Знакомство с этим озером состоялось у нас двадцать лет назад. В те годы популярность Кольсайских озёр была невелика, о них мало говорили и ещё меньше ездили сюда. Расстояние от Алма-Аты не большое – около трёхсот километров, однако дорога в те времена была плохая и её состояние продолжало ухудшаться. Тем не менее, нам эти места нравились и приезжали сюда мы довольно часто.
Посмотреть на Кольсайские озёра (выше второго озера мы не поднимались), посмотреть на озеро Каинды, на разлив реки Чилик около посёлка Саты и другие красивые уголки природы всегда было приятно. Но постепенно Кольсай отошёл на второй план, начались дальние поездки и последний раз мы были на этом озере десять лет назад. И тут вдруг захотелось посмотреть снова эти места, узнать – что изменилось на озере и по дороге к нему.
Выезжаем рано утром, в четыре часа.
Маршрут поездки такой – к озеру едем по Кульджинскому тракту, а обратно проедем до Алма-Аты по новой дороге, от Чилика к Байсерке (Дмитриевка) и на Капчагайскую трассу. Едем на один день, просто прокатиться и посмотреть. Поехали специально пораньше, чтобы в любом случае вернуться засветло.
Дорога до Чилика изменилась мало.
С каждым годом Кульджинка обживается всё больше и больше. Думаю, что постепенно весь участок дороги до Чилика превратится в один большой посёлок – интервалы между населёнными пунктами становятся меньше и меньше. Качество дороги различное, есть участки относительно свежего асфальта, есть похуже. В целом дорога не плохая, откровенных дыр в асфальте нет, да и сильно не разгонишься здесь. Если соблюдать все ограничения скорости (что мы и делали), то дорога до Чилика занимает два часа, а это сто километров расстояния. Попадались обледенелые кусочки асфальта, как напоминание о сильных морозах двухнедельной давности. Но сейчас потеплело, ранним утром 13 февраля термометр показывает минус 4 градуса.
Заблудились.
За 7 километров до Чилика к Кульджинскому тракту слева походит новая дорога на Хоргос. Теперь едем по свежему бетонному покрытию. Четыре полосы, ограждения, разметка, знаки, указатели – присутствует всё. Ехать приятно, Чилик остаётся слева, машин мало, держим скорость около сотни и потихоньку понимаем, что едем не туда. Указатели на дороге поставлены были не все.
Сразу за мостом через реку Чилик был поворот направо, дальше по Кульджинскому тракту, но указателя, что здесь дорога уходит на Кеген и Нарынкол, не было. И мы проскочили прямо километров пятнадцать. Остановились, посмотрели по карте, удивились сами себе – это надо же, под Чиликом заблудиться! И поехали назад. А что делать? Ехать на Кольсайские озёра через Чунджу мы были не готовы.
Полтора десятка километров в обратную сторону, несколько виражей по новым развязкам – и вот он, искомый поворот. Бетонное покрытие дороги исчезло, уступив место практически новому асфальту. По нему едем через посёлок Байсеит, ещё проезжаем километра три и пошёл старый асфальт Кульджинки. Старый не значит плохой, но и сильно хорошим его тоже не назовёшь..
За Чиликом.
Дорога идёт через длинный посёлок Нура и затем, повернув направо, втягивается в ущелье. Термометр сначала показывает четыре градуса мороза, потом начинает холодать. Пока проехали по ущелью эти полтора десятка километров, температура упала за десять минут на двенадцать градусов и в посёлке Кокпек мы уже видим на термометре -16.
Утро ясное, морозное, первые километры по Сюготинской долине принесли снижение температуры ещё на два градуса. Минус 18 градусов – это был минимум, который мы увидели. Падение температуры на 14 градусов за какие-то полчаса – это сильно. Но такая температура держалась не долго, уже в конце долины, перед перевалом через горы Торайгыр, потеплело градусов на пять.
На этом видеоролике участок дороги от Сюготинской долины через горы Торайгыр до поворота с Кульджинского тракта на Жаланаш.
Снега и льда на дороге нет, сухо, дорога не плохая, перевал проходим быстро, спускаемся к реке Чарын, поворачиваем направо, на Жаланаш. Здесь начинается дорога на озеро Кольсай, стоит первый километровый столб с отметкой «0».
Уходим с Кульджинки.
Последний столб этого пути, с отметкой «89» будет стоять прямо перед озером. Первая приятная неожиданность – новый хороший асфальт. От поворота и до самого Жаланаша дорогу сделали отличную. Все 45 километров до посёлка – а это половина расстояния до озера – едем и наслаждаемся гладким асфальтом. Дорога практически вся сухая и чистая, да и вокруг снега лежит не много. За Жаланашем асфальт кончается, но это уже не та разбитая дорога, что была раньше.
