныльчек, распахнуться во всю ширь.
Сразу за мостом через реку Иныльчек – пограничный пост.
Шлагбаум закрыт, постовые с автоматами, к охране государственной границы здесь относятся серьёзно. Дальше ехать нельзя, поскольку начинается погранзона, а пропуска у меня нет. Выясняется, что пропуск можно было оформить в Караколе (Пржевальск), делается это, якобы, достаточно быстро. На будущее учтём. А пока, ещё немного поговорив с пограничниками, разворачиваюсь. Чуть отъехав от моста и свернув с дороги, ставлю машину для стоянки. Обустроившись и немного погуляв вокруг, сажусь ужинать, выпиваю сто грамм за успешное достижение цели, наслаждаюсь свежим воздухом, разглядываю руины городка и комбината. Печальное зрелище.
Рядом шаги, подходит давешний служивый от шлагбаума, опять с автоматом. То ли обход делает, то ли просто гуляет. Слово за слово, разговорились. Парнишка поведал мне о тяготах и опасностях службы, я угостил его чаем и морально поддержал. Потом спрашивает:
— А куда Вы хотели дальше проехать?-
— Недалеко, тут вроде горячие источники есть, слышал об этом, хотел посмотреть, искупаться – отвечаю.
— Да, говорит, есть такие. Если только до источников и обратно, могу сейчас пропустить –
— Спасибо, говорю, уже выпил спиртного, не поеду. Теперь в другой раз. –
Ещё немного поговорили и расстались.
Собственно, дальше вдоль Сарыджаза мне было ехать и ни к чему. А вот проехать по дороге, которая идёт вверх по реке Иныльчек, было бы интересно. Примерно через тридцать пять километров дорога закончится, раньше там был базовый лагерь для экспедиций на Хан-Тенгри. С этого места до ледника Южный Иныльчек остаётся порядка десяти километров, что вполне доступно для пешей прогулки. Так что планы на будущее есть.
P.S. Возвращение в Тянь-Шань случилось не так быстро, как хотелось бы. Как говорится: обещанного три года ждут…
Примечание.
Использованные в рассказе географические названия взяты с топографических карт Генштаба. Возможно другое написание и произношение этих названий.
Бывал я там, пешком. До альплагеря Майда-адыр , где еще застава пограничная дорога так себе, местами совсем плохая. Если уровень в реке низкий — можно добраться до кордона Ат-Джайлоо. При совсем упорном штурме — до лагеря Ива. Но машину нужно готовить.
Если вода поднимется из-за дождей или прорыва озера Мерцбахера — застрянете там на неделю.
замечательный отчет, красивые фотографии! теперь когда соберусь опять ехать в те места, то обязательно сверну с каракольской трассы и проеду Вашим маршрутом.
Паджеро, либо по другому-Montero,что означает воин-горец!
Красивые места очень….а после 100 гр.. надо было ехать до источников…кому там проверять на трезвость
Я дальше поста этого в армии там служил на заставе Эчкилиташ. Если от нее дальше ехать в другому посту , там видно пик Хан Тенгри.
Река Сарыджаз берёт своё начало с ледника Семёнова, который сползает с пика Семёнова, хребет Сарыджаз.
В прошлом году, посещал заброшенный г.Иныльчек. Мы поднимались к шахтам Сарыджазского ГОК, зрелище скажу я эпичное. Встречается брошенная техника, например кран на гусеничном ходу, так и не смог найти в Google его марку. Никогда такой не видел, не раскуроченный.
В штольнях, которые посетили, на разных глубинах от входа завалы. Произошло обрушение сводов и грунт засыпал проход. Встретили целую парковку шахтных вагонеток, перевёрнутых вверх колёсами, то до сих пор легко крутящихся без скрипа. Видимо смазка сделанная в СССР ещё работает.
Но в целом разрушения и мародёрство достигает огромных размеров, практически весь металл, который можно сдать в металлолом вырезан.