Остатки старого покрытия убрали, дорогу отсыпали и подравняли, полным ходом идут работы по обустройству пути – укладываются трубы для пропуска ручьёв под дорогой. За пару километров до посёлка Саты появляется новый асфальт, но это только небольшой участок, вскоре после Сатов он заканчивается. Здесь развилка: прямо идёт дорога на озеро Кольсай, направо, через мост, дорога уходит вверх по реке Чилик.
Мы едем прямо и через пару километров упираемся в ворота национального парка. Пока оформляется въезд в парк, служительница объясняет, что к озеру мы, скорее всего, не проедем.
После кордона.
Из-за морозов ручей на подъёме залил дорогу льдом, проехать нельзя, о чём она нас предупреждает под роспись в журнале техники безопасности, куда заносятся наши данные. Так же нас официально предупредили, что если мы не проедем до озера и нам это не понравится, то оплату за въезд на территорию национального парка нам не вернут в любом случае. Камеры видеонаблюдения, которыми оборудован пункт пропуска, снимали эту официальную процедуру со всех сторон.
На этом ролике участок дороги от поворота с Кульджинского тракта до ворот национального парка.
Ободрённые таким напутствием мы поехали по территории национального парка. Проехали километра три вдоль реки, пересекли её по мосту, началась дорога по склону горы. На этой фотографии видно дорогу, идущую по склону (вверху справа).
Еще примерно километр подъёма и, перед одним из поворотов, на обочине стоит легковая машина. Машина пустая, рядом тоже никого нет. Ага, решили мы, это он дальше из-за льда не поехал. Только про лёд подумали, он появился тут же. Вся дорога, от края до края, залита толстым слоем гладкого льда. К тому же подъём и повороты…
На снимке отмечены границы ледового участка (между двумя метками). Координаты места даны внизу снимка.
Но это оказалось не так страшно, машина чуть вильнула на повороте, однако скорости не потеряла и, как-то сама собой, вывезла нас с этого катка. И хотя весь этот кусочек длился не более двухсот метров, мысль о том – а как же обратно ехать – появилась в то же момент.
Но об этом чуть позже, а пока, проехав ещё пару километров, мы увидели километровый столб с отметкой «89». Это был Кольсай.
Озеро.
Рубленные домики, стоявшие лет двадцать над озером, на левом берегу реки, исчезли. Лишь десяток каменных площадок напоминает о том, что это было. В этом месте остался только один из существовавших там домов. Кто в нём живёт – не знаю, наверное, Хранитель озера. Однако три рыбака, сидевшие на льду около лунок, закончив свою рыбалку ушли в этот дом.
Вместо рубленных домиков появились рубленные беседки. Сложилось такое впечатление, что это место приспосабливают под автобусные экскурсии из Алма-Аты. Дорогу заасфальтируют до озера, или почти до озера. Привезут группу туристов на несколько часов – и обратно. Нечего тут делать несколько дней, пограничная зона, однако. Кстати, конный наряд из трёх вооружённых до зубов служивых мы наблюдали перед въездом в национальный парк. Да, коттеджи, стоявшие на правом берегу озера, на приличном расстоянии от воды, сохранились. Правда, дорога туда достаточно сложная.
Немного погуляли около озера, посмотрели на скованный льдом Кольсай, на залитые утренним солнцем скалы. Приехали мы сюда, так сказать, на разведку – узнать дорогу и возможное место отдыха. Дорога стала просто прекрасной, но домики, в которых мы несколько раз останавливались, исчезли, к нашему большому сожалению.
Обратный путь.
Проехать через наледь вниз, с ходу, без остановки, мы не решились. Подъехали поближе, оставили машину и пошли смотреть. Хорошо, что так сделали.
Сразу за поворотом стоял «лэндкрузер», не смог подняться. Пассажиры уже заканчивали посыпать лёд землёй с обочины. Ещё несколько минут и дорога свободна. По следам этой машины потихоньку спускаюсь вниз и оставляю неприятное место за спиной. Надо сказать, что такой лёд на этом участке дороги — очень редкое явление. Ездил на Кольсай зимой не раз и подобного никогда не видел. Да и от местных жителей не слышал о подобном.
Всему виной сильные, можно сказать — аномальные морозы, которые недавно прокатились волной по всему Казахстану и достигли этих мест. К тому же снега было не много. Поэтому водосток, проходящий в этом месте под дорогой, замёрз намертво. Тонкий ручеёк, практически не заметный в нормальных условиях, стал разливаться во все стороны и получился «каток» с толщиной льда сантиметров в тридцать.
Проехали по льду.
Конечно, как это всегда и бывает, стоило нам только решить этот «скользкий вопрос», как из-за поворота показался КАМАЗ, полный грунта. Дорожные службы приехали засыпать лёд. Смотреть на это мы не стали и поехали дальше, вниз, к привычному гравийному покрытию.
На обратном пути мы снова проехали от посёлка Кокпек вниз по ущелью через горы Сюгеты. По тому самому ущелью, где рано утром температура падала столь стремительно. Перепад высот между началом и концом ущелья составляет 300 метров, этим и объясняется быстрая смена температуры. Небольшое видео дороги по этому ущелью.
Теперь, до Чилика, старая знакомая дорога, а потом мы решили проехать по новому участку трассы Алма-Ата – Хоргос. Не доезжая до посёлка Лавар – развилка. Налево, перед развязкой, уходит старый Кульджинский тракт. Направо плавно идёт новая дорога.
Трасс Алма-Ата – Хоргос.
Дорога очень хорошая, тут двух мнений быть не может. На обочинах снег, но само полотно чистое и, большей частью, сухое. В месте пересечения дорог сделаны развязки, в местах примыкания дорог – развороты. Машин мало, трасса проходит в стороне от посёлков и ездить на короткие расстояния, из одного посёлка в другой, не удобно. Ну и строилась она, собственно, не для этого. Задача трассы — сделать максимально быстрым и безопасным прохождение трёхсот сорока километров от Алма-Аты до китайской границы. Судя по пройденному нами участку (а проехали мы примерно половину всей магистрали), задача эта успешно решена.
На этом видеоролике мы едем от Чилика до Капчагайской трассы по новой дороге Алма-Ата – Хоргос.
Эта поездка заняла у нас двенадцать часов, проехали 615 километров «от дома до дома». Загоревшаяся на последних секундах путешествия жёлтая лампочка уровня топлива показала, что 80 литров бензина израсходовано. Топливный бак на автомобиле MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model вмещает 88 литров бензина, лампочка загорается при восьми литрах остатка. Так что средний расход получился 13 литров на сто километров пути. Оно и понятно – горные дороги с включённым полным приводом не способствуют экономии топлива.
Транскрипция нацпарка «Клсай клдері» слегка отличается от вашей. Непривычно ) Кстати, это беда многих интересных точек в Казахстане. Сложно искать их на онлайн-картах, когда встречается несколько написаний. Дорога на Жаланаш действительно очаровательна. Да и сами Кольсайские озера классные.
мне нравятся Ваши рассказы! особенно о путешествиях вокруг Алма-Аты. в очередной раз решил, что если буду еще в ваших краях, то обязательно задержусь дня на три! буду использовать прочитанное как хороший путеводитель! спасибо
Спасибо! Приезжайте, у нас есть, что посмотреть. Природа красивая и очень разная, да и город ничего так.)
«С каждым годом Кульджинка обживается всё больше и больше. Думаю, что постепенно весь участок дороги до Чилика превратится в один большой посёлок – интервалы между населёнными пунктами становятся меньше и меньше.»
Грамотное наблюдение. В России то же самое.
Раньше ведь как было — дороги соединяли населенные пункты, вся жизнь вокруг них.
Наступил 20-й век, автомобилизация, вркруг населенных пунктов начали делать объездные дороги. Теперь магистральные маршруты представляют из себя сплошные объездные «змейкой».
Предприимчивые местные жители тут же разворачивают вокруг них придорожный сервис и прочую торговлю — магистральная трасса снова превращается в дорогу к рынку.
МКАД в Москве — строили десяток лет, чтобы было удобно ехать транзитом, в результате его так же превратили в дорогу к базарам и моллам. А позже вокруг МКАД как грибы начали расти жилые комплексы и районы, к каждому из которых нужен съезд. Опять пробки.
Сейчас строят Малое Кольцо. Уверен будет то же самое.
Красивые места. Хороший отчёт, полезная информация при планировании путешествия. Спасибо.
Огромное спасибо за очень полезную информацию. Вот с другом тоже едем на разведку, чтобы в следующий раз с семьями поехать с ночевой. Вот только не понял есть ли там домики в аренду?
Домики в аренду остались на другом (западном) берегу озера, довольно далеко от воды, крутой склон метров двести. И дорога туда значительно тяжелее, зимой много снега, в остальное время сыро и может быть грязно,скользко. После экопоста, примерно километров через пять, будет мост, перед ним дорога уходит прямо вниз ( на мост — направо). Вот если поехать прямо, сначала вдоль реки, потом серпантинами по склону, то будут эти коттеджи. В этом рассказе https://roadstravel.ru/вокруг-алма-аты-пока-ещё-не-автопутеше/#more-283 есть старый видеоролик, видно место, где стоят эти коттеджи (тогда там был только один).
ездили туда в начале марта, дорога уже вся чистая, этой зимой такого катка на дороге не было да и зима тёплая была