Очень интересный отчет. Прям захотелось туда съездить! Вопрос по машине. На видео складывается впечатление, что с подвеской у авто не всё в порядке. Очень шумно при проезде неровностей. Или это Паджеро 4 настолько шумная машина?
Да, места там замечательные, есть на что посмотреть. А по машине ничего страшного нет. Это путешествие трехлетней давности, летом 2015 года. Весной 2016 заменил две передние верхние шаровые опоры: на одной был небольшой люфт, вторую — за компанию. Месяц назад, перед Новым Годом провели диагностику ходовой части на сервисе оф. дилера — передняя подвеска без дефектов, сзади слегка потеет один амортизатор. Машину тихой назвать сложно, пластик обшивки и передней панели хорошо резонирует, усиливает звуки…
Понятно насчет машины. Я рассматриваю для себя в будущем именно Паджеро 4 и читал про шумноватый салон. Именно Паджеро 4 мне нравится сочетанием хороших ходовых качеств и отличной проходимости. Независимая подвеска комфортней классических подвесок внедорожников при движении по трассе. Все-таки по асфальтовым\грунтовым дорогам мы ездим гораздо больше чем по бездорожью, на котором именно рама может считаться плюсом.
Ездил я, как и вы, и на Паджеро II и на Паджеро Ш . Только хорошие воспоминания оставили обе машины.
Я сам из Усть-Каменогорска, приезжайте к нам, у нас много интересных мест для автотуризма.
За приглашение спасибо, Усть-Каменогорск мне понравился, был несколько раз в этом городе. По поводу машины — есть у меня в блоге две статьи, там более подробно о Паджеро 4. И про другие машины рассказано. Рубрика https://roadstravel.ru/category/car_mmc_pajero/
Слышал за эти места но не получается туда проехать никак. В этом году точно собираюсь, а где там источники?
По Сарыджазу ниже посёлка километра четыре. 41.99450 и 79.07881
Спасибо за видео, этим летом хочу поехать туда. Что сейчас с разрешением в погранзону, где и как делали?
Пропуск в погранзону делал через турфирму, можно также и самому обратиться в Государственную регистрационную службу Киргизии.
Хотел бы уточнить какая дорога все таки лучше Павлодар-Астана-Алматы либо Павлодар-Караганда -Алматы. Вторая длиннее. В апреле собираемся в Бишкек. Автомобиль Митсубиши аутлендер 3, 2,0 4 вд. Есть ли у Вас еще какие либо планы по Киргизии, что Вы могли бы посоветовать. В любом случае очень благодарен за размещенный Вами материал
Не совсем понял, почему вторая дорога длиннее. По картам яндекс получается так:
Павлодар — Шидерты — Астана — Караганда 660 км.
Павлодар — Шидерты — Молодёжный — Караганда 440 км.
Что касается состояния, то в прошлом году плохой участок был как раз Павлодар — Шидерты, а потом до Астаны гораздо лучше. Сейчас, думаю, должны были ещё больше сделать, может быть даже и закончили почти. От Астаны до Темиртау — автобан, 140 км/час, сейчас стал платным.
По Киргизии. Планов много, но для полного счастья (если интересуют горы) нужно две вещи:
1. Пропуск в погран. зону (там много есть красивых и «диких» мест).
2. Машина подготовленная, повыше ( мой Паджеро кое-где проходил на грани, можно повредить).
На Митсубиши аутлендер советую в ущелье Барскаун, там максимально далеко можно проехать без пропуска и по хорошей дороге. На северном берегу Иссык-Куля — Григорьевское ущелье. Но в горах в апреле, особенно в начале, может быть снега много, да и не жарко.
Благодарю за ответ
На выходные ездили с упругой в Астану, очень понравилось, участок Павлодар — Шидерты в нормальном по моим понятиям состоянии, круг 220 км наверно поеду по прямой.
Понравилась Ваша мысль по движению в горах на полном приводе для лучшего распределения усилия, до этого времени ездил на переднем до упора, считал правильным. Т.е. вы ходите везде в горах на полном приводе без блокировки мостов? В Киргихию еду однозначно в апреле думаю на летней резине (большой пробег по асфальту) Очень интересует получение пропуска в погран зону, что, как, где, сроки выдачи. Новый год провел с супругой в Монголии, объезди практически все, вблизи Чуйского тракта, где мог пройти- изумительно. Потом заезжали на Телецкое озере- зима, но очень красиво, горнолыжный курорт Таштагол, возвращались через Новокузнецк. дороги хорошие. До того были на Бухтарме, ездили в санаторий Богдановские ключи-понравилось. Оъездили всю Грузию, от туда несколько раз ездили в Турцию. Практически везде были в Абхазии, пропуска в погранзону там вообще без проблем. Были на севере Омской, Тюменской обласей, Тобольск, Ханты, Обская губа. Алтай очень нравится, были несколько раз там где могли проехать. Проехали все побережье Черного моря, очень понравилось в Таганроге. Были в Усть Куте, понравился Ваш маршрут до Северобайкальска, интересней чем через Иркутск, обязательно поеду с лодкой и мотором и вообще мечта Байкал. Интересно Якутия Зимой, хочу проехать Усть Кут- Ленск- Айхал-Якутск- довольно сложный маршрут пока решиться не могу, дорог там нет, одни зимники. Интересуюсь сплавами, как говорят кто начал путешествовать на машине, тот обязательно купит себе лодку -очень много интересных, но недоступных для автомобиля мест, сплвы по рекам. озерам, водохранилищам и пр. Хотелось бы побывать в Туве, Хакасии, на Ямале летом. Этим летом планируем пробный сплав Омск-Тобольск по реке и обратно, посмотрим как мотор, как лодка. Киргизия интересует очень, горы просто любим, возможно Узбекистан, хотя особого смысла не вижу. Таджикистан интересно, но довольно опасно. На счет тепла не переносим жару, лучше чуть прохладно, апрель для нас идеально если куда то на юг. Ваш маршрут к золоту проеду обязательно впечатляет. Что касается клиренса, ездил при социализме на жигулях 4 модели, ездил везде, теперь на кросовере проще. Аулендер нравится, не поджеро, но машина нормальная, сборка японская.
Ну что сказать, список путешествий впечатляет, здорово!
По вопросам. Полный привод практически всегда по горам, если нет асфальта. По поводу клиренса машины — дело не только в нём, ещё важны свесы, желательно покороче. Пропуск в погран. зону можно получить самостоятельно в Бишкеке, вроде можно сделать за один день. Зайдите на сайт https://grs.gov.kg/ru/ , там у них есть онлайн-консультант. Госпошлина в прошлом году была 250 сомов для иностранцев. Пропуск даётся до конца года. Надо указать районы поездок.
Благодарю за информацию прошел по ссылке, все нормально. Есть трудности с картографическим материалом, карты Генштаба идеальный вариант, но Киргизия и Узбекистан отсутствуют полностью. Вообще они у меня частично есть, но как-то кусками, части не стыкуются и пр. Если есть возможность, хочу попросить у Вас хотя бы Киргизию.
Карты можно посмотреть и скачать здесь http://loadmap.net/ru Иногда бывают перебои в работе этого ресурса.
Благодарю
съездил в Киргизию, Узбекистан. Сказать хорошо-ничего не сказать. Подробности напишу на майл.
Пишите, прочту с удовольствием. Тоже был в поездке, только по Казахстану, рассказ уже есть, обновляется.
Прочитала с удовольствием. Киргизские горы обожаю!
Иныльчек забросили а какие планы были, огого. Работал в тех местах одно время.
Вот есть интересный маршрут по Киргизии.оз.Сонколь
https://www.youtube.com/*****
Вы можете рассказать об этом маршруте, написать о своих впечатлениях. Ссылки на сторонние ресурсы не приветствуются.